Моделирующий комплекс (летательный тренажер)самолета "Боинг-727-200", созданный фирмой "Сингер-Линк"и установленный на подвижном основании с шестью степенями свободы, обеспечивает имитацию всех наземных операций и операций пилотирования с воспроизведением натуральных шумов при работе силовых установок, аэродинамических шумов и звуков выпуска или уборки шасси. Создание второго тренажера осуществлялось на базе концептуальных проработок перспективного пассажирского самолета.
Комплекс позволяет воспроизводить цветные изображения различных аэропортов, наблюдаемые через остекление кабины в сумерках и ночью. При этом с помощью светящихся точек обозначаются различные объекты, а также текстура земной поверхности и поверхности зданий в условиях естественной освещенности или при освещении посадочными огнями самолета. Комплекс позволяет также воссоздать обстановку в дневных условиях и реальную обстановку в условиях тумана, облачности,* кратковременного снегопада или ливня. Кроме того, через него может передаваться воздушная и наземная обстановка от имитатора управления воздушным движением.
Системное моделирование явилось основанием для разработки английским Национальным институтом сельскохозяйственной техники эргономического моделирующего комплекса[37], позволяющего изучать и оптимизировать все параметры рабочего места, влияющие на комфортность и безопасность труда. Комплекс включает макет рабочего места тракториста в натуральную величину. С его помощью можно моделировать все условия труда (шум, вибрации и др.), исследовать рабочие позы человека в ситуациях, приближенных к реальным. Макет установлен на алюминиевой несущей системе, которая под действием трех гидроцилиндров может испытывать смещения и вибрации в трех направлениях: продольном, поперечном и вертикальном.
Созданный комплекс знаменует переход к принципиально новому методическому подходу эргономического проектирования трактора по сравнению с традиционным, в основе которого лежат вычленение одного параметра рабочего места и преобразование его до оптимального значения. Практика показала, однако, что получаемые на экспериментальных стендах и опытных образцах машин значения далеко не всегда соответствуют тем, которые наблюдаются на машинах, работающих в реальных условиях. Так, не оправдала себя установка эргономистов и конструкторов на максимальное глушение шума в кабине: оказалось, что фермеры эффективно используют каналы слухового контроля работы механизмов тракторов и потому сознательно нарушают герметизацию кабины. Полностью остекленные кабины проектировались в расчете на обязательное использование кондиционеров, без которых в кабине возникает "парниковый эффект", однако высокая стоимость и недостаточная надежность кондиционеров препятствуют их широкому применению. Исследовать динамику какого-либо параметра в зависимости от группы других, имитировать с помощью экспериментальных стендов реальные условия, в которых работает тракторист, и помогает созданный комплекс.
Проблема шума изучалась на моделирующем комплексе путем предъявления трактористу—испытуемому записанных на магнитную ленту реальных шумов, возникающих при характерных неисправностях машины. Шумы воспроизводились в произвольном порядке через случайные временные интервалы. О своих реакциях испытуемый сообщал либо устно, либо нажатием на кнопку или педаль (имитация естественной реакции на неисправность). Было установлено, что реакции испытуемого не всегда адекватны и часто запаздывают. Исследования указали также на необходимость облегчения контроля работы машины на слух, в связи с чем изучались два пути: применение устройств для усиления информативных шумов и активное подавление обычных фоновых шумов.
Особое внимание уделялось проведению стендовых и полевых испытаний гидростатических систем рулевого управления и систем с сервоприводом, для чего на различных скоростях исследовалась точность управления трактором. Было выявлено, что повышенная скорость и чувствительность системы управления вынуждают тракториста сосредоточивать внимание на движении агрегата, а на контроль качества работы не остается времени (при уборке свеклы, например, в этих условиях потери возрастают в среднем на 13%). По результатам исследований разработана новая система управления, отвечающая реальным особенностям труда тракториста.
На этой установке исследовались различные типы сидений. При этом оценивались толщина и угол наклона подушки, угол наклона и кривизны спинки, плотность и мягкость обивки и другие параметры, включая степень поглощения подвеской сиденья вибраций платформы. Результаты исследований на стенде позволили определить требования к "идеальному сиденью", его геометрии, морфологии в соответствии с особенностями трудовой деятельности тракториста.
Еще один моделирующий эргономический комплекс и его использование описываются в приложении 2.
2.7.2. Автоматизированные системы эргономического проектирования
Эффективным средством эргономического проектирования становятся автоматизированные системы проектирования (САПР), состоящие из ЭВМ, графических устройств ввода —вывода и разнообразных пакетов программного обеспечения. Автоматизированные системы эргономического проектирования развиваются под воздействием и в i русле общего процесса автоматизации проектирования. По мере совершенствования программных и аппаратных средств вычислительной техники, интерфейса "человек — САПР" все большее число задач эргономического проектирования решается с применением указанных систем.
Конкуренция на рынках сбыта побуждает промышленные предприятия сокращать сроки проектирования и производства изделий при одновременном повышении их качества. Поиски путей решения названных задач стимулируют развитие и применение систем автоматизированного проектирования, в том числе и эргономического. Немецкими специалистами создана автоматизированная система эргономического проектированияЭРГОМАС (ERGOMAS — Ergonomic Design and Optimisation of Manufacturing and Assembly Systems), которая позволяет осуществлять пространственную планировку производственных систем, оптимизировать сборочные линии, организовывать потоки материалов, проектировать рабочие места и производить их оценку, анализировать временные нормативы и определять стоимость процесса сборки [38]. ЭРГОМАС способствует быстрому и падежному эргономическому проектированию и оценке рабочих мест путем использования следующих компонентов: трехмерной модели человека, зон досягаемости и полей зрения. Зоны досягаемости зависят от действий человека на рабочем месте. В соответствии с полом оператора и выбранным перцентилем ЭРГОМАС показывает зоны досягаемости. Возможны следующие зоны досягаемости: идеальная, физиологически максимальная, геометрически максимальная.
Дополнительный программный модуль.ЭРГОМэн позволяет моделировать действия человека на рабочем месте. Биомеханическая трехмерная модель человека в соответствии с выбранными полом и перцентилем помещается на рабочем месте. Различные человеческие движения характеризуются путем измерения времени отдельных моментов движения мультипликационных изображений. Модель человека можно помещать в положение сидя или стоя, нагрузка на суставы во время движений вычисляется и графически документируется. Дополнительно для помощи пользователю имеется справочник гипертекст, который через посредство ключевых слов предоставляет важную информацию по вопросам окружающей среды, об эргономических стандартах, инструкциях безопасности и т.д. Содержание справочника может модифицироваться и дополняться пользователем.
Основные модули ЭРГОМАСа основываются на объемлющей системе управления базой данных и заново разработанной графической системе для трехмерных изображений и изменения их расположения на экране дисплея. Созданная автоматизированная система эргономического проектирования повышает производительность труда проектировщиков, сокращает время проектирования, повышает качество проектных работ и позволяет избежать ошибок при их выполнении.
Широкое применение систем автоматизированного проектирования в авиационной индустрии США побуждает эргономистов этой отрасли интенсивно разрабатывать автоматизированные системы эргономического проектирования [39]. Компьютеризованный манекен человека корпорации "Локхид",например, позволяет решать широкий крут антропометрических задач проектирования и оценки (обзор и досягаемость, рабочие позы). Манекен — элемент интегральной системы машинного проектирования этой корпорации.
Убедившись на собственном опыте, что двумерные чертежи, содержащие антропометрические данные, сегодня анахронизм, венгерские и немецкие эргономисты разработали программу ОСКАР,являющуюся динамичным партнером проектировщика. Она демонстрирует ему на экране дисплея в удобной для восприятия форме банк антропометрических и биомеханических данных. Программа построена на основе 10 млн. данных, включающих перцентили от 2.5 до 97.5. На экране проектировщиком задается вариант объемно-пространственного решения искомой структуры, затем в ней начинает "жить" подвижное объемное изображение человека, которое выполняет команды проектировщика, вплоть до возрастного изменения подвижности суставов.
Российскими учеными и специалистами создана экспертная система автоматизированного эргономического проектирования и оценки систем "человек—машина".Оболочка экспертной системы связана с банком эргономических данных, имеет "дружественный" пользователю интерфейс и функционирует в среде MS-DOS (версии 5.0 и выше) на персональных компьютерах [40, 41].
Получила широкую известность автоматизированная система эргономического проектирования, названная английскими специалистами СЭММИЕ(SAMMIE — System for Aiding Man Machine Interaction Evaluating — система, помогающая оценивать взаимодействие человека и машины) [42]. Система предоставляет следующие возможности: трехмерное моделирование рабочего места и оборудования; моделирование манекена — оператора в произвольных позах для эргономических оценок; множественные методы наблюдения конструируемых сцен (практически с любой точки зрения, например изнутри создаваемой на экране конструкции); интерактивное (диалоговое) общение с моделью рабочего места с целью ее исправления, дополнения, изменения и пр. (рис. 2-10).
Основными компонентами системы являются рабочее место и изображение манекена — оператора. Рабочее
место строится из стандартных геометрических тел заданной формы (кубов, призм, цилиндров и т.п.). При построении сложных объектов их элементы могут быть подвергнуты преобразованиям параллельного переноса, поворота, а также растяжения и сжатия. При построении в программу закладывается ряд геометрических и логических требований. Например, сохранение геометрической формы и размеров недеформируемых элементов конструкции; сохранение контакта между некоторыми элементами; возможность движения одних элементов относительно других.
Система позволяет изменять взаимное положение элементов рабочего места. Например, достаточно приписать какому-либо движению элементов рабочего места (подъему захватов) соответствующую команду "Захват поднять", чтобы это движение выполнялось.
Модель тела человека также строится из простых геометрических элементов. Обычно при работе задаются модели трех определенных размеров, соответствующих 5-, 50- и 95%-ному перцентилю. Однако при необходимости размеры манекена могут быть заданы произвольно.
Работа с системой проходит, как правило, в диалоговом режиме на основе имеющихся меню. Их всего 35. Например, такие: меню оператора — для выбора размера и позы манекена; меню зоны обзора; меню для работы только с частью модели, выбираемой по желанию, и т.п. Во всех режимах предусмотрена возможность изменения размера изображения.
Наиболее часто модель используется для решения следующих задач:
♦ оценки соответствия размеров рабочего места размерам оператора (поместится ли он в отводимом ему пространстве);
♦ определения пределов досягаемости; при этом интересующий разработчика объект может быть указан его координатами, названием, предварительно введенном в программы (в этом случае будет определяться досягаемость этого объекта при его перемещении в пространстве), направлением движения части тела (достанет ли оператор до любой точки стены, если он привстанет и вытянет руки в стороны);
♦ определения зон видимости; при этом любой поверхности могут быть приписаны свойства зеркала, как плоского, так и вогнутого, либо выпуклого с произвольно выбираемыми фокусными расстояниями. Это позволяет определить зоны обзора.
2.7.3. Банки эргономических данных
Автоматизированные системы эргономического проектирования сопряжены с банками эргономических данных. Такие банки созданы в США, Германии, Франции и других странах. Работы по созданию банков эргономических данных и знаний велись в СССР, а также в странах-членах СЭВ. В целом ряде стран исследования и разработки в этом направлении проводились по заказам военных ведомств, и поэтому до последнего времени о них имелось мало сведений.
Основной целью таких работ является формирование единых источников, содержащих тщательно проверенные данные антропометрических измерений и количественные показатели (и различные зависимости между ними) психофизиологических возможностей и особенностей человека, для использования их в проектировании, разработке и оценке машин, оборудования, производственной среды, систем управления, промышленных изделий, а также при строительстве зданий. Не менее важной целью является повышение уровня эргономических исследований путем разработки стандартов на условия проведения экспериментов, процедуры, методы и показатели, а также на формы представления получаемых результатов.
Во Франции на базе лаборатории антропологии и экологии человека Парижского университета им. Р.Декарта функционирует банк биометрических данных "Эр-годата" [43]. Банк включает антропометрические данные как французского населения, так и населения других европейских стран. Создание банка стимулировалось необходимостью в эргономической проработке все более усложняющихся систем и оборудования на ранних этапах проектирования. Это в свою очередь потребовало учета различных антропометрических характеристик тех групп населения, которые будут работать на этом оборудовании. Кроме того, необходим учет антропометрических характеристик населения тех стран, куда предполагается экспортировать оборудование.
Антропометрические характеристики, накопленные банком биометрических данных, позволяют вычислять
для каждого человека наиболее вероятные величины размеров, которые не были замерены экспериментальным путем. Кроме того, возможно реконструировать полный набор антропометрических характеристик репрезентативной выборки пользователей конкретного оборудования, даже если первоначально имелись некоторые размеры, чаще всего только вес и рост. Данные четко определены и выражены в сжатой форме с целью сокращения времени запроса, включая и возможность речевого общения с банком.
Банк данных содержит информацию, которая может использоваться не только при разработке систем и оборудования, но и общественного транспорта, потребительских изделий.
2.7.4. Перспективы применения моделирования виртуальных реальностей в эргономическом проектировании
Принципиально новые возможности для эргономического моделирования и проектирования открываются с созданием мира виртуальной реальности (рис.2 цв. вкл.). Когда в физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия других частиц, они были названы виртуальными (от англ. virtual — фактически, действительно). На основании анализа работ, посвященных изучению феномена виртуальной реальности, выделяют три наиболее характерные ее особенности. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют искусственной, или сотворенной, порожденной. Виртуальная реальность существует только "здесь и теперь". Возможность взаимодействия со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как независимыми друг от друга — еще одна особенность виртуальной реальности [44].
Разработка нового поколения ЭВМ и новых принципов моделирования позволила моделировать виртуальные реальности. В основе каждого прикладного случая виртуальной реальности — база данных, используемая компьютером для создания и демонстрации графических программ. Однако, в отличие от других графических программ, ВР-компьютер посредством приводов, присоединенных к шлему и перчаткам, улавливает движение головы и тела человека и соответственно регулирует наблюдаемый им мир (рис. 2-11).Пользуясь перчаткой, джойстиком, мышью или другими устройствами, человек взаимодействует с образами на экране, преодолевает чувство недоверия, а создаваемое зрелище приобретает характер реальности. Конечная цель виртуальной реальности заключается в том, чтобы у пользователя возникло ощущение реальности созданного компьютером мира и его нахождения в нем. Термин "виртуальная реальность" предложен в начале 80-х годов.
Сочетание виртуального видения с физической обратной связью открывает широкие возможности для применения в эргономических исследованиях и проектировании [45]. Демонстрируя последние достижения виртуальной реальности, инженеры компании "Боинг" в Сиэтле создали имитатор-тренажер самолета. Надев "виртуальные" шлем и перчатки, можно открыть ремонтный люк, чтобы проверить механические узлы, заглянуть в кабину и грузовой отсек, изучить расположение систем управления и пассажирских мест. В перспективе "Боинг" планирует внедрить ВР в компьютеризированные конструкторские отделы. Это позволит — еще до сборки самолета — расположить, например, все функциональные узлы в пределах досягаемости на случай ремонта. В Токио в специальном демонстрационном зале покупатели надевают очки и перчатки, чтобы "подобрать" и "обста-
вить" ВР-кухню на свой вкус. Заказчики могут открыть шкафы и сами убедиться, устраивает ли их расположение мебели. Если нет, заказчик вносит изменения, и компьютер выдает подробные эскизы для удовлетворения запросов заказчика.
Развитие методического арсенала эргономики побуждает вспомнить программу радикального изменения эксперимента в эргономике, которую еще в 1962 г. предложил американский ученый Дж.Ликлайдер и которая рассматривалась в то время как нереальная. Программа, призванная обеспечить максимальное соответствие эксперимента практике создания систем с ее жесткими ограничениями по времени проведения соответствующих работ, сводилась к разработке:
1) автоматических методов исследования;
2) принципиально новых и более эффективных способов планирования эксперимента;
3) таксономии функций систем "человек—машина";
4) программ для ЭВМ, моделирующих системы "человек-машина".
Глава III
ПРИНЦИПЫ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ТРУДОВОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Категория деятельности является важнейшей в системе эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно — практической, производственной, познавательной и управляющей деятельности. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира [1].
Деятельность в эргономике выступает в качестве предмета объективного научного изучения. Приэтом она расчленяется и воспроизводится в теоретических схемах и моделях в соответствии с методологическими принципами, развитыми в науке, и в зависимости от конкретных эргономических задач. Деятельность в эргономике выступает и как предмет управления,т.е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов, которые формулируются в эргономике, в социальной психологии и социологии труда. Деятельность в эргономике выступает и как предмет проектирования, т.е.перед эргономикойстоит задача выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности. Наконец, деятельность в эргономике выступает и как предмет многоплановой оценки, которая и должна осуществляться в соответствии с различными критериями, такими, как эффективность, надежность, удовлетворенность, комфортность и т.п. Таким образом, деятельность выступает в эргономике как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации,проектирования и оценки. Естественно, что такая самая общая характеристика функций деятельности может играть лишь роль методологического ориентира эргономических исследований и проектирования. Для решения научных и практических задач эргономики понятию деятельности должен быть придан определенный конструктивный смысл. Эта задача отнюдь не простая.
В эргономике широко используются концептуальные схемы анализа деятельности, имеющиеся в смежных науках, особенно в психологии и социологии. Эти концептуальные схемы не только ассимилируются, но и трансформируются эргономикой в соответствии со спецификой решаемых ею задач. Эргономика разрабатывает методы анализа и выявления функциональных структур различных видов деятельности и прежде всего трудовой: от сравнительно элементарных до предельно сложных. Таково обязательное условие оптимизации трудовой деятельности, ее рационального проектирования. В противном случае задачи эти решаются либо на основании здравого смысла, либо путем эмпирического перебора множества факторов, так или иначе влияющих на эффективность и другие аспекты деятельности, т.е. методом последовательных приближений.
Обосновывая необходимость решительного поворота эргономики к изучению деятельности человека, французский ученый Ж.Лепля предлагает в этих целях развивать психологическую эргономику. "Поведение можно определить,— отмечает Д.Мейстер,— очень широко, как любую активность — когнитивную, физиологическую, психомоторную — человеческого организма... Деятельность, как мы ее определяем, есть мотивированная целью работа и как таковая является частью (хотя и значительной) поведения в целом. Возможно, было бы преувеличением сказать,— подчеркивает ученый,— что человеческие факторы в технике интересуются только деятельностью, но такое утверждение во многом верно" [2, с.38].
Для эргономики основополагающим является исходное расчленение деятельности, в соответствии с которым в ней выделяют цель, средство (орудие труда) и результат. В научном и практическом отношениях полезна и более детальная схема единиц анализа деятель-
иости, разработанная в психологии. Приведем вариант структуры деятельности, предложеной А.Н.Леонтьевым [3] имодифицированной в работе В.Зинченко и В.Муни-пова [4]:
МОТИВ -ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ-ДЕЙСТВИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО - УСЛОВИЕ
ПРЕДМЕТНОЕ СВОЙСТВО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Выделенные единицы анализа и их детерминанты составляют в своей совокупности четыре уровня анализа: от макроанализа (мотив— деятельность) до микроструктурного и микродинамического анализа на последнем уровне. Уровень анализа определяется задачами эргономического исследования.
Вместе с тем различные формы активности обладают относительной автономностью (например, восприятие выступает как деятельность у контролера качества продукции или оператора-наблюдателя, мышление — как деятельность у оператора-исследователя и т.д.). Но и здесь они сохраняют свойства структуры деятельности как таковой и могут рассматриваться лишь сквозь призму ее основных компонентов. Они вычленяются из контекста целостной деятельности и обслуживают ее (рис.3-1).
Действие может входить в состав различных деятель-ностей, при этом действие, сохраняя свою цель, меняется только по мотивации и, следовательно, по субъективному смыслу и эмоциональной окраске. Операции определяются теми условиями, в которых дана цель. Они представляют собой техническую сторону действий и поэтому могут быть формализованы и переданы машине. Операции в свою очередь подлежат расчленению на более мелкие единицы — функциональные блоки.
Деятельность субъекта, с одной стороны, зависит от психической организации человека, а с другой — сама детерминирует формирование и протекание психических процессов. Экспериментально обосновано представление о процессах восприятия, памяти, мышления, внимания как о системах перцептивных, мнемических, умственных и других действий.
Прежде чем рассматривать функциональную структуру трудовой деятельности, единицы ее анализа и типы связей между ними, необходимо охарактеризовать "мир деятельности", к которому относится и в который "погружен" эмпирический материал эргономики [1].
3.1. Деятельность в ее различных проявлениях — объединяющее начало эргономики
В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития труда и его орудий (техники): ручной труд, механизированный труд, автоматизированный труд. Все эти типы труда характерны для современного
производства. Эргономика, возникнув на стадии автоматизированного труда, имеет тем не менее отношение ко всем трем его типам.
В сферу эргономических исследований преимущественно включаются виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств. Труд, выполняемый вручную, также включают в сферу изучения эргономики; имеются эргономические издания, посвященные проблемам ручного труда.
Для того чтобы грамотно оценивать и проектировать потребительские изделия, самое их потребление также должно быть рассмотрено как специальный вид деятельности, как деятельность потребления. При этом не должно вводить в заблуждение сходство оперативно-технических компонентов трудовой деятельности и деятельности потребления. Их цели, мотивы, результаты принципиально различны, как различны и требования к условиям их использования, степени комфортности.
Объектом эргономики являются: производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппараты управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т.п.); непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники, техника передвижения, техника образования и культуры и др.), а также военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и др.).
Поэтому эргономический "мир деятельности" можно представить через обобщенные характеристики трудовой и других видов деятельности с различными средствами, обращая при этом внимание на наиболее существенные психологические особенности этих процессов. В любой трудовой деятельности, как и во всякой другой (учении, игре потребления)), можно выделить когнитивные, исполнительные, мотивационные, в том числе и целевые аспекты. Естественно, что содержание каждого из этих аспектов, равно как и соотношение между ними, конкретно-исторично. Они определяются развитием целей, усовершенствованием производства, технологических режимов и условий труда, а также предметного мира. Особенно отчетливо это обнаруживается при сопоставлении психологических особенностей трудовой деятельности с такими средствами производства, как инструмент, механизированные системы или машины и автоматизированные системы.
Наиболее непосредственное взаимодействие субъекта и объекта деятельности происходит при использовании орудий или различного рода инструментов. Примером таких видов деятельности может служить не только деятельность слесаря-инструментальщика, строителя, специалиста по ремонту или наладке, врача и конструктора, но и, безусловно, также работников некоторых видов искусства — художников прикладного искусства, скульпторов и т.д. Объект в этих случаях предстает перед субъектом во всем многообразии своих свойств, а субъект — многообразными возможностями их изменения и использования с целью получения желаемого результата. Для реализации этих возможностей он должен осуществить не только исполнительные, но и различные аналитические и познавательные действия, иными словами, решить задачу наиболее эффективной организации своих действий. В этом случае само средство деятельности — орудие, инструмент в своей идее или конструкции — отражает как свойства объекта (форму, фактуру и т.д.), так и функциональные особенности способа действий человека с объектом, усилия, которые он должен приложить, требования точности и скорости действия. Многие давно созданные орудия и инструменты до сих пор поражают своей "разумностью", удобством и простотой их использования, а главное, возможностью с их помощью создавать новые формы объектов или преобразовывать один и тот же объект совершенно различным образом с качественно, а не только количественно разными результатами. Непосредственность взаимодействия с объектом с помощью предметно- и функционально-специфических средств деятельности создает условия как для исполнительных, так и для познавательных действий. Их соотношение может быть разным в сходных процессах, что определяется прежде всего не объектом и средством действий, а требованиями к результатам этих действий. Требования к функциональным или, например, к эстетическим качествам результата определяют способ действий и эффективность их осуществления. При использовании орудий человек применяет свои способности, приобретает опыт и навыки в разных сферах деятельности, а также удовлетворяет свои потребности в познании и творчестве.