Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века



 

В первое десятилетие XX века М.Вебером заклады­ваются основы развития понимающей социологии и теории социального действия. Социология, по Веберу, интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и ре­зультаты. При этом под действием он подразумевал по­ведение человека, когда и поскольку оно имеет для дей­ствующего или действующих субъектов смысл, т.е. субъ­ективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия. Социальным Вебер считал действие, субъективный смысл которого соотносится с поведением других людей. Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональнос­ти, которая находит свое последовательное выражение в капиталистическом обществе и которая, по Веберу, про­никает во все сферы межчеловеческих взаимоотноше­ний и культуры.

В 20-е годы XX века зарождается индустриальная социология,возникновение которой связывают с прове­денными под руководством Э.Мэйо знаменитыми хо-торнскими экспериментами в американской "Вестерн Электрик Компани" близ Чикаго. Изучая влияние различ­ных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышлен­ном предприятии, он показал, что новые условия произ­водства, качественно изменившийся состав рабочих на-

стоятельно требуют переноса центра тяжести в исполь­зовании рабочей силы с экономических на социальные и психологические стимулы.

Показательным в этом отношении является экспери­мент с освещенностью. Гипотеза ученых заключалась в том, что производительность будет выше, если освещен­ность будет лучше. На предприятии были образованы две группы — контрольная и экспериментальная. Рабочие общались друг с другом. В экспериментальной группе постепенно улучшалось освещение. Производительность труда в группе повышалась, как полагали эксперимента­торы, в первую очередь из-за изменения производствен­ной обстановки и наличия постоянного контроля. Но как только об эксперименте узнали рабочие контрольной группы, производительность труда в ней тоже повыси­лась. Тогда в контрольной группе стали уменьшать осве­щение. Производительность труда продолжала нарастать. Освещение было доведено до предельно возможного нижнего уровня, а производительность труда была на уровне той группы, в которой освещение было макси­мально улучшено. В конечном счете выяснилось, что производительность непосредственно не связана с осве­щенностью. Этот неожиданный результат требовал объ­яснения, которого не могли сразу найти.

При проведении еще одного подобного эксперимен­та выяснилось, что, обращаясь к работницам с просьбой содействовать эксперименту, исследователи темсамым способствовали тому, что работницы почувствовали вни­мание к себе и начали работать эффективнее. Стали понятны и эксперименты с освещением. Когда на пред­приятии выделили две группы работниц для эксперимен­та, то они почувствовали свою значимость и поэтому производительность росла подчас независимо от осве­щенности. Результаты этих исследований показали зна­чение социальных факторов в производственном процес­се и особую значимость неформальных групп и социаль­ного взаимодействия в них при выполнении производст­венных заданий. Однако это не означало, что организа­ция и условия труда, размер заработной платы не имеют никакого значения.

Э.Мэйо явился основателем теории "человеческих отношений"— одного из направлений теории научного управления. Подвергнув критике тейлоровскую концеп­цию "экономического человека", он экспериментально доказал, что наряду с материальными стимулами большое значение имеют такие психосоциальные факторы, как сплоченность группы, в которой работает индивид; взаи­моотношения с руководством; благоприятная обстановка на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и др.

Теоретики "человеческих отношений" разработали понятия формальных и неформальных групп, показав влияние последних на формирование благоприятных ус­ловий труда. Формальной считают группу, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке. Структура и отно­шения в неформальной группе возникают естественным образом в процессе человеческого общения и законода­тельно не регулируются.

В 30-е годы экспериментальные исследования психологии малых группосуществляет К.Левин, основа­тель теории групповой динамики, в соответствии с кото­рой единственной социальной реальностью, непосредст­венно данной исследователю, признаются индивиды, со­ставляющие малые группы и вступающие в их рамках в различные отношения.

В эти же годы А.Маслоу разрабатывает иерархичес­кую теорию потребностей. Все они подразделяются на базисные (потребность в пище, безопасности, позитив­ной самооценке и др.) и производные, или мета-потреб­ности (в справедливости, благополучии, порядке и един­стве социальной жизни). Базисные потребности человека постоянны, а производные изменяются; базисные по­требности располагаются в восходящем порядке от "низ­ших" материальных до "высших" духовных:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности (в защите);

3) потребность в причастности к коллективу, общении, внима­нии к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

4) потребность в признании и высокой оценке статуса, престиже;

5) потребность в самовыражении через творчество.

Иерархическая теория потребностей нашла приме­нение в целом ряде организационных нововведений (на­пример, в проектах "обогащения труда") и использова­лась в промышленности как средство улучшения стиля руководства.

Развитие индустриальной социологии, социологии управления и социальной психологии стало основой но­вого подхода к проблемам использования трудовых ре­сурсов, изучения возможностей и особенностей человека и малых групп на производстве и привело к созданию социальной философии менеджмента (от англ. man­agement — управление). В основе концепции менедж­мента лежали следующие принципы:

1) человек представляет собой "социальное животное", ори­ентированное и включенное в контекст группового пове­дения;

2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая ор­ганизация несовместимы с природой человека и его свободой;

3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию [8].

Уже из краткого изложения предпосылок возникно­вения эргономики видно, что в конце XIX — начале XX века велись многочисленные и разнообразные поиски оптимальных организационных структур и форм для различных видов человеческой деятельности. Организа­ция характеризуется как взаиморасположение и взаимо­связь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функцио­нальная часть). Сущность организации раскрывается через ее целостность, а становление, развитие и деграда­ция целостности обеспечиваются прежде всего различ­ными типами связей, особенно связями управления, переводящими организацию из одного состояния в дру­гое. Сообразно этому в организации выделяют две сто­роны — управленческую и исполнительскую. В первой

половине XX века возникает ряд теоретических на­правлений в исследованиях организации.

В 20-е годы в Польше и нашей стране начинают разрабатываться проблемы праксеологии. Е.Е.Слуцкий, в опубликованной в 1926 г. в Киеве статье "Изучение проблемы построения формально-праксеологических основ экономики" определяет праксеологию как общую теорию успешной целеустремленной деятельности. Ос­нователем праксеологии стал Т.Котарбинский, который стремился найти общие законы всякой человеческой деятельности и вывести наиболее общие правила такой деятельности (хорошей работы). Цель, условия и средст­ва — три элемента практической деятельности. Ученый обращает внимание на все большую зависимость работ­ника от инструментов, которые сами по себе диктуют методы работы. "Как бы далеко ни продвинулось инже­нерное искусство в деле уменьшения зависимости меха­низмов от необходимости вмешательства человека в про­цесс их функционирования, как бы далеко ни продвинул­ся homo faber по пути минимизации собственного вме­шательства, машина никогда не станет субъектом, она всегда будет требовать руководства со стороны действу­ющих субъектов, и, следовательно, всегда рациональное поведение человека будет зависеть от той же аппаратуры, причем в связи с фантастическим темпом ее развития и усложнения — во все большей мере" [Цит. по: 9, с. 14].

Праксеология синтезирует данные различных наук и практический опыт в области организации работы. Исследование организационных проблем, проводившее­ся в праксеологии, и особенно комплексный подход к анализу деятельности и орудий труда заметно приумно­жили предпосылки формирования эргономики.

Для понимания формирования предпосылок эргоно­мики представляет интерес типология сфер "практичес­кой" деятельности, исторически последовательно предъ­являвших свои требования и выражавших социально значимые потребности в активном освоении возможнос­тей и особенностей человека и групп людей. "Таковыми последовательно стали сферы: производства; проек­тирования; организации и управления" [5, с.133]. Всоответствии с указанными сферами можно выделить этапы "психотехнической рационализации", "эрго­номического проектирования", "макроэргономики'. Каждому этапу можно поставить в соответствие ведущий тип преобразовательно-конструктивной установки, опре­деляющий дисциплинарно-организационное "лицо" от­дельных дисциплин: рационализаторский (психотехни­ка, психология труда, индустриальная психология), про­ектный(эргономика, инженерная психология), органи­зационный(психология управления, психология труда и организационная психология, макроэргономика).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.