Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Математическое моделирование деятельности человека-оператора 12 страница



Что касается более сложных видов трудовой деятель­ности, то по отношению к ним такой подход уже исчерпал свои "оптимизационные" возможности. А сложность ис­полнительных действий настолько возрастает, что стан­дартные "моторные формы" не могут обеспечить ее эффективное выполнение.

Это справедливо по отношению и к станочнику, и к летчику. Современное механизированное, автоматизиро­ванное и компьютеризированное производство требует от человека выполнения не только заученных, усвоенных действий, но и действий, так сказать, беспрецедентных, которые необходимо не вспоминать, а построить в новой неожиданно возникшей ситуации. Все более распростра­ненными являются случаи, когда при профессиональном обучении невозможно воспроизвести все существенные условия реального трудового процесса, и доучивание происходит при выполнении не учебного, а трудового, исполнительного действия. Адаптация к реальным усло­виям особенно трудна, если выполнение действий требу­ет совершенной сенсомоторной координации. Ярким примером подобных ситуаций может быть деятель­ность космонавтов, которым в условиях невесомости необходимо осуществлять стыковку, расстыковку, пере­ходить из одного объекта в другой, выходить в открытый космос, оперировать ручным инструментом, совершать ручную посадку, т.е. оперировать органами управления в переменных условиях гравитации, трансформирующих привычные сенсомоторные координации, силовой рису­нок хорошо освоенных прежде движений. В частности, невесомость влияет не только на двигательную сферу, но может вызвать разнообразные неприятные ощущения, нестойкие пространственные иллюзии или даже явления деперсонализации и дереализации восприятий субъекта, а во время отдыха сюрреалистические сновидения.

Не меньшую психическую нагрузку вызывает необ­ходимость осуществления исполнительных действий в условиях задержанной обратной связи о результативнос­ти выполненного действия. К числу таких действий отно­сятся управление луноходом, где задержка не превыша­ет нескольких секунд, и управление супертанкером, где

задержка соответствующих эволюции корабля после осу­ществления управляющего действия исчисляется не­сколькими минутами. Появление целого ряда сравнитель­но новых видов деятельности, связанных с управлением космическими кораблями и станциями, дистанционным исследованием планет, манипуляциями радиоактивными элементами, управлением разнообразными движущими­ся объектами, в том числе и роботами, привело к тому, что в эргономике в качестве специального объекта иссле­дования выделилась деятельность оператора-мани­пулятора. В этом виде деятельности главенствующую роль играют перцептивно-моторные координации и вза­имодействия, хотя, разумеется, значительную роль игра­ет также аппарат образного и понятийного мышления. Исполнительные действия оператора-манипулятора реа­лизуются посредством так называемых регламентирован­ных движений, требующих высокой не только простран­ственной, но и временной точности. Это означает, что с точки зрения эффективности их выполнения информа­тивным показателем являются, наряду с конечным ре-зультом действия (как в случае нажатия на кнопку, кла­вишу, тумблер), также текущие характеристики движе­ний, определяющие динамику объекта управления.

Совершенные перцептивно — моторные координа­ции необходимы и для выполнения многих технологичес­ких процессов. Ярким примером является деятельность по изготовлению и эксплуатации микроустройств. Размеры микрообъектов и необходимая плотность их компоновки предъявляют такие высокие требования к технологии их изготовления, что производство приборов на их основе стало ювелирной работой. Трудовая деятель­ность человека, занятого в сфере сборки, например ин­тегральных схем, осуществляется в условиях постоянного зрительного контроля, повышенной напряженности, обу­словленной необходимостью выполнять высокоточные и тонкокоординированные, прецизионные двигательные акты. Влияние этих факторов усугубляется еще и тем, что размеры микроустройств находятся на грани видимости невооруженным глазом и визуальный контроль техноло­гических операций возможен лишь при применении уве­личивающих оптических приборов. Хорошо известно, что их использование имеет в качестве следствий закре-пощенность позы, гипокинезию, суженное поле зрения и т.п.

Обслуживание многих станков требует высококо-ординированной работы обеих рук при непрерывном зрительном контроле. Временной интервал, в течение которого должны быть осуществлены координированные движения, в отдельных случаях не должен превышать 60 — 80 мс. Необходимость оптимизации подобных видов деятельности привела к выделению в качестве специаль­ного объекта эргономического исследования деятельнос­ти оператора-технолога.

Двигательные акты, исполнительные действия вплетаются в ткань более широких структур деятель­ности, и успешность исполнительных действий должна оцениваться не сама по себе, а в контексте этих струк­тур. Она зависит от того, насколько верно человек сориентировался в ситуации, т.е. построил ли он правильный образ этой ситуации и нашел ли порой единст­венно возможный способ действия.

3.3.2. Формирование структурного, целостного подхода к изучению исполнительных действий

 

Формирование образа ситуации, создание програм­мы разумных действий, их точная и своевременная реа­лизация, контроль за их эффективностью — вот пробле­мы, которые возникли перед современной эргономикой, как и перед комплексом смежных с ней наук: биомеха­никой, физиологией и психологией, которые издавна изучали организацию, построение, управление движени­ем и действиями человека.

Как практические задачи, возникшие перед этими науками, так и логика их собственного развития обусло­вили разработку новых подходов к изучению исполни­тельных действий. В противовес атомарно-рефлектор­ным подходам, ориентированным^ на задание, результат, эффект и т.п., исследователи разрабатывают структур­ный, целостный, деятельностный подход, ориентирован­ный не только на усвоение, но и на построение движений, действий, моторных программ и схем.

Тщательный анализ рисунка даже многократно по­вторяющихся в одной и той же ситуации движений свидетельствует об их уникальности и своеобразии. Детальный анализ моторного акта показывает, что его биодинамическая ткань неповторима, как отпечаток пальца. Это означает, что строятся не только образ ситуации и адекватная ей моторная схема, но что на основе этой схемы строится (а не просто повторяется) каждый живой моторный акт.

Двигательное действие, рассматриваемое как необ­ходимый компонент деятельности, должно обязательно соотноситься с ее когнитивными и личностными компо­нентами, такими, например, как образ и цель. При этом, как указывалось выше, и сама деятельность в целом, и все ее компоненты обязательно характеризуются пред­метно-смысловыми чертами и пространственно-времен­ной определенностью.

Анализируя строение анатомического аппарата, обеспечивающего движения высших животных и чело­века, А.А.Ухтомский отмечает его своеобразие по срав­нению с искусственными механическими устройствами, характеризующееся значительно большим количеством степеней свободы. Ни костно-мышечный аппарат в целом, ни какая-либо его часть не составляют готового механизма для выполнения какого-либо определенного целесообразного акта. Это лишь совокупность известных анатомических компонентов, необходимых для создания такового. Особенности строения опорно-двигательного аппарата обусловливают пластичность поведения выс­ших животных и человека и вместе с тем делают задачу управления этим поведением необычайно сложной и трудной. Поскольку управление предполагает ограниче­ние степеней свободы, а в самом устройстве исполнитель­ных механизмов у живых организмов такого рода огра-

ничения практически отсутствуют, то функции регуля­ции выполняемых действий должны взять на себя цент­ральные механизмы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.