Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Математическое моделирование деятельности человека-оператора 6 страница



техникой. Исследователям и проектировщикам важно не только знать базовые характеристики и их номенклатуру, но и представлять, как на их основе формируются чело­веческие факторы в технике, эргономические свойства и эргономичность систем " человек —машина".

Участие эргономистов в разработке систем "чело­век — машина" и их элементов позволило накопить огром­ный массив проектных и методических знаний. Эти знания фиксируют единичные случаи таких преобразо­ваний и закрепляются в виде общего знания у отдельных специалистов и коллективов. Любые попытки эмпиричес­ки систематизировать их, задать в виде перечня правил неминуемо начинают не срабатывать, отставать от обоб­щаемой практики эргономического исследования и про­ектирования. Возникает своего рода тупик, возможный выход из которого состоит в установлении и разработке инвариантов сочетания параметров эргономических си­туаций и методов действия, в их уточнении и укрупнении. Однако это предполагает особый тип эргономической деятельности: уже не практическое преобразование сис­тем "человек —машина", не решение конкретной иссле-довательско-проектировочной задачи, а поиск более общих, в какой-то мере фундаментальных принципов, которые можно было бы представить как особые эргоно­мические знания об изучаемом и проектируемом объек­те, о средствах и методах работы с ним [23].

Обобщения, фиксирующие связи между проектны­ми и методическими знаниями и опирающиеся на опыт многих конкретных преобразований систем "человек — машина" и ее элементов, позволяют создавать руковод­ства и стандарты в области эргономики. Они воспроиз­водятся во многих странах как бы по одному образцу. Применение же зафиксированных в них связей проект­ных и методических знаний к преобразованию новых объектов приводит к результатам, зачастую не соответ­ствующим ожиданиям эргономистов, что воспринимает­ся ими как разрыв между их целями и тем, что получается на практике. Разрывы эти, ставя под сомнение опреде­ленные составляющие опыта эргономистов, побуждали пересматривать и переструктурировать накопившиеся проектные и методические знания, а в конечном счете стимулировали разработку теории эргономики.

Переход от эмпирического изучения и проектирова­ния системы "человек —машина" к ее теоретическому рассмотрению, точно так же, как движение в обратном направлении, представляет достаточно сложную задачу, не имеющую формальных правил и процедур. Необходи­мым условием ее решения является методологическая культура исследователей и проектировщиков. Об этом же пишет Д.Мейстер: "Теоретические поиски в области ис­следования человеческих факторов проводятся на срав­нительно низком уровне... Во всяком случае, большая часть теоретических исследований в области человечес­ких факторов в технике не основана на едином, глубоко обоснованном наборе системных концепций..." [17, с.448]. Теория в эргономике — это прежде всего теория конкретного, олицетворяющая живую связь теоретичес­ких исследований и прикладных разработок. Отсюда и методология, имеющая много общего с той, которую предложил Г.Блумер и которая соединяет собственно научные и "гуманистические" пути и приемы исследова­ния, требующие "интимного знакомства" с изучаемой реальностью. Эргономическая теория — это не просто набор устоявшихся и неизменных понятий, но главным образом поле для творческих поисков. Попытка постро­ить эргономику по образцу естествознания ведет в пос­ледовательном проведении к отрицанию самого объекта эргономики. "Существо человека, а следовательно, и об­щества, или — что то же — истинный объект общество­ведения образует та сущая жизнь, которая, совмещая в себе реальность с идеальностью, фактическую осущест-вленность со стремлением к иному, высшему, еще неосу­ществленному, стоит как бы на пороге между тем, что фактически есть, и тем, что должно быть, и есть живая сила единства того и другого.— бытие как объективная реальность творчества и самоопределения" [24, с.43].

 

1.4. Эргономика — проектировочная дисциплина

 

В эргономике все еще преобладает экстенсивный путь развития, хотя, следуя ему, она добилась значитель­ных результатов в формировании таких эргономических характеристик систем "человек —машина", которые обеспечивают ее функционирование с необходимым или возможным качеством при минимальном количестве людей, разумной организации их деятельности и допус­тимом использовании их физиологических и психичес­ких ресурсов. Интегральным индикатором этих показа­телей зачастую является удовлетворенность человека вы­полняемой деятельностью и качеством среды, в которой она осуществляется.

Диапазон объектов, в создании которых участвует эргономика, велик: от космического корабля до обычной лопаты, от оборудования кухни до аппаратных и про­граммных средств вычислительной техники (см. иллю­страции на цв. вкладке). Возникающие при создании и использовании таких разнообразных объектов эргономи­ческие задачи схожи между собой по постановке и мето­дам решения.

Эргономические принципы, методы и данные имеют непосредственное отношение ко всем стадиям создания и использования систем: анализу, проектированию, раз­работке, испытаниям, оценке, функционированию обо­рудования. Определяющим является проектирование, т.е. тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта — прототипа, прообраза предполагае­мого или возможного объекта, процесса. Наряду с тради­ционными видами проектирования (техническое, архи­тектурное и др.) сложились новые направления проекти­рования систем "человек —машина", организаций, дея­тельности, работы, а также экологическое, социальное, генетическое проектирование и т.д. Сущность проекти­рования раскрывается в большом числе определений, из которых приведем только два: "1) тип деятельности (на-

ряду с планированием, программированием и пр.) по предварительному определению общих целей и характе­ра любой деятельности, лежащей в основе всей созида­тельной, преобразовательной практики и включенной в общую систему общественного производства; 2) процесс создания описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функци­ональными, эргономическими и эстетическими свойства­ми" [25, с.35].

Проектирование систем "человек—машина", направ­ленное на оптимизацию деятельности человека или груп­пы людей по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях с целью обеспечения эффективного, надежного, безопасного функционирования систем при одновремен­ном сохранении здоровья работающих людей и развитии личности, выделилось в самостоятельное направление эргономическое проектирование. Его возникновение по­зволяет установить порядок, согласно которому с самого начала проектируются системы "человек —машина", а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической "подгонки" к человеку становятся компо­нентами этой системы. Такая направленность развития эргономики не имеет ничего общего с технократически­ми иллюзиями, связанными с проектированием всего и вся, включая и человека.

В разных странах возникший вид проектирования называется проективной эргономикой, перспективной эргономикой, проектной эргономикой, проектированием эргономических систем. Нельзя не упомянуть, что пер­вых эргономистов, решивших принять участие в разра­ботке систем, встречали с изрядной долей недоверия, скептицизма, иронии. Однако уже в 70-е годы, если судить по книге "Эргономические основы разработки сложных систем", американские эргономисты принима­ют участие в проектировании всех сложных систем воен­ного назначения [17]. В 90-е годы как само собой разу­меющееся воспринимается то, что в фундаментальном Руководстве по инженерии, в подготовке которого при­няли участие двести ведущих специалистов США, Евро­пы и Японии, один из основных разделов посвящен "человеческому измерению". Содержание раздела рас­крывается по трем направлениям: организационное про­ектирование, проектирование работы, эргономика [26].

Эргономическое проектирование восполняет недо­стающее звено общего процесса проектирования систем "человек—машина". Требования к человеку и деятельнос­ти, задаваемые техникой или системой как побочный и непредсказуемый результат проектирования, впервые начинают целенаправленно проектироваться и исследо­ваться адекватными методами и средствами с началь­ных этапов общего процесса проектирования.

Задача создания систем "человек — машина" обу­словливает взаимозависимость методов эргономического проектирования процесса, средств и условий деятельнос­ти, а также методов разработки средств и способов формирования и поддержания квалификации и работо­способности. Это позволяет учитывать влияние на эф­фективность и качество деятельности функционального состояния человека и находить рациональные способы обеспечения его работоспособности. Такой подход соот­ветствует сформировавшимся в мировой практике на­правлениям исследований и разработок, обеспечиваю­щим оптимальные условия труда: приспособление рабо­ты к работнику и приспособление работника к работе.

Множественность и сложный характер изменений во взаимодействии людей с техникой и средой, их зна­чительная отсроченность по отношению к началу проек­тирования — все это требует новой методологии. Основ­ные задачи перемещаются из области разработки кон­кретных объектов и изделий в сферу анализа и прогно­зирования деятельности людей с создаваемыми техничес­кими средствами и системами в предполагаемой среде, а также воздействия последних на психофизиологическое состояние и здоровье.

В методическом отношении эргономическое проек­тирование характеризуется чередованием неформаль­ных (интуитивных, творческих, эвристических) процедур с процедурами формальными (расчетными, математичес­кими). Это способствует рождению новых проектных идей и нахождению нестандартных эргономических ре­шений, учитывающих сложные, в большинстве своем неформализуемые характеристики человека, доведению этих идей и решений до количественной оценки конкрет­ных вариантов технических средств, параметров функ­ционирования и т.п. Использование в эргономическом проектировании процедур системной оптимизации позво­ляет находить целесообразные проектные решения по вы­бранным приоритетным критериям с учетом закономернос­тей деятельности человека, критериев его физического и психического состояния, а также технических, экономичес­ких, демографических и других ограничений [27].

Известно несколько организационных форм эргоно­мического проектирования. В одних случаях проектиров­щики и конструкторы самостоятельно решают некоторые задачи эргономического проектирования, используя для этого руководства по эргономике, эргономические стан­дарты, справочники. В других случаях они привлекают к проектированию в качестве консультантов профессио­нальных эргономистов. И, наконец, третья форма, когда организуются междисциплинарные группы из эргоно­мистов и ученых смежных научных дисциплин — соци­ологов, проектировщиков, конструкторов, технологов, дизайнеров и других специалистов для решения эргоно­мических задач проектирования систем "человек -- маши­на".

Как показывает опыт, третья форма наиболее эф­фективна при условии, что цели эргономического проек­та ясны и приняты всеми участниками междисциплинар­ной группы. Это не исключает, однако, что по мере выполнения проекта нередко происходит развитие целей. Самое сложное в работе такой группы — это достижение приемлемых компромиссов. Эффективность групповой деятельности будет низка, если входящие в группу эргономисты не имеют проектных установок, не владеют проектно-ориентированным инструментарием (методы, средства, практические навыки), если они не умеют "вживаться" в общий замысел проекта, не несут

ответственности за проект в целом и за последствия его практической реализации.

Эргономическое проектирование — составная часть разработки проектов и осуществляется с учетом их отли­чительных признаков:

1) четкие цели, которые должны быть достигнуты с одно­временным выполнением ряда технических, экономичес­ких и других требований;

2) внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач и ресурсов, требующие четкой координации в процессе выполнения проекта;

3) определенные сроки начала и конца проекта;

4) ограниченные ресурсы;

5) определенная степень уникальности целей проекта, ус­ловий осуществления;

6) неизбежность различных конфликтов [28].

Эргономическое проектирование осуществляетсяна всех этапахобщего процесса проектирования (табл. 1-2).На стадии технического задания важно выполнить корректный эргономический анализ задач инженерного проектирования, определив действительную роль челове­ка в управлении, обслуживании и ремонте системы, возможное воздействие на него условий ее функциони­рования. Как правило, приходится добиваться изменения задаваемого техническими специалистами характера истепени участия человека в функционировании системы. Поэтому речь идет не об акте одноразовой выдачи эрго­номического раздела технического задания, а о совмест­ной с другими специалистами разработке общего техни­ческого задания. На этой стадии наиболее полно прояв­ляется принцип эргономической деятельности: заказчику следует предоставлять не то, что он просит, а необходи­мое ему на самом деле, отвечающее подлинным его интересам. Такой подход — не проявление снобизма специалистов и не желание посредством проектирования сделать людей счастливыми помимо их воли, а стремле­ние восполнить все еще низкий уровень эргономической культуры в обществе. По мере того, как во многих странах становится нормой участие в проектировании персонала будущих технических систем, потребителей, пользователей, деятельность эргономистов в соответст­вии с указанным принципом позволяет всем им лучше и глубже понять свои задачи в новом деле. На основе сотрудничества специалистов с неспециалистами возник­ло иинтенсивно развивается специальное направле­ние — эргономика участия, сверхзадача которого — по­буждать людей к эргономическому образу мышления, что явится солидной предпосылкой создания лучшего мира людьми и для людей.

Участие персонала, потребителей, пользователей в проектировании, а также возникновение эргономическо­го проектирования и эргономики участия — это реакция на несовершенство существующих методов проектиро­вания и разработки новой техники. Особенно остро недостатки указанных методов проявились при создании новой информационной технологии, о которой можно говорить, что она состоялась, если произошло объедине­ние мира компьютера с миром конечного пользователя.

Анализ рабочих задач, деятельности человека или группы людей, прототипов и аналогов проектируемого объекта, а также нормативно-технической документа­ции, проводимый по выбранной или специально разра­ботанной методике, является первым этапом эргономи­ческой деятельности на стадии технического предложе­ния и эскизного проекта. Он подготавливает почву для выполнения на этой же стадии эргономического концеп­туального проекта, содержащего основной замысел эрго­номического решения проектируемого объекта и обосно­вание выбранного варианта решения. При проектирова­нии больших систем осуществляется функциональное и математическое моделирование деятельности человека.

В концептуальном эргономическом проекте, осно­ванном на уточнении распределения функций в системе "человек —машина", первоначальном проектировании рабочих задач идеятельности человека или группы людей, конкретизируются эргономические требования к технической системе, рабочему пространству и рабочему месту, среде, предварительно определяется число людей, необходимых для управления и обслуживания техничес­кой системы. Это создает основу для разработки сначала укрупненных, а затем и детальных алгоритмов деятель­ности человека. Такое алгоритмическое описание позво­ляет перейти к определению тех психологических и физиологических функций, которые обеспечивают реа­лизацию отдельных действий и логических условий.

Концептуальный эргономический проект разрабаты­вается на основе поискового макета проектируемого объ­екта (этой цели могут служить макеты дизайнеров) (рис.1-6). Макет выполняется в натуральную величину из недорогих материалов (фанера, картон и т.д.) и представ­ляет собой трехмерную модель оборудования или блока системы (макетировать большую систему целиком, как правило, не представляется возможным).

Таблица 1-2. Взаимосвязь конструкторских, дизайнерских и эргономических работ в процессе проектирования изделий

Примечания:

1. Перечень работ в таблице условный, взаимосвязь и результаты могут меняться в зависимости от специфики объекта разра­ботки, глубины эргономической проработки и других факторов.

2. Содержание и результаты конструкторских и дизайнерских работ раскрывается в самом общем виде и в той только части, ко­торая имеет непосредственное отношение к эргономическим работам.

Поисковый макет может использоваться для выбора оптимального способа организации оборудования; его эргономической оценки; получения ответов на такие вопросы о его функционировании, которые не могут быть решены с помощью двухмерных чертежей; решения задач организации рабочего места; проверки размещения органов управления с точки зрения удобства пользова­ния; проверки точности и скорости считывания показа­ний приборов; определения доступности точек при про­верке, испытаниях и регулировке в процессе техничес­кого обслуживания оборудования и т.д.

Для экспериментальных эргономических исследова­ний на этой же стадии создается функциональный макет (моделирующий комплекс), который в отличие от поис­кового может имитировать процесс функционирования аппаратуры (при этом он может и не имитировать внеш­ний вид объекта). Деятельность человека здесь организу­ется таким образом, что ее основные характеристики соответствуют характеристикам деятельности в реальной системе (рис.1-7). К этому виду макетов можно отнести и тренажеры, представляющие технические средства профессиональной подготовки человека и реализующие физическую и (или) функциональную модель системы "человек —машина". Качественно новые возможности функциональных макетов открылись при применении вычислительной техники. Функциональный макет может быть использован для сравнения альтернативных вариан­тов или проверки выбранного проекта, а также для оценки отдельных характеристик оборудования.

На стадии разработки технического проекта в ка­честве его составной части выполняется эргономичес­кий проект, содержание которого сводится к оконча­тельному эргономическому решению проектируемого объекта, основывающемуся на распределении функций в системе "человек—машина", проектировании рабочих задач и деятельности человека или группы людей. Проект включает эргономические требования к человеку (группе людей), технической системе, рабочему месту, среде. В техническом проекте также определяются окончатель­ный для технической системы состав специалистов, их функциональные обязанности и организация работы; со­став коллективных и индивидуальных средств отображе­ния информации, органов управления, рабочих мест и пультов управления; организация рабочих мест, включая компоновку средств отображения информации, органов управления и их размещение в рабочем пространстве. Иными словами, эргономический проект определяет эр­гономические свойства создаваемого объекта.

На стадии подготовки рабочей документации, изго­товления и испытания опытного образца осуществляются анализ и экспериментальная оценка последнего (жела­тельно в условиях опытной эксплуатации) с целью опре­деления степени реализации эргономических требований и предложений. В случае необходимости формулируются предложения по эргономическому совершенствованию объекта, включая и конструктивные изменения, направ­ленные на облегчение и удобство эксплуатации и обслу­живания.

Эргономическая оценка как проектный акт проходит через все стадии проектирования, а оценка опытного образца подводит ее итог. Оценка проводится по выбран­ной или специально созданной программе и методике и включает определение эргономических критериев оцен­ки, выявление параметров системы "человек —машина", связанных с этими критериями и подлежащих количест­венной оценке с помощью измерений и экспертным путем. Значения по отдельным параметрам сводятся в единую шкалу, которая дает возможность в результате всей процедуры сделать вывод об уровне эргономическо­го качества объекта (рис.1-8).

Не всегда одна стадия эргономического проектиро­вания последовательно переходит в другую. Зачастую происходит движение в обратном направлении с возвра­щением на исходную позицию, а затем оно продолжается дальше. Рекомендуется планировать процесс эргономи­ческого проектирования с определенным опережением работ на стадиях технического проектирования, так как эргономические исследования и разработки, как прави­ло, продолжительны и сложны в методическом и техни­ко-исполнительском плане. Эффективной включенности в общий процесс проектирования способствуют автома­тизированные системы эргономического проектирова­ния (рис.1-9).

Эргономическое проектирование не безразлично к тому, как осуществляется управление проектом в целом. При традиционных организационных формах и методах управления, к которым относят так называемые иерар­хические, функционально ориентированные формы с нечеткой ответственностью за конкретный проект, эрго­номическое проектирование обречено на низкую эффек­тивность. Специализированные (функциональные) под­разделения и их руководители часто неспособны органи­зовать творческую и эффективную совместную работу и координацию с эргономическим и другими функциональ­ными подразделениями, заказчиком и т.д. Это часто ока­зывается критическим для успеха эргономического про-

екта, да и проекта в целом. Нередко то, что представля­ется руководителю полезным для его подразделения, оказывается вредным для проекта или организации [28]. Представляя одно из эффективных средств рыноч­ной экономики, эргономика нуждается в методологии управления проектами, которая в современном виде сформировалась во второй половине XX столетия, хотя профессия управляющего проектом существует более 6000 лет, о чем говорят многие известные в истории проекты и их результаты, такие, например, как египет­ские пирамиды. Методология управления проектами раз­вилась в условиях перехода от технически ориентирован­ного стиля работы к ориентированному на рынок, > а одним из отличительных признаков ее стал перенос ак­цента с контроля деталей выполнения проекта на контроль целей [29]. Достижение цели деятельности является наиболее важным, так как определяет пользу от реализа­ции проекта. "Управление проектами — это наука опре­деления цели деятельности и организации работ группы людей так, чтобы эти цели достигались по завершению деятельности" [30, с. 11 ].

Управление изменениями, которые осуществляются в форме проектов технических, экономических, социаль­ных, организационных, является наукой и искусством. Это особый вид управления, и его не следует путать с производственным управлением. Управление проектами, как правило, связано с созиданием и новаторством. Одна из важнейших его задач — наилучшее использование способностей и талантов каждого члена проектного кол­лектива. Для управления проектами необходим особый тип руководителя.

Управление проектами приобретает особое значе­ние при определении соотношения целей проекта в целом и его эргономической части. Установки эргономи­ческого проектирования пока еще в большинстве случаев относятся к неявным целям проекта, которые Р.Альбонет-ти называет скрытыми, но реальными и иногда очень важными. Явные цели обычно указываются в таких про­ектных документах, как контракты.

Эргономическое проектирование наиболее чувстви­тельно к тому, как соотносится управление проектами с культурой. Происходит это по двум принципиальным направлениям [31, с.22];

1, Культура через управление проектами. Проекты переводят системы в новые состояния, которые являют­ся будущей окружающей средой и условиями жизни. Уп­равление проектами может использоваться для создания новой или поддержки старой культуры...

2. Культура управления проектами. Проект осу­ществляется при помощи проектной организации, кото­рая имеет собственную культуру. Эта культура включа­ет в себя как среду, так и условия работы. Некоторые проекты почти полностью определяются культурой осу­ществляющих их организаций.

Управление проектами приобретает особую значи­мость, так как становится правилом совместная оптими­зация техники и технологии, организации и развития квалификации работников. Совместная и одновременная оптимизация технической и социальной подсистем при­водит к экономическому успеху. Анализ деятельности многих предприятий, фирм и корпораций показал, чтоони в той или иной степени привержены принципу: организация прежде автоматизации [32]. Предприятия и организации на собственном опыте убеждаются: "мало толку внедрять компьютеры третьего, четвертого и пято­го поколений в систему организации второго поколения" [33, р.1].

Эргономическое проектирование не может абстра­гироваться от проблемы экономической эффективности, т.е. от определения отношения между эргономическими результатами и затратами на этот результат. Выгоды от эргономических разработок и исследований могут быть связаны с повышением производительности труда и улуч­шением качества промышленных изделий, повышением эффективности и надежности сложных систем "чело­век—машина", сохранением здоровья и обеспечением безопасности, удовлетворением работой и индивидуаль­ным развитием работающих людей. Проблема состоит в измерении этих выгод или предотвращенных потерь и их соотнесении с затратами [34; 35]. Деятельность проекти­ровщика по достижению целей эргономики в условиях ограниченных ресурсов предполагает альтернативные решения и обуславливает проблему выбора. Имеется в виду нахождение разумного компромисса, не допускаю­щего умаления целей эргономики и обеспечивающего максимально возможную экономическую эффектив­ность.

Используют два несложных подхода к анализу эко­номических аспектов эргономического проектирования. Суть первого состоит в том, чтобы, выделив некоторые адекватные эргономике стоимостные подходы, подобрать такие данные, которые можно включить в стоимостные расчеты. Второй подход — это ознакомление с некоторы­ми экономическими расчетами и процедурами, пригод­ными для анализа и обоснования эргономических ново­введений [36].

Эргономическое проектирование нуждается в мар­кетинге, так как оно создает продукт, в котором все больше заинтересован рынок. Осознавая это, эргономис­ты большое внимание уделяют маркетингу своих идей, разработок и услуг, т.е. изучению — что, кому, где, когда и как продавать. В маркетинге эргономических разрабо­ток и услуг ученые и специалисты должны достаточно обоснованно отвечать на вопросы: 1) сколько времени занимает выполнение данной разработки или услуги; 2) сколько они стоят; 3) каковы выгоды. И лучший мар­кетинговый инструмент эргономики — расширение сферы ее приложения, повышение профессионального уровня и сокращение времени на ее исследования и разработки. Однако этого мало. Необходима еще ответ­ственность ученых и специалистов за эргономические свойства промышленных изделий, систем и показатели рабочей (производственной) среды, а это больше, чем просто маркетинг [37].

 

1.5. Микро- и макроэргономика

 

Использование новой информационной технологии в управлении сопряжено с такими изменениями в орга­низациях, которые выходят за рамки индивидуальных задач сотрудников и отдельных рабочих мест. Появляют­ся так называемые непосредственные организационные эффекты, которые могут существенно влиять на структу­ру и содержание деятельности, схемы коммуникаций и другие аспекты функционирования предприятия или фирмы. Информационные системы нарушают равнове­сие между рабочими ролями и возбуждают вопросы типа "кто что делает?" Проблемы такого рода не могут пред­видеть ни разработчик информационных систем, ни за­казавшая их организация, что приводит к противоречиям между технической и социальной системами (система рабочих ролей) в организации. Поэтому ставится задача проектировать социотехнические системы, в которых социальные и технологические процессы находятся в неразрывной связи. Сформировалось новое направление исследований и разработок, получившее название "мак­роэргономика в организациях".

Развитие макроэргономики позволяет максимально снизить вероятность попадания в одну из ловушек, о которых предупреждал Дж.Форрестер, анализировав­ший динамические характеристики сложных социальных систем: "Интуитивно очевидные «решения» социальных проблем имеют тенденцию заводить в одну из нескольких ловушек, обусловленных характером сложных систем. Прежде всего, попытка отреагировать на часть симпто­мов может только создать новую форму поведения сис­темы, также ведущую к неприятным последствиям. Во-вторых, попытка добиться кратковременного улучшения может привести к трудностям в долговременном плане. В-третьих, локальные цели для части еистемы нередко находятся в противоречии с интересами системы в целом. В-четвертых, часто пытаются воздействовать на систему в тех ее частях, где она малочувствительна к такому воздействию и где усилия и деньги тратятся с малым эффектом" [38, с.111].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.