Цель работы: Запроектировать комплекс снегозадерживающих лесных полос на землях модельного объекта.
В состав земель транспортных магистралей входят:
1) полоса земельного отвода для создания снегозадерживающих лесных полос - СЛП (В, м);
2) полоса земельного отвода между проезжей частью транспортной магистрали и крайним первым рядом СЛП шириной не менее 15-20м ( l1, м );
3) полоса земельного отвода между границей соседнего землепользования - сельскохозяйственного (и другого) предприятия и крайним - последним рядом СЛП шириной в 3-5 м ( l2, м ).
Общая ширина полосы земельного отвода с обеих сторон проезжей части транспортной магистрали определяется по формуле: Z = B+l1 + l2.
Ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или ширина СЛП рассчитывается по формуле:
или Г.Н.Высоцкого : ;
или Н.И.Рубцова: B = 0,4Р + 10 м;
или НИИ МПС (научно-исследовательский институт Министерства путей сообщения):
,
где В - ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или это ширина СЛП ( в м );
Р - максимальная степень снегозаносимости (объем снегоприноса) участка транспортной магистрали ( м3/п.м.);
А - коэффициент снегозаносимости, величина которого изменяется (составляет) от 4 до 6;
hp - рабочая высота СЛП – это высота накапливаемого в СЛП снежного вала-сугроба, при которой не наблюдается массовый снеголом деревьев в ней.
Обычно ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или ширина СЛП рассчитывается по формуле НИИ МПС:
Количественная характеристика-оценка рабочей высоты СЛП (hp) установлена специальными многолетними наблюдениями -исследованиями и составляет от 1,5м до 3,0м в зависимости от агролесомелиоративного района и типа почвы, а именно:
- на серых лесных почвах и черноземных почвах всех типов (кроме солонцеватых) - 3,0 м;
- на солонцеватых черноземных почвах, подзолистых и темно-каштановых почвах - 2,5 м;
- на каштановых, светло-каштановых, бурых и сильносмытых почвах всех типов, а также на почвах солонцового комплекса -2,0-1,5 м.
В состав комплекса осуществляемых мелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей входят: организационно-хозяйственные, механические, химические и биологические (луго-траво и лесомелиоративные) мероприятия.
В учебных целях проектируется только проведение системы лесомелиоративных мероприятий.
Система лесомелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей включает в себя следующие виды лесных насаждений: снегозадерживающе-снегонакапливающие, ветроломно-ветроослабляющие, оградительные, пескозащитные – противодефляционные, почвоукрепляюще – противоэрозионные, противоабразионные, водоемозащитные, водонаправляющие, декоративные, санитарно – гигиеническо – оздоровительные и другие.
С учетом объема снегоприноса к участку транспортной магистрали (Р) (например, 300 м3/п.м.) и рабочей высоты СЛП (например, для лесостепной зоны с типичными черноземными почвами, 3,0 м) устанавливают (определяют) ширину полосы земельного отвода для создания СЛП - ширину СЛП ( в м), которая с учетом показателей, модельного объекта, составит:
= = 100 м ;
Общая же ширина полосы земельного отвода с каждой стороны проезжей части транспортной магистрали с учетом выше указанных придержек (примера) будет составлять:
Z = B+l1+l2= 100+20+5= 125 м
Затем для каждой стороны вдоль проезжей части транспортной магистрали в полосе земельного отвода проектируют снегозадерживающие ЛП с учетом ширины СЛП или в виде одной сплошной ленты (полосы), или в виде многоленточной СЛП (двух-четырех и более ленточной СЛП) с безлесными интервалами между лентами различной ширины.
После расчета ширины полосы земельного отвода проектируют снегозадерживающие ЛП с учетом ширины СЛП или в виде одной сплошной ленты (полосы), или в виде многоленточной СЛП (двух-четырех и более ленточной СЛП) с безлесными интервалами между лентами различной ширины (приложение Д).
Создание широких одноленточных сплошных, или многоленточных с безлесными интервалами между лентами СЛП при одинаковой ширине определяется (зависит) конкретными природными почвенно-климатическими условиями конкретного региона, с одной стороны, и экономическими условиями региона (хозяйства), с другой стороны.
Одноленточные широкие сплошные СЛП, как правило, создаются в регионах с благоприятными природными почвенно-климатическими условиями для роста и состояния их.
Многоленточные СЛП с безлесными интервалами различной ширины между лесными лентами обычно создаются или в регионах с крайне неблагоприятными природными почвенно-климатическими условиями для роста СЛП, где межленточные безлесные интервалы используются (выполняют) в качестве (роль) источников (магазинов) дополнительного влагообеспечения созданных СЛП, или в регионах с благоприятными почвенно-климатическими условиями для роста и состояния СЛП, где они (многоленточные СЛП) создаются с целью экономии трудовых, материальных и денежных затрат на создание их и с целью комплексного и более эффективного использования земель транспортных магистралей.
Возможная система СЛП на землях транспортных магистралей с учетом степени снегозаносимости, агролесомелиоративного района и ширины полосы земельного отвода для создания СЛП (ширина СЛП) приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Система СЛП на землях транспортных магистралей в зависимости от степени снегозаносимости (Р м3/п.м.) и ширины СЛП (В, м)
Степень снегозаносимости (Р),
м3/п.м.
Ширина СЛП
(В), м
Система СЛП
(количество лент в СЛП, шт.)
Слабая - до 100
35 - 65
Одно-двухленточная
Средняя - 101-250
35 - 125
Двух-трехленточная
Сильная - 251-400
125 - 200
Трех-четырехленточная
Очень сильная -
более 400
более 250
Четырехленточная и более
При проектировании СЛП следует иметь ввиду, что снеголому практически не подвергаются : бескустарниковые полосы шириной до 18 м , СЛП с кустарниками: а) при размещении не более двух рядов кустарников с заветренной стороны полос — до 16 м и б) при размещении одного - двух рядов кустарников со стороны поля и ежегодной его стрижке — до 10 м.
В двухленточных СЛП ленту со стороны проезжей полосы транспортной магистрали с целью полного очищения ветрового потока от метелевого снега необходимо создавать более широкими (15 - 25 м),чем со стороны поля . В трехленточных СЛП и в многоленточных СЛП все ленты, как правило, должны быть одинаковыми по ширине.
В СЛП, состоящих из нескольких лент, наиболее широким следует проектировать первый к полю межленточный безлесный интервал. Ширина межленточного интервала со стороны поля и всех других межленточных интервалов в многоленточных СЛП должна определяться с таким расчетом, чтобы в них могла отложиться основная масса приносимого метелевого снега. Ширину межленточного интервала в СЛП со стороны поля необходимо проектировать: в двухлеточных СЛП — до 45 м, трехленточных — до 60 м, четырехленточных и более — 40 - 70 м. На участках транспортных магистралей с очень сильной и сильной степенью снегозаносимости (251- 400 м3/п.м. и более) все остальные межленточные интервалы проектируются шириной до 20 - 25 м.
Конструкция СЛП - плотно-ажурная, в состав ее вводят главные, сопутствующие породы, а также кустарники. В одноленточных СЛП шириной до 25 м кустарники размещают только в опушечных рядах (два ряда с путевой стороны и один - два ряда с полевой). В ленты со стороны проезжей полосы магистрали в двух-, трех- и многоленточных СЛП кустарники вводят чистыми 1-2 рядами в обе опушки. В срединных лентах СЛП (между крайними лентами со стороны поля и со стороны проезжей полосы магистрали) кустарники вводят в один - два опушечных ряда и только с заветренной стороны их.
В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги, снегозадерживающие лесные полосы проектируются длиннее защищаемого участка транспортной магистрали на 50 - 100 м..
При большой длине снегозадерживающей лесной полосы, проектируемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать разрывы (по 10 - 15 м) через каждые 800 - 1000 м для прохода сельскохозяйственных и других машин.
Древесно-кустарниковые породы для создания снегозадерживающих лесных полос подразделяются на следующие основные группы:
а) низкие кустарниковые породы высотой до 2 м;
б) высокие кустарниковые породы высотой более 2 м;
в) низкокронные деревья (сопутствующие породы);
г) высококронные деревья (главные породы).
Однако для системы ЗЛН на землях транспортных магистралей наибольшую ценность и пригодность представляют породы с густыми и плотными кронами, наименее подверженные снеголому, с интенсивной побегопроизводительностью после рубки или обрезки, а также быстрорастущие в первые же годы после посадки.
Рекомендуется следующий примерный ассортимент древесных и кустарниковых пород для Европейской части России:
При выборе деревьев и кустарников для снегозадерживающих лесных полос нужно отдавать предпочтение местным породам.
Обязательным элементом лесной полосы должна быть густая двухрядная опушка — оградительная защитная полоса из древесных и кустарниковых пород с колючками, переносящих стрижку.
Агротехника и технология создания системы снегозадерживающих лесных полос , а также ассортимент древесно-кустарниковых пород в основном аналогичны указанным выше для системы ПЛП, ВЛП-СтЛП и П-ПЛП.
В снегозадерживающие защитные лесные насаждения (ЗЛН) кустарники вводятся в виде оградительных или декоративных живых изгородей .
В одноленточных ЗЛН шириной не более 25 м кустарники вводятся только в опушечных рядах.
В многоленточных ЗЛН кустарники вводятся чистыми рядами в обе опушки по 1 - 2 крайних ряда.
Во всех ЗЛН для предупреждения выхода скота на полотно дороги создаются живые изгороди из колючих древесных пород и кустарников, которые размещаются в полевых опушках, а в многоленточных ЗЛН живые изгороди размещаются, кроме того , еще и в наветренной опушке каждой из лент.