Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пути снижения внутренних рисков фирмы.



Выше были рассмотрены методы снижения внешних по отношению к фирме рисков, на которые предприниматель не может оказывать непосредственного влияния и вынужден использовать специальные формы компенсации негативных последствий риска. В случае влияния на деятельность фирмы внутренних рисков наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить их уровень являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Действительно, прежде чем обращаться за помощью в другие организации, фирма должна использовать все возможные внутрифирменные источники снижения риска:

I. Проверка предполагаемых партнеров по бизнесу, грамотное составление контракта сделки. При заключении любой сделки для снижения риска по хозяйственным контрактам предпринимателю необходимо проверить предполагаемого партнера. Однако какого-либо традиционного или стандартного перечня того, что надо знать о коммерческих партнерах, не существует, за исключением практикующегося американскими бизнесменами «правила пяти си». Здесь критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си»:

- character (характер заемщика);

- capacity (финансовые возможности);

- capital (капитал, имущество);

- collateral (обеспечение);

- conditions (общие экономические условия).

В России предприниматели чаще всего интересуются реальным финансовым положением контрагента и реальной историей работы компании, историей ее поведения на рынке. Причем часто речь идет как о предприятии-контрагенте, так и о конкретных людях, которые им управляют. Например, в молодую небольшую компанию приходит опытный грамотный менеджер, в результате контракт может быть заключен с учетом его опыта работы. Понятно, что, располагая достоверной информацией о потенциальном партнере, можно сделать определенное заключение о его надежности. Вопрос только в том, где такую информацию взять.

В США перед заключением любого контракта обе стороны могут получить исчерпывающую информацию о партнерах через базу данных какой-либо информационной системы. Самой известной считается система Dun & Bradstreet, у которой базы данных в США, Испании, Скандинавии, Арабских Эмиратах. Причем информация о коммерческих структурах включает в себя журналистские расследования, базу данных банкротов, аудиторские отчеты и другие документы.

Система Dun & Bradstreet в развитых странах включает базу общей информации и базу юридической информации. Первая содержит общую информацию о компании, месте, дате регистрации, директорах и собственниках, об изменениях в управлении и юридической структуре, о видах деятельности. Может быть предоставлен краткий обзор финансового состояния, некоторые экономические показатели и информация о нестандартных событиях - противозаконных действиях, банкротствах, слияниях и поглощениях. Вторая база содержит данные об акциях компании, идентификационный номер налогоплательщика, справки о судебных штрафах и решениях суда и т.п.

Одной из первых на российском рынке предоставляет информацию о предпринимательских структурах также корпорация Dun & Bradstreet. Среди информационных услуг, предлагаемых фирмой, - предоставление бизнес-справок о финансовом положении и деловой репутации потенциального партнера или клиента, которая включает в себя: сведения об общем объеме финансовых средств с оценкой финансовой устойчивости фирмы; список банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела фирмы; справку о точности исполнения платежей с указанием сроков оплаты счетов; сравнение финансового состояния фирмы и точности исполнения платежей с другими фирмами той же отрасли. Подобные бизнес-справки составляются на основе различных источников информации и позволяют фирме судить о предполагаемом партнере и минимизировать возможные риски, поскольку фактически такая справка содержит всю необходимую информацию для принятия оперативного и правильного предпринимательского решения.

Еще один возможный путь избежать ошибок при выборе партнера - создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих контрагентах. В качестве образца в этом случае можно использовать систему Due Diligence - «должного внимания», практикуемую западными банками по отношению к своим клиентам. Эта система обеспечивает защиту от разного рода мошенничеств. Один из основных инструментов такой системы - анкета, включающая вопросы о названии компании-контрагента и адресах ее офисов за последние два-три года; о видах бизнеса, ею осуществляемых. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах, в нее включаются вопросы о финансовом состоянии компании и предполагаемом обороте или будущем среднем остатке на счете. Наиболее сложные вопросы анкеты связаны с происхождением капитала компании. Подобная анкета дает предварительную информацию о клиенте, и в случае, если что-то в его ответах настораживает, следует проводить дополнительное исследование, включающее поиск подтверждений (или опровержений) полученных данных, поиск фактов, о которых партнер умолчал, а также проверку сведений через других контрагентов.

По итогам анкетирования фирма готовит заключение о целесообразности сотрудничества с проверяемой компанией. Предпринимателю необходимо собрать о предполагаемом партнере как можно больше информации, а затем правильно ее проанализировать. Кроме того, следует тщательно изучать предлагаемые условия заключения сделки (таблица 6.2).

Таблица 6.2 - Классификация предпринимательских сделок в зависимости от риска

Характер сделки Критерии надежности
1. Надежная   2. Реальная     3. Сомнительная   4. Нереальная Представлены подлинные документы, цена приобретения сопоставима с рыночной, наличие неудовлетворенного спроса на приобретаемый товар (услуги) и реального рынка сбыта (реализации)   Подлинные документы, условия сделки сопоставимы с рыночными, спрос на приобретаемый товар (услуги) ограничен   Подлинные документы, условия сделки и возможность ее реализации требуют дополнительной экспертизы   Представлены копии документов, необходима экспертиза их подлинности и условий реализации сделки

Предлагаемая классификация позволяет фирме оценить характер предполагаемой сделки и сделать свой выбор. Если предпринимателя устраивают предполагаемый партнер и условия заключаемой сделки, то перед ним стоит задача - заключить договор сделки таким образом, чтобы снизить все возможные для фирмы риски.

Выделяют следующие пути минимизации рисков по контрактам:

А) Вид риска: несоблюдение партнерами обязательств по контракту. Действия предпринимателя:

1. Составление протокола о намерениях, где оговаривается срок, в течение которого обе стороны, заключающие контракт, могут внести изменения.

2. Указание в протоколе о намерениях размера материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта.

3. Вступление контракта в силу не с момента его подписания, а с момента его согласования.

4. Указание в контракте условия рассмотрения споров через третейский суд.

5. Введение в контракт системы штрафных санкций за каждое взятое обязательство по контракту (размер санкций определяется по договоренности сторон).

6. Введение кроме штрафных санкций условия уплаты неустойки в размере 0,1% за каждый день невыполнения обязательств.

7. Указание в контракте, что действие форс-мажорных обстоятельств не приводит к освобождению от ответственности.

Б) Вид риска: неплатежеспособность партнера. Действия предпринимателя:

1. Вступление контракта в силу после поступления средств партнера на расчетный счет исполнителя.

2. Передача права собственности заказчику только после 100%-ной оплаты.

3. Использование услуг банка по аккредитивной форме расчетов.

4. Введение в контракт условия залоговых платежей.

5. Заключение с банком договора на факторинговое обслуживание возможной дебиторской задолженности.

II. Планирование и прогнозирование деятельности фирмы. Планирование деятельности фирмы основано на разработке бизнес-плана, который выполняет три функции:

1. Он может быть использован для разработки концепции ведений бизнеса. У предпринимателя появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности, рассмотрев свою компанию со всех сторон - маркетинга, финансов, производственной деятельности и т.п.

2. Бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности фирмы за определенный период. Такой план может и должен стать основой нового плана.

3. Назначением бизнес-плана является необходимость привлечения денежных средств, так как большинство кредиторов или инвесторов вкладывают деньги в фирму, только ознакомившись с ее бизнес-планом.

Разработка бизнес-плана для любой компании становится первым опытом стратегического планирования. Одновременно бизнес-план является и руководством в работе фирмы. Он может использоваться для управления компанией и прогнозирования результатов деятельности. План может уточняться по мере воплощения его в действительность, когда выявится, насколько точными оказались расчетные показатели. Таким образом, у фирмы появляется система раннего оповещения, позволяющая своевременно принимать меры для решения возникающих проблем.

При разработке бизнес-плана действующие фирмы обладают преимуществом по сравнению с начинающими, так как цифры, которые они используют для расчетов, имеют надежное обоснование в виде результатов их деятельности, а планы на будущее основываются на прошлой стратегии, т.е. на прошлых успехах и неудачах. Однако многие отечественные предприниматели часто отказываются от планирования своей деятельности, хотя это один из действенных внутренних источников минимизации риска. Любая предпринимательская структура более устойчива, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним воздействиям.

III. Тщательный подбор кадров. Чем больше людей работает в фирме, тем больше риск от принятого каждым из них решения. Поэтому для предпринимателя-руководителя важно уделять внимание кадровым вопросам.

В мире существуют специальные исследовательские организации, изучающие вопросы работы с персоналом. Совершенно не имеет значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается фирма, - в любом деле необходим хороший персонал, сильные, способные работники, иначе фирма будет ненадежна и неэффективна. Штат сотрудников должен набираться по принципу компетентности и заинтересованности в работе.

Для создания эффективной команды управляющих и специалистов следует придерживаться следующих правил:

• нанимать только людей, имеющих опыт работы;

• подбирать только самых квалифицированных работников, особенно в тех случаях, когда им самим придется впоследствии принимать на работу других людей;

• постараться выяснить, соответствует ли подготовка принимаемых на работу сотрудников организационной культуре, системе ценностей компании;

• постараться отыскать людей, с которыми уже работали в прошлом;

• стараться, чтобы управленческая команда была как можно меньше.

Обычно при образовании новой фирмы или при расширении действующей перед руководством возникает проблема поиска новых сотрудников, соответствующих внутрифирменным требованиям к квалификации, знаниям и характеру. Иными словами, фирма встает перед необходимостью использования различных методов для поиска новых сотрудников. Поиск сотрудников осуществляется по следующим каналам:

• средства массовой информации;

• личные контакты;

• агентства, занимающиеся подбором кадров;

• подготовка собственных кадров;

• учебные заведения:

• конкурсная основа и др.

Наиболее часто в поиске новых сотрудников используют личные контакты. Популярность данного метода объясняется тем, что фирма не несет в связи с этим финансовых затрат. Однако названный канал хорош лишь для текущего набора персонала. При необходимости срочного приглашения на работу нового квалифицированного сотрудника способ поиска «среди своих» может не дать нужного результата. Еще одним недостатком данного канала является то, что ответственность за правильное определение уровня квалификации претендента несет, как правило, руководитель фирмы, который не всегда способен дать объективную оценку.

Средства массовой информации являются эффективным каналом для оперативного подбора сотрудников. Объявления в средствах массовой информации достаточно эффективны при верном выборе вида СМИ. Объявления необходимо помещать в тех изданиях, которые читает большинство претендентов на работу.

Другой возможностью является публикация рекламного объявления в изданиях, читаемых специалистами. При этом газета или журнал не должны принадлежать к рекламным или ориентированным на услуги по подбору кадров изданиям, а иметь определенную профессиональную направленность.

Если перед фирмой стоит проблема подбора одного, но высококвалифицированного сотрудника, фирма может обратиться в агентства по трудоустройству. Преимуществами этого канала являются: быстрота поиска, так как агентства имеют базы данных по претендентам на различные должности; профессионализм подбора работника с точек зрения его квалификации и индивидуальных качеств. Основной недостаток данного канала - большие финансовые затраты.

Подготовка собственных кадров используется только в крупных фирмах, так как в данном случае речь идет об организации обучения и о значительных финансовых средствах, необходимых для организации процесса обучения и привлечения преподавателей.

Другим направлением подготовки собственных кадров является обучение уже работающих сотрудников с целью повышения их профессионального уровня. За счет компании с курсом лекций выступают опытные преподаватели по маркетингу, управлению персоналом, психологии.

Руководители фирм для отбора кандидатов пользуются такими методами, как:

- интервью - метод, наиболее часто используемый при отборе кандидатов. Положительной его стороной является личное общение, в результате которого может сложиться достаточно точное представление о кандидате. Однако имеется опасность того, что претендент сообщает о себе неверную информацию.

- тестирование, положительной стороной которого является беспристрастность компьютера и широкий диапазон тестирующих программ.

- испытательный срок. Работая в течение испытательного срока, претендент демонстрирует свои профессиональные навыки и знания. Этот метод снижает ошибку до минимума, так как дает возможность руководству фирмы уволить кандидата при несоответствии его профессионального уровня тому, который необходим руководителю, или при выявлении у него не удовлетворяющих руководителя свойств характера.

- обращение в центры профориентации и тестирование для определения профпригодности - метод, требующий финансовых затрат, но дающий, как правило, хороший результат благодаря тому, что в подобных центрах специалисты могут протестировать способности кандидата в любых условиях, смоделировать конкретную ситуацию и проверить действия кандидата.

С особой тщательностью предпринимателю необходимо отбирать и готовить тех сотрудников, которые общаются с клиентами, так как именно от их деятельности зависит имидж фирмы, именно они представляют фирму клиентам, возможным партнерам и государственным организациям.

Выбор конкретного из приведенных методов минимизации риска зависит от опыта и возможностей предпринимателя. Для более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.