Естественно, не от всех видов рисков фирма может уклониться, большую часть из них она «принимает на себя», т.е. сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Некоторые риски принимаются, так как несут в себе потенциал возможной прибыли, другие принимаются в силу своей неизбежности.
При принятии риска на себя основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления риска и как следствие - наступления потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации для покрытия потерь, можно разделить на две группы:
1. Ресурсы внутри самого бизнеса. При возникновении потерь крайне редко бывают повреждены все виды собственности одновременно, поэтому к внутренним ресурсам относятся:
- наличность в кассе, которая не страдает при физическом повреждении зданий и сооружений, принадлежащих предприятию;
- остаточная стоимость поврежденной собственности;
- доход от частичного продолжения как финансовой, так и производственной деятельности;
- дивиденды и процентный доход от ценных бумаг и доходных инвестиций;
- дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания;
- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде, который до его распределения может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных финансовых рисков;
- резервный фонд фирмы, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава фирмы. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной фирмой в отчетном периоде.
2. Кредитные ресурсы. В случае если фирма не в состоянии покрыть все потери воздействия рисков из внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть кредитными ресурсами. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения, и главным из них является перспектива будущей прибыльности фирмы. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов после возникновения рисков может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение фирмы.
Для принятия риска на себя необходимо учитывать следующие моменты:
• потери, возникающие в результате деятельности (поломка оборудования, мелкие кражи, ошибки персонала, т.е. потери, которые легко можно предвидеть и просчитать), следует учитывать как оперативные расходы, а не как текущий ущерб вследствие действия риска;
• потери, которые вызываются единичными опасностями, такими, как пожар или гибель перевозимых грузов в результате аварий, также необходимо выделять из всех других возможных потерь. Обычно данные риски легко поддаются оценке, поэтому они могут быть уменьшены другими способами, отличными от «метода принятия риска на себя» (чаще всего - страхованием).
Принятие риска на себя может быть:
- запланированным, когда фирме известна частота возможных потерь, и эти потери покрываются из текущего дохода, если в целом они невелики. В данном случае речь идет о самостраховании, т.е. создании фирмой специального резервного фонда (фонда риска) за счет отчислений из прибыли. Самострахование целесообразно в том случае, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми критериями всего бизнеса. Действительно, крупной фирме целесообразно через страховую компанию страховать от случайной порчи недорогое оборудование. Само страхование имеет также смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала.
За рубежом при определении требуемого уровня страховых резервных фондов компания исходит из средневзвешенной величины различных компонентов: ресурсов, текущих активов, основного капитала. Одни компании формируют страховые фонды в размере 1% от стоимости активов, другие – 1 - 5% от объема продаж, третьи - около 3 - 5% от годового фонда выплат акционерам.
Страховой резервный фонд не вовлекается в оборот и является мертвым капиталом, не приносящим прибыли, вследствие чего предприниматель стремится к уменьшению размеров такого фонда. В то же время фирма, полагаясь на самострахование, увеличивает свою подверженность риску. Найти оптимальный уровень резервных фондов достаточно сложно для предпринимателя, так как ему приходится выбирать между желанием снизить издержки по выплатам страховых премий и стремлением уменьшить риск возможных финансовых потерь. Ежегодно в зависимости от статистики убытков в прошлые периоды и размера ожидаемых будущих потерь, а также от ситуации на страховом рынке уровень страховых резервов должен пересматриваться фирмой.
- незапланированным, когда фирме приходится покрывать потери от риска из любых ресурсов, оставшихся после понесенных потерь. В случае если потери велики, происходит сокращение размера прибыли.
Объединение рисков.
Одним из методов минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
Таким образом, под объединением риска понимается метод снижения риска, при котором он делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько фирм могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки. Как правило, поиски партнеров проводятся среди фирм, располагающих дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка.