Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема II. Социологические модели политической власти



Существует множество понятий и определений слова «власть». Рассмотрим лишь два из них. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она служит основой политики и способна оказывать, хоть и опосредованное, но ощутимое влияние на различные сферы жизни общества (духовную, социальную, экономическую, и др.). Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Исследователи в области политической философии отмечают, что больше всего соответствует реальной политической власти следующее определение: «Власть есть контроль над значимыми для общества ресурсами через обладание ими с ограничениями». Рассмотрим данное определение детально. Под «ресурсами» понимаются деньги, товары, природные ресурсы, оружие, население страны, т.е. материальные, социальные, духовные и иные ресурсы общества. «Контроль значимых ресурсов» подразумевает под собой надзор за указанными ресурсами через: а) обмен ресурсами с целью увеличения обладания теми из них, которые представляют наибольший интерес для власти (непосредственный способ); б) регулирование с помощью системы отношений (законодательство, налоги и т.д.), взаимодействия между социальными субъектами во имя интересов общества. «Ограничение» означает введение границ (законами, деятельностью правоохранительных органов, налоговыми инспекциями) на использование ресурсов или их обмен.

Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Во всяком случае, власть практически никого не оставляла равнодушным к себе. Следует отметить, что помимо, и в отличие от «чистого» насилия (физического и психического), феномен власти способен оказывать более универсальное воздействие на человеческие тело, душу и ум, пронизывать их, подчинять закону своей воли. Такая власть по существу своему подобна авторитету. Существенной частью её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Сама по себе, «власть» нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории человечества.

Дайте определение власти с точки зрения следующих подходов: теологического, бихевиористского, психологического, системного, структурно-функционального, реоляционистского.

Власть может рассматриваться как реализация волевой деятельности политического субъекта (философский аспект), она же может изучаться как конститутивный момент политической системы (социологический аспект). В чем, в связи с этим, будет выражаться разница между философской и социологической моделями властных отношений?

М.Вебер дает следующее определение: «Власть означает любую возможность проводить собственную волю в борьбе с другими воззрениями безразлично к тому, на чем основывается такая возможность... Господством следует называть возможность повелевать данными людьми с помощью приказа определенного содержания». Какова Ваша точка зрения на соотношение понятий «господство» и «власть»? Как, по-вашему: власть вытекает из отношений господства и подчинения или, наоборот, существование этих отношений определяет наличие феномена власти в обществе?

Какие формы власти предлагает В.В.Ильин согласно их наиболее принципиальным признакам? Охарактеризуйте их.

Признание власти со стороны общества и его членов находит свое выражение в понятии легитимность, которое, с одной стороны, выражает оценку данной власти как власти законной, а с другой стороны, содержит оценочный этико-политический момент признания авторитета этой власти как власти справедливой и согласие подчиняться ей. Как может быть легитимизирована власть, захваченная силой (политическая революция, военный переворот и т. п.)? Какие средства и методы применяются для решения этой задачи?

Литература по данной теме.

Барнс Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. - М., 1990.

Белов Г.А. Политология. - М., 1996.

Основы политической науки: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Пугачева. - М.: МГУ. Знание, 1993.

Власть: Очерки современной политической философии Запада / В.В.Мшвениерадзе, П.И.Кривченко и др. - М., 1989.

Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Поиск. – 1991. - № 1-2.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.