Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Биография Михаила Афанасьевича Булгакова



(1891-1940)

Родился 3.05.1891 г. в Киеве в семье профессора Духовной академии. В семье было семеро детей, из которых он был старшим.

В 1909 г. окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Женился в 1913 г. на Татьяне Лапа.

1916-1917 гг. получил диплом лекаря, работал врачом в селе Никольском, после в Вязьме.

1920 г. постановка во Владикавказском театре пьесы «Братья Турбины».

1922-1926 гг. работает сотрудником газеты «Гудок». Написаны повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и др. Ни одна из пьес не была разрешена к постановке.

1925 г. женился второй раз на Любви Белозерской.

1926 г. премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.

1929 г. по решению правительства сняты с репертуара все пьесы Булгакова.

1932 г. МХАТ возобновил постановку «Дней Турбиных». В этом же году женился в третий раз на Елене Шиловской.

1939 г. закончил написание романа «Мастер и Маргарита».

В 1940 г. Михаил Булгаков умер.

 

М.А. Булгаков (1891 - 1940), умерший полвека назад почти безвестным, ныне - неоспоримый классик русской литературы XX в., один из наиболее знаменитых и читаемых русских писателей. Его возрождение началось с середины 1960-х годов, когда был наконец-то опубликован роман «Мастер и Маргарита», и продолжается до наших дней.

В творческом пути Булгакова есть черты, которые заставляют вспомнить о А.П. Чехове. Как и Чехов, Булгаков (по профессии врач), не сразу осознал, что ему суждено быть писателем. Как и Чехов, он знал труд литературной поденщины, когда в Москве в 1920-1921 гг. сотрудничал во многих журналах и газетах, создавая очерки, фельетоны, рассказы. В столице он входит в литературную среду, знакомится с Маяковским, А. Толстым, Бабелем, Катаевым, Ильфом, Петровым, Олешей и др. Впоследствии Булгаков говорил, что творчество его «разделяется резко на две части: подлинное и вымученное».

Белая гвардия

Сюжет: Действие романа разворачивается в 1918 году, когда из Города уходят немцы, оккупировавшие Украину, и его захватывают войска Петлюры. Автор описывает сложный, многогранный мир семьи русских интеллигентов и их друзей. Этот мир ломается под натиском социального катаклизма и никогда не повторится.

Герои — Алексей Турбин, Елена Турбина-Тальберг и Николка — вовлечены в круговорот военных и политических событий. Город, в котором легко угадывается Киев, оккупирован германской армией. В результате подписания Брестского мира он не попадает под власть большевиков и становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из большевистской России. В городе создаются офицерские боевые организации под покровительством гетмана Скоропадского — союзника немцев, недавних врагов России. На Город наступает армия Петлюры. Ко времени событий романа заключено Компьенское перемирие, и немцы готовятся покинуть Город. Фактически, от Петлюры его обороняют лишь добровольцы. Понимая сложность своего положения, Турбины успокаивают себя слухами о приближении французских войск, которые, якобы, высадились в Одессе (в соответствии с условиями перемирия они имели право занять оккупированные территории России до Вислы на западе). Алексей и Николка Турбины, как и другие жители Города, идут добровольцами в отряды защитников, а Елена оберегает дом, который становится прибежищем бывших офицеров русской армии. Поскольку оборонять Город собственными силами невозможно, командование и администрация гетмана бросают его на произвол судьбы и уходят вместе с немцами (сам гетман при этом маскируется под раненого германского офицера). Добровольцы — русские офицеры и юнкерабезуспешно обороняют Город без командования против превосходящих сил противника (автор создал блестящий героический образ полковника Най-Турса). Часть командиров, понимая бессмысленность сопротивления, распускают своих бойцов по домам, другие деятельно организуют сопротивление и гибнут вместе с подчиненными. Петлюра занимает Город, устраивает пышный парад, но через несколько месяцев вынужден сдать его большевикам.

Главный герой — Алексей Турбин — верный долгу, пытается присоединиться к своей части (не зная, что она распущена), вступает в бой с петлюровцами, получает ранение и волей случая обретает любовь в лице женщины, спасающей его от преследования врагов.

Социальный катаклизм обнажает характеры — кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою. Народ в целом принимает новую власть (Петлюру) и после её прихода демонстрирует враждебность к офицерам.

В русскую литературу М. Булгаков входит в 1924 г. романом «Белая гвардия». М. Волошин, одним из первых разглядевший дар Булгакова, заметил, что его литературный дебют можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского. Волошин дал «Белой гвардии» емкое определение, сказав, что ее автор воплотил в своем романе «душу русской усобицей». Позиция Булгакова в освещении событий гражданской войны - а точнее, одного из ее эпизодов (Киев 1918 г.) была близка волошинской. В книге нет прямого противостояния красных и белых, на ее страницах белые воюют с петлюровцами. Писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - ужас братоубийственной войны. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью и сохранял позицию «над схваткой». В стилистике романа, несмотря на некоторую связь с традициями символистской прозы А. Белого и А.М. Ремизова, отчетливо слышна неповторимая булгаковская интонация, сливающае в единое целое лиризм, сатиру и суровую библейскую патетику. «Велик был голод и страшен по рождеству Христовым 1918-й, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Позднее роман был переработан в пьесу «Дни Турбиных» (1926), в которой отчетливо прозвучала идея исторической обреченности дела Белой гвардии, тема трагической судьбы тех, кто искренне ее защищал. В пьесе «Бег» (1928) показан уже полный разгром Белой гвардии, духовный кризис представителей этой среды. В этой пьесе нет задушевной лирической атмосферы «Дней Турбиных», здесь господствует ирония и сатирический гротеск. По жанру «Бег» является трагикомедией; трагическое начало в ней связано с образом генерала Хлудова, испытывающего страшные муки совести, и с изображением судьбы бывших офицеров Белой гвардии в эмиграции.

В 20-е годы во всем блеске расцветает сатирический талант Булгакова, представленный в цикле фантастических рассказов «Дьяволиада», повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (все -1925). В 1930 г. Булгаков заявил о себе: «Я - мистический писатель». Его мистицизм был связан не столько с интересом к нечистой силе, сколько к мистике социального бытия современности. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждала об опасных последствиях научных и социальных экспериментов. Повесть «Собачье сердце» была конфискована «органами». Пьеса «Дни Турбиных» была разрешена только во МХАТе и выдержала там при жизни писателя почти тысячу представлений.

Остальные пьесы: блистательная сатирическая комедия «Зойкина квартира» (1926), остроумный памфлет-пародия «Багровый остров» (1926), «Бег», «Кабала святош» («Мольер») (1929), «Адам и Ева» (1931), «Блаженство» (1934), «Иван Васильевич» (1936) - были либо очень скоро сняты с репертуара, либо вообще не разрешены. При жизни писателя не увидели свет также его романы «Жизнь господина де Мольера» (1933), «Театральный роман» (1939), «Мастер и Маргарита»; над последним своим произведением Булгаков работал с 1929 г. до конца своей жизни.

 

«Мастер и Маргрита»

Сюжет: Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в историиИисуса Христа. В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело в том числе трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов. Роман он сжёг.

Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла. Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество,пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары). Воланд вместе со всей своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой — в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намёком Булгакова в том числе и на репрессии 30-х годов).

Маргарита, жена «известного инженера», любовница Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном — найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло — для этого она должна оказать Воланду одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны. Гостями на бал не попадают простые грешники, — ими оказываются только истинные, идейные злодеи.

В это время московские милиционеры пытаются разобраться в деле об исчезновении всей выручки театра «Варьете», и главное — в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, — непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедрионаи спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явилсяИисус Христос).

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и желавший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» — другого варианта загробной жизни).

Тетрадка Али:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.