Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2.5. Основы построения систем управления



Система: понятие, структура, элемент, связи

В настоящее время существует достаточно большое количество определений понятия «система». Приведем некоторые из них.

Определение 1. Система (SYSTEMA) из древнегреческого - объединенное, составленное из частей) - совокупность элементов, между которыми существуют связи и отношения, и которые образуют единство, целостность по отношению к окружающей среде.

Определение 2. ГОСТ ISO/МЭК 12209:99: система (SYSTEM-англ.) комплекс, состоящий из (бизнес)-процессов, технических программных средств, устройств и персонала, обладающих возможностью удовлетворять установленным потребностям или целям (акцент на процессы и цели - «Процессный подход»).

Определение 3. Система - целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними (25,с.7).

Определение 4. В математике определение системы можно условно сопоставить с определением множества.

Система S = f (Х,Y), где

F-функция перехода

Х= (хi, i=1,2, n)-множество элементов, входящих в систему

Y= (уj, j=1,2, m) –множество элементов, выходящих из системы.

Множества X и Y являются конечными, так как определяют некоторую систему, выделенную из реальной жизни и дискретную по своей сущности. Поэтому S= f(Х,Y) можно рассматривать как граф, что позволяет возможность использования для описания таких систем теории графов. Любая система может быть представлена в виде графа, вершинами которого являются элементы системы, а ребрами – отношения между ними (схема 14).

 

Схема 14. Организационная структура управления

Предприятием

 

 

Схемное построение системы, с ее внешней и внутренней средой, приведено на схеме 15.

При исследовании систем одним из важных условий является определение следующих понятий:

· информация;

· информационные ресурсы;

· элементы;

· подсистемы;

· связи;

· информационные ресурсы внешней среды;

· информационные ресурсы внутренней среды;

· структура;

· функция;

· целевая функция.

Схема 15. Схема построения системы и ее взаимосвязь

С внешней средой

Информация – это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди, люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму (25, с.8). Понятие «информация» со­стоит из двух аспектов: содержательного и материаль­ного. Содержательный, или смысловой аспект инфор­мации состоит в наличии определенных све­дений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Ма­териальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Информация никогда не со­здается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.

Информационные ре­сурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практичес­кой деятельности людей, используемые в обществен­ном производстве и управлении как фактор повыше­ния эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. в форме понятий, суждений и сложных моделей действительности.

Элемент – неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.

Подсистема - выделенное по опреде­ленным правилам и признакам целенаправленное под­множество взаимосвязанных элементов любой приро­ды. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы. Системы отличаются от подсистем только лишь правилом и признаками объе­динения элементов. Для системы правило является бо­лее общим, а для подсистемы - более индивидуаль­ным. Исходя из этого можно сделать вывод, что система представляет собой нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную систему. В то же время любая система является подсистемой некоторой более большой системы.

Подсистемы, выделенные на одной горизонталь­ной линии, являются подсистемами одного уровня. Де­ление системы на подсистемы разного уровня называют иерархией (от греч. hieros - священный и arche - власть), что означает порядок подчинения более низ­ких звеньев системы более высоким. При иерархичес­ком построении системы в целях наиболее эффектив­ного достижения цели должно всегда соблюдаться ос­новное правило, заключающееся в том, что подсистема более низкого уровня должна подчиняться подсистеме более высокого уровня.

Любая подсистема является, с одной стороны, самостоятельной системой, а с другой - подсистемой системы более высокого уровня, что приводит к двум подходам исследования систем. Это макроуровень и микроуровень.

Исследование систем как целого на так называемом макроуровне связано с тем, что основное внима­ние уделяется изучению взаимодействия системы с внешней средой. В этом случае элементы системы рас­сматриваются с точки трения организации их в еди­ное целое и влияния на функционирование системы в целом. При исследовании системы на макроуровне ос­новными являются характеристики внутренней среды, определяемые взаимодействием элементов этой среды между собой и выполняющие определенные действия.

В целях более объективного исследования систем необходимо сочетание двух подходов. Обычно считает­ся более целесообразным начинать изучение систем с макроуровня, и затем исследовать микроуровень. Тем не менее иногда может оказаться более рациональным подход, когда исследование системы начинается на микроуровне.

Связи - это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Любая связь между какими-либо двумя элементами в соответствии с ее направленностью от одного элемента к другому явля­ется выходом первого из них и в то же время входом второго. Связи между подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи систе­мы со всеми подсистемами соподчиненных иерархи­ческих уровней - вертикальными.

Для каждой системы связи со всеми подсистема­ми и между ними называются внутренними, а все ос­тальные связи – внешними. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется с помощью целена­правленных связей.

Информационные ресурсы внешней среды - множество элементов любой природы, существующие вне систе­мы и оказывающих на нее влияние. Для того, чтобы элементы внешней среды могли влиять на систему или испытывать ее воздействие, необходимы связи. В лю­бой системе число всех существующих внешних взаимосвязей очень велико. Исследовать абсолютно все связи практически невозможно. Поэтому их число приходится ограничивать. Задача исследователей со­стоит в том, чтобы определить из множества существующих взаимосвязей с внешней средой такие, которые в значительной сте­пени влияют на систему.

Информационные ресурсы внутренней среды - это ситуационные факторы между элементами во внутрен­ней среде системы определенной природы. В органи­зациях, создаваемых людьми, элементы во внутренней среде являются результатом управленческих решений и постоянно меняются под влиянием внешней среды. Основными переменными во внутренней среде орга­низаций, требующих внимания руководства, являются цели, структура, функции, связи, технические средства, технологии и люди.

Структура - совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие (от лат. structura - строение, порядок). У каж­дой подсистемы определенного уровня существуют со­подчиненные подсистемы либо непосредственно, либо через промежуточные подсистемы. Множество подси­стем, которые стоят ниже и подчинены данной систе­ме, называют ее вертикалью.

Функция - целенаправленный набор действий, операций или процедур (от англ. function - обязанности, действия). Функции системы обычно представляются в виде набора некоторых преобразо­ваний, которые, как правило, делятся на две группы. Первая группа функций связана с преобразованием входов в систему. Это значит, что при определенном наборе значений входных данных осуществляется такое преобразование, при котором система придет в состояние, характеризуемое набором некоторыx внутренних ее параметров. Вторая группа преобразований связывает состояние системы с ее выходами. При оп­ределенном наборе значений внутренних параметров преобразования обеспечивают некоторый набор значе­ний выходных параметров. Сточки зрения внешней среды функции системы заключаются в том, что при определенном наборе значений входных параметров выходные параметры принимают соответствующие этому набору значения. Задача специалистов, занимающих­ся исследованием систем, заключается а определении содержания множеств элементов на входе в систему, зависимостей между ними и возможных преобразований входных данных во внутренней среде системы.

Функция в экстремальных за­дачах, минимум или максимум которой необходимо найти, называется целевой. Экстремальному значению целевой функции обычно соответствует оптимальное решение. Различают линейные, нелинейные, выпуклые и другие целевые функции. В том случае, если допус­тимое множество экстремальной задачи есть пространство функций, тогда используют термин «целевой функционал».

Классификация систем

Множество систем, существующих в мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков. Классификация - научный метод, заключающийся в дифференциации всего множества объектов и после­дующее их объединение в определенные группы на основе какого-либо признака. При общем подходе к. классификации систем выделяются следующие при­знаки (схема 16):

• по происхождению;

• по объективности существования;

• по взаимодействию с окружающей средой;

• по действию во времени;

• по обусловленности действия;

• по степени сложности.

В зависимости от происхождения системы могут быть естественными и искус­ственными. К естественным, или природным, следует отнести галактики, Солнечную систему, планеты, материки, экосистемы, биологические системы (в том чис­ле и человека). Искусственные (антропогенные) систе­мы обязаны своим происхождением труду человека. Их можно разбить в основном на два подкласса: физи­ческие и социально-экономические.

Физические системы олицетворяют такие систе­мы, у которых в качестве элементов выступают нежи­вые составляющие. К таким системам относятся маши­ны, оборудование и т.п.

Социально-экономические системы являются объе­динением в организации людей и машин при выполне­нии определенных функций для достижения поставлен­ных целей. С точки зрения терминологии социально-эко­номические системы иногда называют биофизическими или социотехническими, хотя сущность и содержание систем от этого не меняется.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.