1. Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения систем управления, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать при помощи компьютерных систем (интеллектуальные системы, системы генерации решений).
2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:
· при отклонении от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью в имеющейся информации, можно использовать соответствующие компьютерные программы с нечеткой логикой. Выполнение «советов» этих программ позволит исследователю сделать выводы и принять оптимальное решение с некоторой вероятностью;
· при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного). Это также не исключает применение аналитических компьютерных программ.
Процессный подход к исследованию
Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление (Развитие) (34, с. 393).
В процессном подходе управленческая деятельность рассматривается как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирования и планирования, организации и т.д.). Выполнение каждой работыи общих функций управления рассматривается в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации, материи в соответствующие выходы, результаты.
Графическое представление процесса исследования в нотации IDEF0 (функциональное моделирование) дано на схеме 13.
Часто выход одного процесса является входом другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций.
По стандарту серии ГОСТ ISO 9000 версии 2001 года процессный подход вводится, как один из принципов построения системы менеджмента качества.
Преимущество применения процессного подхода в исследовании систем управления состоит в следующем:
• непрерывность взаимосвязанного проведения исследовательских работ;
• более полное выполнение требований к проведению исследований;
• постоянное улучшение процессов, основанных на объективных результатах исследования.
Схема 13. Основные составляющие процесса исследования
Управление (определяет и регулирует процессы, т.е. процедуры, методы и методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.д.)