Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ведение личной переписки. 6 страница



4.3 Как отформатировать созданным стилем диапазон таблицы?

4.4 Как построить диаграмму заданного типа?

4.5 Как изменить параметры диаграммы?

4.6 Как добавить к диаграмме новый ряд данных?

4.7 Что такое легенда?

4.8 Как отредактировать легенду?

4.9 Как скопировать, удалить диаграмму?

4.10 Что такое линия тренда?

4.12 Как построить линию тренда?

4.13 Как вывести уравнение линии тренда?

4.14 Как удалить линию тренда?


Лабораторная работа №13 Прогнозирование объема выпуска товарной продукции. Построение диаграммы и линии тренда

 

Цель работы: 1) Изучение технологии создания расчетных таблиц в среде программы MS Excel

2) Построение диаграммы и линии тренда

 

Объем работы 4 часа

 

1.Методические указания

 

При вводе формул в таблицу Excel часто возникает необходимость ввода абсолютного адреса ячейки. Адрес называется абсолютным потому, что при выполнении операции копирования или авторазмножения ячейки с таким адресом он (этот адрес) остается неизменным, т.е. автоматически не настраивается. В адресе ячейки абсолютным может быть столбец или строка. Для ввода абсолютного адреса перед именем столбца или номером строки адреса ячейки следует ввести символ $, например адреса C$3, $d7, $a$8.

Построение диаграмм. По результатам расчета на рабочем листе MS Excel можно построить различные типы диаграмм. Для построения диаграммы лучше всего использовать инструмент Мастер диаграмм, который вызывается из панели инструментов или с помощью команды Вставка/Диаграмма… После вызова Мастера диаграмм на экране монитора появится окно с одноименным названием, в котором можно выбрать любой из 14 типов диаграмм, рис. 13.1

 

Рис. 13.1 – Окно мастера диаграмм

 

Для построения диаграмм можно использовать пошаговое управление процессом ее создания.

Информацию, на основе которой требуется построить диаграмму, желательно представить в виде сплошной таблицы. Перед тем, как вызвать Мастер диаграмм, желательно выделить диапазон ячеек, информация из которых будет использоваться при создании диаграммы.

Построение диаграммы выполняется в следующем порядке:

1 Выделить область данных в таблице, по которым требуется построить диаграмму;

2 Щелкнуть указателем мыши на кнопке Мастер диаграмм. На экране появится диалоговое окно Мастер диаграмм, в котором необходимо выбрать тип диаграммы;

3 Выбрать нужный тип диаграммы, и его вид. Для каждого типа диаграммы в нижней части окна дается его краткое описание;

4 Щелкнуть на кнопке Далее или нажать клавишу Enter. Появится диалоговое окно Источник данных диаграммы. В этом окне желательно проверить, чтобы интервал ячеек, выделенный на рабочем листе таблицы, соответствовал записи в поле Диапазон. В данном окне используются абсолютные ссылки на ячейки.

5 Щелкнуть по кнопке Далее или нажать клавишу Enter. Отобразится следующее диалоговое окно Мастера диаграмм - Параметры диаграммы, где можно определить параметры элементов диаграммы – Осей, Линий сетки, Легенды, Подписей данных. Здесь же можно ввести заголовок диаграммы и заголовки для независимой переменной (ось 0X) и зависимой переменной (ось 0Y).

6 Щелкнуть по кнопке Далее или нажать клавишу Enter. Появится следующее диалоговое окно Размещение диаграммы, где можно определить место размещения диаграммы.

7 Щелкнуть по кнопке Далее или нажать клавишу Enter, чтобы закрыть диалоговое окно Мастер диаграмм. Созданная диаграмма появится на рабочем листе.

Диаграмму можно передвигать в пределах рабочего поля Excel и изменять ее размер.

Легенда диаграммы обычно создается автоматически. Ее можно удалить или отредактировать. Для удаления легенды достаточно ее выделить и нажать клавишу Del.

Редактирование легенды выполнятся в следующем порядке:

1 Щелкнуть мышью на изображении легенды. Вокруг легенды появятся черные квадратики (маркеры);

2 Нажать правую кнопку мыши. Появится меню из двух команд Формат легенды и Очистить.

3 Выбрать команду Формат легенды. Появится окно диалога Формат легенды, в котором можно установить цвет линий, их стиль, толщину и т.д.;

4 Нажатие кнопки OK завершит редактирование легенды и приведет к выходу из режима редактирования легенды в режим редактирования диаграммы.

Чтобы изменить наименование ряда данных в легенде достаточно вызвать окно Исходные данные (щелкнуть правой кнопкой мыши на области диаграммы и выбрать команду Исходные данные) и в поле Имя ввести необходимое наименование соответствующего ряда данных.

Подобным образом можно изменить параметры графика, перемещать текст и редактировать любые параметры диаграммы. Для редактирования параметров диаграммы необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на том ее элементе, который требуется редактировать, например, ось 0Х, ось 0У, область построения диаграммы, исходные данные и т.д.

Создание и редактирование линий тренда. Линия тренда представляет собой усредненный график, построенный программой Excel по методу наименьших квадратов. Для построения линии тренда необходимо щелкнуть правой кнопкой на диаграмме (графике) и выбрать из появившегося контекстного меню команду Добавить линию тренда. В открывшемся окне Линия тренда выбрать наиболее подходящий тип линии тренда и нажать кнопку Ok. На вкладке Параметры окна Линия тренда можно установить флажок Показать уравнение на диаграмме, чтобы вывести в область диаграммы уравнение линии тренда.

 

Постановка задачи. Дана таблица исходных данных о выпуске продукции за последних 5 лет некоторым предприятием, табл.1.

Таблица 1 – Исходные данные

Годы Фактический объем выпуска товарной продукции Yi, тыс. руб Номер года Расчетный объем выпуска товарной продукции, Ypi
-2  
-1  
 
 
 

 

Требуется вычислить расчетный объем выпуска товарной продукции Ypi.

Для вычисления Ypi используется формула

Yрi = A0 + A1*ti + A2*ti2,

где A0, A1, A2 - коэффициенты регрессии; t - номер года.

Коэффициенты регрессии A0, A1, A2 вычисляются по формулам

где n - количество лет анализируемого периода (n = 5);

Для проверки достоверности выполненных расчетов можно использовать коэффициент достоверности Кд, который вычисляется по формуле

где Ypi, Yi – расчетный и фактический объемы выпуска товарной продукции.

Для решения задачи построим таблицу следующего вида, табл.2

 

Таблица 2 - Структура электронной таблицы

Годы Фактичес-кий объем выпуска товарной продукции Yi, тыс. руб Номер года, t ti2 ti4 Yi*ti Yi*ti2 Расчетный объем выпуска товарной продукции, Ypi, тыс. руб Коэф-фициент досто-верности, Кд
-2            
-1            
           
           
           
Сумма                

Прогнозируемый период

-   - - -   -
-   - - -   -
-   - - -   -

 

Результаты расчета приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты прогнозирования

  A B C D E F G H I
Годы Фактичес-кий объем выпуска товарной продукции Yi, тыс.руб. Номер года, t ti2 ti4 Yi*ti Yi*ti2 Расчетный объем выпуска товарной продукции, Ypi, тыс.руб Коэф-фициент досто-вернос-ти, Кд
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-2 -66292 32860,97 1,01
-1 -35746 36572,71 0,98
40737,03 1,02
45353,91 1,00
50423,37 1,00
Сумма 1,00
        Прогнозируемый период  
             
             
             
            a0=   40737,02
            a1=   4390,60
            a2=   226,29
                       

 

По данным табл. 3 построена следующая диаграммы, а на ее основе - линия тренда, рис.1

 
 

 

 


Рис. 1 – График объемов выпуска продукции

 

На рис. 1 представлены также уравнение линии тренда и величина достоверности аппроксимации (R2).

 

2 Порядок выполнения работы

2.1 Изучить настоящие методические указания;

2.2 Построить таблицу прогнозирования;

2.3 Ввести в таблицу необходимые данные и формулы;

2.4 Рассчитать значения объемов выпуска товарной продукции на прогнозируемый период;

2.5 Проанализировать полученный результат.

2.6 Оформить отчет по работе

 

3 Содержание отчета

3.1 Цель работы;

3.2 Исходные данные и постановка задачи;

3.3 Анализ полученных результатов;

3.4 Выводы по работе.

 

4 Контрольные вопросы

4.1 Сформулируйте постановку задачи лабораторной работы.

4.3 Какая модель используется для прогнозирования?

4.4 Как построить формулы для вычисления коэффициентов модели?

4.5 Как ввести в формулу абсолютный адрес ячейки и для чего он используется?

4.6 Как выполнить редактирование данных в таблице?

4.5 Как рассчитать прогнозируемые объемы товарной продукции?

4.6 Какие виды диаграмм можно построить с помощью Мастера диаграмм?

4.7 В каком порядке выполняется построение диаграмм?

4.8 Что понимается под абсолютным адресом ячейки?

4.9 Как построить абсолютный адрес ячейки?

4.10 Как изменить параметры диаграммы?

4.11 Как добавить к диаграмме новый ряд данных?

4.12 Что такое легенда?

4.13 Как отредактировать легенду?

4.14 Как скопировать, удалить диаграмму?

4.15 Что такое линия тренда?

4.16 Как построить линию тренда?

4.17 Как вывести уравнение линии тренда?

4.18 Как удалить линию тренда?


Лабораторная работа №14 Решение дифференциального уравнения в среде программы Excel

Цель работы: 1) Изучение технологии решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера первого порядка

2) Построение электронной таблицы решения дифференциального уравнения первого порядка

Объем работы 2 часа

 

1.Методические указания

Дифференциальные уравнения позволяют выразить соотношения между изменениями непрерывно изменяющихся величин и поэтому имеют большое значение в прикладных задачах. Наиболее простыми являются линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Обыкновенным дифференциальным уравнением первого порядка называется уравнение

F[(t, y(t), y'(t)] = 0,

которое связывает независимую переменную t, искомую функцию y = f(t) и ее производную. Решение (интегрирование) дифференциального уравнения заключается в отыскании функции y(t), которое удовлетворяет этому уравнению для всех значений t, в определенном конечном интервале (a, b).

Программа MS Excel позволяет выполнить численное интегрирование обыкновенного дифференциального уравнения и представить весь ход решение в табличном виде.

Рассмотрим алгоритм метода Эйлера численного решения. обыкновенного дифференциального уравнения. Пусть дано уравнение

Требуется получить решения этого уравнения на интервале [t0, tk] при начальных значениях t0 и y(t0).

Рассмотрим алгоритм решения уравнение методом Эйлера первого порядка. Согласно этому методу решение находится в форме:

yi = yi-1 + hּf(ti-1,yi-1).

Для оформления решения в MS Excel необходимо разработаем таблицу. Первый столбец будет содержать значения независимой переменной х, вычисляемой по формуле

ti = ti-1+h.

Второй столбец будет содержать значения искомой функции yi при соответствующих ti. В третьем столбце разместим значения правой части дифференциального уравнения.

Рассмотрим пример решения следующего уравнения:

t0 = 1; y(t0) = 0,5; h = 0,1.

Решение

В первые четыре строки таблицы запишем исходные данные: коэффициент а, начальные условия интегрирования (t0, y(t0) и шаг интегрирования h.

В пятую строку таблицы введены обозначения столбцов решения (t, y, f(t, y)), а в последующие строки - формулы для интегрирования дифференциального уравнения, рис.1.

 

Рис. 1 – Структура таблицы с формулами

 

Вид полной электронной таблицы с результатами решения обыкновенного дифференциального уравнения представлен на рис. 2.

 

 
 

 


Рис. 2 – Вид таблицы для решения дифференциального уравнения

 

2 Порядок выполнения работы

2.1 Изучить настоящие методические указания;

2.2 Построить таблицу решения заданного дифференциального уравнения;

2.3 Ввести в таблицу необходимые данные и формулы;

2.4 Выполнить решения дифференциального уравнения;

2.5 Построить график по результатам расчета;

2.6 Проанализировать полученный результат.

2.7 Оформить отчет по работе

 

3 Содержание отчета

3.1 Цель работы;

3.2 Исходные данные и постановка задачи;

3.3 Таблица результатов расчета;

3.4 Анализ полученных результатов;

3.5 Выводы по работе.

 

4 Контрольные вопросы

4.1 Сформулируйте постановку задачи лабораторной работы.

4.2 Поясните суть метода Эйлера решения дифференциального уравнения?

4.3 Как построить формулы для решения?

4.4 Как ввести в формулу абсолютный адрес ячейки?

4.5 Как выполнить редактирование данных в таблице?

4.6 Как выполнить расчет значений функции y(t)?

4.7 Как построить формулу интегрирования дифференциального уравнения?

4.8 В каком порядке выполняется построение диаграмм?

4.9 Как изменить параметры диаграммы?

4.10 Что такое легенда?

4.11 Как отредактировать легенду?

4.12 Как скопировать, удалить диаграмму?

4.13 Как изменить наименование ряда данных в легенде?


Лабораторная работа № 15Ряды данных и работа со списками в MS Excel

 

Цель работы: 1) Изучение рядов данных и списков Excel и технологии работы с ними

2) Изучение способов сортировки списков

3) Построение промежуточных итогов

 

Объем работы 2 часа

 

1.Методические указания

В MS Excel разработан механизм ввода рядов данных. Под рядами данных подразумеваются данные, отличающиеся друг от друга на фиксированный шаг. При этом данные не обязательно должны быть числовыми.

Для создания рядов данных следует выполнить следующие действия:

- ввести в ячейку первый элемент ряда;

- выделить область, где будет расположен ряд. Для этого нужно подвести указатель мыши к черной точке в правом нижнем углу выделенной ячейки (в этот момент белый крестик переходит в тонкий черный) и нажать левую кнопку мыши. Далее, удерживая нажатой кнопку мыши, выделить нужную часть строки или столбца. После того, когда кнопка мыши будет отпущена, выделенная область заполнится данными.

Такой простой процесс ввода возможен только тогда, когда в ячейку введен один из элементов имеющегося списка. Списки создаются в диалоговом окне Сервис / Параметры на закладке Списки.

Можно построить ряд данных и другим способом, если указать шаг построения. Для этого нужно ввести вручную второй элемент будущего ряда, выделить обе ячейки и затем, воспользовавшись тем же маркером авторазмножения, продолжить выделение до нужной области. Две первых ячейки, введенные вручную, задают шаг ряда данных.

Для построения произвольных рядов данных выполните команду Правка / Заполнить / Прогрессия. Появится окно диалога Прогрессия, в котором можно установить параметры ряда данных.

Ряды дат и времени дня могут использовать приращения по дням, неделям, месяцам, годам. Чтобы получить ряд дат, необходимо указать повторяемость последовательности: дни, недели, месяцы или годы.

Автозаполнение. В этом режиме можно продолжать различные типы данных. Возможность автозаполнения логически продолжает некоторые заданные последовательности, например, Кв.3, Кв.4, Кв.5. Возможность автозаполнения можно использовать непосредственно с помощью перемещения курсора заполнения на рабочем листе или с помощью окна диалога Прогрессия.

В поле ввода Предельное Значение окна Прогрессия можно ввести значение, на котором нужно закончить ряд. Если выделенная область заполняется до достижения этого значения, то построение ряда прекращается. Поле ввода Предельное Значение может оставаться пустым. Тогда заполняется вся выделенная область.

Наиболее интересным параметром в окне диалога Прогрессия является флажок Автоматическое определение шага. Если он установлен, то вычисляется значение шага, опираясь на значения в верхних или левых ячейках выделения, для создания наиболее близкой к ряду прямой (для линейного тренда) или экспоненциальной линии (для экспоненциального тренда). При установке этого флажка значение из поля ввода Шаг игнорируется.

 

Списки Ms Excel предоставляют средства, упрощающие управление и анализ групп связанных данных на листе Excel. Если объявить некоторый диапазон ячеек списком, то данными этого списка можно управлять и анализировать независимо от данных, не вошедших в список. Например, используя только данные из списка, можно фильтровать столбцы, добавлять строки итоговых значений и создавать отчет сводной таблицы.

На листе можно задать несколько списков, что позволяет гибко делить данные на отдельные хорошо управляемые наборы.

Примечание. В общей книге создать список нельзя. Чтобы создать список в книге, нужно запретить к ней общий доступ.

Списки Excel упрощают совместное использование данных несколькими пользователями за счет интеграции с Ms Windows SharePoint Services. Если пользователь обладает веб-адресом и разрешениями разработчика на узле SharePoint, он может задать общий доступ к своему списку и разрешить другим лицам просматривать, редактировать и обновлять список. Потом список Excel можно соединить со списком на узле SharePoint за счет синхронизации вносимых изменений с узлом SharePoint. Это позволит другим лицам видеть обновленные данные.

Под списком понимается область таблицы, состоящая из именованных столбцов с данными. При создании списка Excel процесс распознавания и изменения содержимого списка можно упростить за счет средств списка и визуальных элементов. К каждому столбцу списка по умолчанию применяется Автофильтр, кнопки которого расположены в строке заголовков, что позволяет быстро фильтровать и сортировать данные.

Темно синяя рамка вокруг списка четко выделяет интервал ячеек, составляющий список. Строка со звездочкой (*) называется строкой вставки. Ввод данных в это строку приводит к автоматическому добавлению данных в список и расширению рамки вокруг списка.

В список можно добавить строку итогов. При щелчке мышью по ячейке в строке итогов появляется раскрывающийся список обобщенных функций.

Изменить размер списка можно с помощью перемещения метки изменения размера, находящейся в нижнем правом углу рамки списка. Ячейки списка можно форматировать точно так же, как и ячейки листа.

Списки можно сортировать по возрастанию, по убыванию или в заданном пользователем порядке. Можно также фильтровать списки, чтобы отображать только данные, соответствующие указанному критерию.

 

На вкладке Списки окна Параметры меню Сервис содержаться заранее прописанные списки рядов данных, которые можно дополнить, воспользовавшись командой НОВЫЙ СПИСОК в том же окне Списки.

 

Для работы со списками используется меню Данные.

Создадим таблицу товаров на складе, в которой данные записаны в произвольном порядке, табл. 15.1.

Таблица 15.1 – Исходная таблица

 
 

 


Для работы с таблицами такого типа можно использовать команды меню Данные, для выполнения различных операций с табличными данными, например таких, как сортировка, построение итогов, фильтрация данных, построение итогов и т.д.

Выполним команду Сортировка для таблицы 15.1, в результате получим таблицу следующего вида, табл. 15.2

Таблица 15.1 – Отсортированная таблица

 
 

 


Из таблицы 15.2 видно, что представленные в ней данные отсортированы по шифрам. Сейчас можно построить итоговые суммы по каждой группе с помощью команды Итоги… из меню Данные. По этой команде выдается следующее окно, рис. 15.1.

 
 

 


Рис. 15.1 – Окно команды Итоги

 

Установив необходимые параметры в окне рис.15.1, и завершив выполнение упомянутой команды нажатием кнопки Ok, получим следующий результат, табл. 15.3.

Таблица 15.3 – Таблица с итогами

 
 

 

 


2 Порядок выполнения работы

2.1 Изучить настоящие методические указания;

2.2 Построить таблицу решения заданного дифференциального уравнения;

2.3 Ввести в таблицу необходимые данные и формулы;

2.4 Выполнить решения дифференциального уравнения;

2.5 Построить график по результатам расчета;

2.6 Проанализировать полученный результат.

2.7 Оформить отчет по работе

 

3 Содержание отчета

3.1 Цель работы;

3.2 Исходные данные и постановка задачи;

3.3 Таблица результатов расчета;

3.4 Анализ полученных результатов;

3.5 Выводы по работе.

 

4 Контрольные вопросы

4.1 Сформулируйте постановку задачи лабораторной работы.

4.2 Поясните суть метода Эйлера решения дифференциального уравнения?

4.3 Как построить формулы для решения задачи?

4.4 Как ввести в формулу абсолютный адрес ячейки?

4.5 Как выполнить редактирование данных в таблице?

4.6 Как выполнить расчет значений функции y(t)?

4.7 Как построить формулу интегрирования дифференциального уравнения?

4.8 В каком порядке выполняется построение диаграмм?

4.9 Как изменить параметры диаграммы?

4.10 Как изменить наименование ряда данных в легенде?


Лабораторная работа № 16 Знакомство с базами данных Access

 

Цель работы: Изучение возможностей системы управления базами данных.

 

Объем работы 4 часов

 

1 Общие сведения

База данных — структурированная упорядоченная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения. Набор средств, необходимых для создания, изменения данных и обеспечения доступа к ним, называется системой управления базами данных: (СУБД).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.