Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ведение личной переписки. 1 страница



Белорусско-Российский университет

Э.И.Ясюкович

Методические указания к лабораторным работам по курсу "Информатика" для студентов 1-го курса экономического факультета специальности "Коммерция"

Титульная страница

Лабораторная работа № 1Системы счисления и представление информации в памяти ПК +

Лабораторная работа № 2.Основные устр-ва, файловая системы, интерфейс польз-ля ПК +

Лабораторная работа № 3 Архивация файлов и борьба с вирусами +

Лабораторная работа № 4ОС Windows и ее стандартные средства +

Лабораторная работа № 5Интерфейс редактора MS Word: работа с текстом и макросы +

Лабораторная работа № 6 Работа с таблицами в редакторе MS Word +

Лабораторная работа № 7 Создание документов с источником данных в MS Word +

Лабораторная работа № 8Колонтитулы и построение оглавления документа в MS Word +

Лабораторная работа № 9 Построение гипертекстовых документов и графикаMS Word +

Лабораторная работа № 10 Изучение редактора формул MS Word +

Лабораторная работа № 11 Изучение табличного процессора Excel. Ввод данных и формул

Лабораторная работа №12Использование стилей в Excel

Лабораторная работа № 13Прогнозирование в Excel, построение диаграммы, линии тренда

Лабораторная работа № 14Решение дифференциального уравнения в Excel

Лабораторная работа № 15 Ряды данных и работа со списками в MS Excel

Лабораторная работа № 16Знакомство с базами данных Access

Лабораторная работа № 17Построение презентации в среде программы Power Point

Лабораторная работа № 18 Изучение матричных вычислений в MatLab

Лабораторная работа № 19 Разработка на VBA функций расчета статист-их показателей"

Лабораторная работа № 20 Разработка на VBA функции расчета платы за электроэнергию

Лабораторная работа № 21 Построение процедуры VBA разветвляющейся структуры

Лабораторная работа № 22 Решение на VBA задачи "Выплаты по вкладам в банке"

Лабораторная работа № 23 Изучение технологии работы с формами и эл-тами упр-я VBA

Лабораторная работа № 24 Процедуры на VBA с эл-тами управления "Поле со списком"

Лабораторная работа № 25Электронная почта средствами Microsoft Outlook

Лабораторная работа №26 Программа–браузер MS Internet Explorer

Лабораторная работа №27 Создание простейших Web-страниц

Лабораторная работа №28 Вставка графики и анимации в internet-документы

Лабораторная работа №29 Использование ссылок и списков на Web-страницах

Лабораторная работа №30 Таблицы в Web-документах

Лабораторная работа №31 Фреймы и скриптовые программы

Лабораторная работа №32. Построение графических эл-тов для Web в среде Photoshop

Лабораторная работа №33. Построение логотипа для Web-сайта в среде Photoshop

Лабораторная работа №34. Консолидация данных. Решение задачи "Автосалон" на VBA

Лабораторная работа №35. Создание анимированного баннера в среде Photoshop

 

 


Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

БЕЛОРУССКО - РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра АСУ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к лабораторным работам по дисциплине "Информатика"

 

для студентов специальности "Коммерция"

 

 

Могилев 2006

 


УДК 681.3 Составил: доц. Ясюкович Э.И.

 

Методические указания к лабораторным работам по курсу "Информатика" для студентов специальности "Коммерция".

Могилев: Белорусско-Российский университет, 2006. - ___ с.

 

В методических указаниях изложены практические приемы обработки информации и информационных технология.

Методические указания содержат описание, порядок выполнения и представления лабораторных работ к защите. Предназначены для студентов 1 курса специальности "Коммерция".

 

 

Одобрены кафедрой АСУ "Белорусско-Российского университета

" __ " _____________ 2006 г., протокол N __ .

 

Рецензент

 

Редактор Э.И.Ясюкович

 

Рекомендовано к опубликованию секций учебно-методической литературы научно-методического совета.

" ___ " ________ 2006 г.

 

Ответственный за выпуск

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторным работам по дисциплине "Информатика" для студентов специальности "Коммерция"

 

Ясюкович Эдвард Игнатьевич

Белорусско-Российский университет

 

 

Подписано к печати " __ " 2007 г. заказ N ____

Тираж 35 экз., объем ___ усл. п.л. Формат 60x84 1/16. Бесплатно. Печать офсетная.

Отпечатано на ротапринте БРУ, г. Могилев, пр. Мира, 43


В в е д е н и е

Использование персонального компьютера для хранения и обработки информации на основе современных прикладных систем обработки данных является необходимым условием приобретения будущим экономистом опыта аналитического и алгоритмического мышления в процессе учебы. Кроме того, самостоятельная управленческая деятельность невозможна без развития у будущего специалиста экономического профиля способностей к анализу информации, ее обработке и принятию собственных решений.

Сложный характер и динамизм современных мирохозяйственных связей вызвали быстрый рост спроса на услуги связи и информатики. В свою очередь НТР привела к созданию новых телекоммуникационных технологий, которые порождают новые услуги и соответственно увеличивающуюся потребность в них. Многие деловые люди и организации столкнулись с необходимостью использования в своей повседневной деятельности электронной почты, информационных ресурсов Internet и других интерактивных коммерческих информационных служб, подключения ПК к локальной компьютерной сети, пересылки файлов в другой город, участия в телеконференциях и т.д.

Объем и способы информирования специалистов с помощью средств компьютерных коммуникаций коренным образом изменились за последние годы. И если ранее подобные средства предназначались лишь для узкого круга специалистов и опытных пользователей ПК, то теперь они рассчитаны на самую широкую аудиторию.

В настоящее время передача данных с помощью компьютеров, использование локальных и глобальных компьютерных сетей становится столь же распространенным, как и сами ПК.

Целью преподавания данной темы является подготовка пользователей ПК, не являющихся специалистами в области вычислительной техники, к умелому использованию локальных и глобальных компьютерных сетей, коммуникационного оборудования и программных средств.

 

Лабораторный практикум по курсу "Информатика" является обязательным дополнением к курсу лекций по данной дисциплине. Курс лекций формирует информационную культуру, способствует приобретению базовых знаний по предмету. Практикум помогает получить навыки работы на ПК в наиболее распространенной программе обработки электронных таблиц Microsoft Excel. Студентам предлагается освоить программный инструментарий в процессе выполнения конкретных заданий и решения практических задач, что повышает эффективность обучения.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:современные технические средства компьютерной техники; терминологию компьютерных информационных технологий; принципы программирования коммерческих задач; принципы построения и основы работы локальных компьютерных сетей; основы создания фрагментов машинной графики и презентаций; основы защиты информации; основные сервисы Internet: технологии проектирования web- документов.

Для каждой лабораторной работы сформирована цель занятия. После выполнения задания студентам предлагается ответить на контрольные вопросы для проверки и закрепления теоретических знаний по изучаемой теме.

После окончания изучения дисциплины студенты должны уметь: ориентироваться среди богатого разнообразия предлагаемой аппаратуры и программных средств; работать на персональном компьютере в качестве пользователя; использовать современные офисные приложения; проектировать и программировать простейшие экономические задачи; выполнять поиск информации в сети Internet и пользоваться ее основными сервисами; создавать WWW-страницы с помощью языка гипертекстовой разметки документов.


Лабораторная работа № 1Системы счисления и представление информации в компьютере

 

Цель работы: 1) изучение позиционных систем счисления

2) изучение правил перевода чисел из одной системы счисления в другую

3) изучение способов представления информации в памяти компьютера

 

Объем работы 4 часа

 

1.Методические указания

Информация - это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды в виде входных данных и выдается в окружающую среду в виде выходных данных или сохраняется внутри определенной системы.

Информация имеет единицу измерения, которой является бит. Бит – это количество информации, передаваемое при ответе на двоичный вопрос "да" или "нет". Битом называют также ячейку памяти компьютера, в которой хранится одно двоичная цифра – "0" или "1".

Системы счисления. Совокупность приемов именования и обозначение чисел называется системой исчисления. В качестве знаков для записи чисел используются цифры.

Системы счисления бывают позиционные и непозиционные. Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее положения в ряду цифр, изображающих число, называется позиционной.

Система счисления, в которой значение каждой цифры не зависит от ее положения в последовательности цифр, обозначающей число, называется непозиционной.

Хорошо известным примером непозиционной системы счисления является римская система, в которой роль цифр играют буквы алфавита: І - один, V - пять, Х - десять, С - сто, L - пятьдесят, D -пятьсот, М - тысяча. Например, 321 = СССХХІ. В непозиционной системе исчисления арифметические операции выполнять неудобно и сложно.

Позиционные системы исчисления. Общепринятой в современном мире является десятичная позиционная система исчисления, которая из Индии через арабские страны пришла в Европу. В позиционных системах счисления используется понятие основания системы счисления. Основанием называется число, указывающее, во сколько раз единица следующего разряда больше чем единица предыдущего.

В качестве позиционных можно назвать десятичную, двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Рассмотрим эти системы счисления.

Десятичная система счисления. Основанием десятичной системы счисления является число десять.

Общеупотребительной формой записи числа является сокращенная форма записи разложения по степеням основания системы исчисления, например

130678=1•105+3•104+0•103+6•102+7•101+8•100

Здесь 10 - основание системы исчисления, а показатель степени - это номер позиции цифры в записи числа (нумерация ведется слева на право, начиная с нуля). Арифметические операции в этой системе выполняют по правилам, предложенным еще в средневековье. Например, складывая два многозначных числа, применяют правило сложения столбиком. При этом все сводится к сложению однозначных чисел, для которых необходимо знать таблицу сложения.

Проблема выбора системы счисления для представления чисел в памяти компьютера имеет большое практическое значение. В случае ее выбора обычно учитываются такие требования, как надежность представления чисел при использовании физических элементов, экономичность (использование таких систем счисления, в которых количество элементов для представления чисел из некоторого диапазона было бы минимальном). Для изображения целых чисел от 1 до 999 в десятичной системе достаточно трех разрядов, то есть трех элементов. Поскольку каждый элемент может находиться в десяти состояниях, то общее количество состояний - 30, в двоичной системе исчисления: 99910=11110101112, необходимое количество состояний – 20. Здесь индекс внизу числа обозначает основание системы счисления.

Более распространенной для представления чисел в памяти компьютера является двоичная система счисления. Для изображения чисел в этой системе необходимо две цифры: 0 и 1, то есть достаточно двух устойчивых состояний физических элементов. Эта система близка к оптимальной по экономичности, а таблицы сложения и умножения в ней элементарные.

    b b     b b
  +   *
a a
a a

Поскольку 23 = 8, а 24 = 16 , то каждые три двоичных разряда числа образуют один восьмеричный, а каждые четыре двоичных разряда - один шестнадцатеричный. Поэтому для сокращения записи адресов и содержимого ячеек (байтов) оперативной памяти компьютера используют шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления. Ниже, в таблице 1 приведены первые 16 натуральных чисел, записанных в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Таблица 1

A
B
C
D
E
F

При отладке некоторых программ и в других ситуациях в программировании актуальной является задача перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Если основание новой системы исчисления равняется некоторой степени старой системы исчисления, то алгоритм перевода очень простой: нужно сгруппировать справа налево разряды в количестве, равном показателю степени и заменить эту группу разрядов соответствующим символом новой системы счисления. Этим алгоритмом удобно пользоваться при переводе числа из двоичной системы исчисления в восьмеричную или шестнадцатеричную. Например, 101102=10110=268, 10111002=1011100=5C16

Перевод чисел из восьмеричной или шестнадцатеричной систем счисления в двоичную происходит по обратному правилу: один символ старой системы счисления заменяется группой разрядов новой системы счисления, в количестве равном показателю степени новой системы счисления. Например, 4728=100111010=1001110102, B516=10110101=101101012.

Если основание одной системы счисления равняется некоторой степени другой, то перевод очень простой. В противном случае пользуются правилами перевода числа из одной позиционной системы счисления в другую (чаще всего при переводе из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем исчисления в десятичную, и наоборот).

Алгоритмы перевода чисел из одной позиционной системы исчисление в другую

Для перевода чисел из системы счисления с основанием p в систему исчисления с основанием q, используя арифметику новой системы исчисления с основанием q, нужно записать коэффициенты разложения, основания степеней и показатели степеней в системе с основанием q и выполнить все действия в этой самой системе. Очевидно, что это правило удобно при переводе в десятичную систему исчисления. Например:

из шестнадцатеричной в десятичную:

92C816=9•163+2•162+C•161+8•160 = 37576

из восьмеричной в десятичную:

7358=7•82+3•81+5•80=47710

из двоичной в десятичную:

1101001012 = = 1 28+1•27+0•26+1•25+0•24+0•23+1•22+0•21+ 1•20=42110

Для перевода чисел из системы исчисления с основанием p в систему исчисления с основанием q с использованием арифметики старой системы счисления с основанием p необходимо:

· для перевода целой части:

последовательно число, записанное в с системе основанием p делить на основание новой системы исчисления, выделяя остатки. Эти остатки деления записанные в обратном порядке, и образуют число в новой системе счисления;

· для перевода дробной части:

последовательно умножать эту дробную часть на основание новой системы счисления, выделяя целые части, которые и будут образовывать запись дробной части числа в новой системе счисления.

Этим же правилом удобно пользоваться в случае перевода из десятичной системы счисления, поскольку ее арифметика для нас привычна.

Пример:

999,3510 = 1747,263…8 = 1111010111,010110011…2

Представление информации в памяти компьютера

В памяти компьютера информация хранится в байты. Байт – это ячейка памяти, состоящая из восьми двоичных информационных разрядов. Следовательно, любая информация, записываемая в память, преобразуется к двоичному виду.

Представление числовой информации. Числовая информация может быть представлена в форматах с фиксированной (целые числа) или плавающей (вещественные – целые, дробные и смешанные числа) точкой.

Целое число в двоичной системе счисления занимает парное количество байтов. В первом бите (двоичном разряде) первого байта записывается знак числа (0 – если число положительное, 1 – если число отрицательное). В последующие биты записываются двоичные цифры числа.

Вещественное число сначала преобразуется к нормализованному виду, и затем отдельно записывается характеристика числа в двоичном виде, вычисляемая на основе его порядка и знака, и мантисса, также в двоичном виде. Нормализованное число – это число, представленное в виде

0,ХХХ…Х•pn,

где 0,ХХХ…Х – мантисса числа; p – основание системы счисления; n – порядок числа.

Представление текстовой информации. Под текстовой информацией понимается: последовательности символов – строчных и прописных буквы русского, латинского и других алфавитов; цифр и специальных знаков. В простейшем случае для представления в памяти ПК одного символа требуется один байт памяти. В случае использования масштабируемых, True Type шрифтов, каждый символ занимает более одного байта памяти.

Представление графической информации. Графические образы могут представляться в векторном или растровом формате. В случае использования векторного формата графические объекты представляются в виде специальных математических (геометрических) моделей, в основе которых используются графические примитивы (различные типы линий).

В растровом формате графические объекты представляются в виде областей (матриц) черно-белых или цветных точек (пикселей) соответствующих яркостей и колорита. Каждой точке графического объекта соответствует определенная точка такой матрицы.

Целесообразность использования того или иного графического формата определяется типом рисунка. Например, фотографические образы лучше хранить в растровом формате, а рисунки, содержащие геометрические объекты – векторном.

 

2. Порядок выполнения работы

2.1.Изучить настоящие методические указания.

2.2.Выбрать исходные данные для выполнения работы в таблице 2.1, согласно варианта, указанного преподавателем;

2.3.Выполнить необходимые преобразования чисел;

2.4.Оформить отчет.

 

3.Содержание отчета

Отчет по работе должен содержать:

3.1.Цель работы;

3.2.Постановку задачи и исходные данные;

3.3.Резултаты перевода чисел и их представления в памяти ПК;

3.4.Выводы по результатам преобразования чисел.

 

4.Контрольные вопросы

4.1.Какие Вы знаете позиционные системы счисления?

4.2.Сформулируйте правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

4.3.Сформулируйте правила перевода целых чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

4.4.Сформулируйте правила перевода вещественных (дробных и смешанных) чисел из десятичной системы счисления в двоичную;

4.5.Как представляются в памяти ПК числа с фиксированной и плавающей точками?

4.6.Что такое нормализованное число?

4.7.Сколько байтов памяти занимает целое число, вещественное число?

 

Таблица 1.1 - Варианты заданий к лабораторной работе № 1

№ ва- рианта исходное целое десятичное число Исходное вещественное десятичное число
657,34
567,24
591,35
511,46
604,54
764,56
582,51
555,34
521,24
634,57
697,88
622,66
566,24
516,35
645,46
665,57
537,48
432,37
657,26
528,35
519,45
650,54
635,33
546,73
629,22

Лабораторная работа № 2.Изучение основных устройств ПК и его файловой системы

 

Цель работы: 1) изучение структуры ПК

2) изучение основных устройств ПК

3) изучение файловой системы ПК

 

Объем работы 4 часа

 

1.Методические указания

Персональный компьютер IBM PC состоят из следующих основных частей: системного блока, монитора (дисплея), клавиатуры и подключенных к нему периферийных устройств.

Системный блок является в компьютере "главным". В нем располагаются основные узлы компьютера:

- блок питания;

- материнская плата, содержащая центральный процессор, оперативную память, контроллеры устройств ввода-вывода др.);

- накопитель на жестком магнитном диске;

- накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков;

- другие устройства ввода-вывода информации.

Архитектуру персонального компьютера можно представить следующей схемой, рис. 2.1.

 
 

 

 


Рис. 2.1 – Архитектура персонального компьютера

 

Блок питания используется для питания всех устройств системного блока, клавиатуры и мыши током постоянного напряжения различной величины.

Материнская плата используется для коммутации через общую шину всех центральных устройств компьютера таких, как центральный процессор, оперативную память, видеокарта, контроллеры для подключения накопителей внешней памяти и других.

Центральный процессор – это главное устройство компьютера. Он предназначен для исполнения команд программ, которые копируются (загружаются) в оперативную память на время исполнения эти программ. Основной характеристикой центрального процессора является его частота. современный процессор работает на частоте от 1 до 3 ГГц и белее.

Оперативная память (RAM - random access memory). Является очень важным элементом компьютера. Именно из нее процессор берет программы и исходные данные для обработки, в нее он записывает полученные результаты. Содержащиеся в ней данные хранятся только при включенном компьютере.

Оперативная память характеризуется ее емкостью, которая измеряется в мегабайтах (Mb). Современный компьютер должен содержать не менее 128…512 Mb.

 

Дисководы. Для того, чтобы информацию можно было переписывать с одного компьютера на другой, существуют гибкие диски. Для работы с гибкими дисками в системный блок встраиваются дисководы (FDD). В настоящее время еще используются трехдюймовые и уже очень редко устаревшие пятидюймовые дисководы, отличающиеся друг от друга по внешнему виду. Трехдюймовые дисководы поддерживают дискеты емкостью 1,44 Mb, а пятидюймовые - емкостью 1,2 Mb.

Мониторы. Монитор (дисплей) компьютера предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. Мониторы бывают цветными и монохромными. Они могут работать в одном из двух режимов: текстовом или графическом. Мониторы характеризуются разрешающей способностью и частотой регенерации. Современный монитор имеет разрешающую способность 1280 на 1024 точек (пикселей) на дюйм, и желательно не менее 800 на 600 точек на дюйм.

Частота регенерации экрана современного монитора должна быть не мене 85 Гц, желательно 100 Гц.

Монитор подключается к материнской плате через видеоконтроллер (видеоадаптер), содержащий свою видеопамять и, возможно, процессор.

Емкость видеопамяти современного видеоадаптера составляет 64…512 Mb.

Принтеры. Принтер предназначен для вывода информации на бумагу. Наиболее популярны в настоящее время лазерные принтеры, но широко используются струйные и матричные принтеры.

Принцип печати матричного принтера: печатающая головка содержит вертикальный ряд тонких металлических стержней (иголок). Головка движется вдоль печатаемой строки, а стержни в нужный момент ударяют по бумаге через красящую ленту. Это и обеспечивает формирование изображения. В дешевых моделях принтеров используется головка с 9 стержнями. Более качественная печать обеспечивается принтерами с 24 и 48 головками. Скорость печати матричных принтеров - от 60 до 10 секунд на страницу.

В струйных принтерах изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выдуваемых на бумагу. Этот способ печати обеспечивает более высокое качество печати по сравнению с матричными принтерами, он очень удобен для цветной печати. Однако струйные принтеры дороже матричных и требуют более тщательного ухода и обслуживания. Скорость печати струйных принтеров приблизительно такая же, как и матричных.

Лазерные принтеры обеспечивают в настоящее время наилучшее качество печати. В этих принтерах для печати используется принцип ксерографии: изображение переносится на бумагу со специального барабана, к которому электрически притягиваются частички тонера. Отличие лазерного принтера от обычного ксерокопировального аппарата состоит в том, что печатающий барабан электризуется с помощью лазера по командам из компьютера. Разрешающая способность лазерных принтеров, как правило, 300 точек на дюйм, а скорость печати - от 6 до 20 страниц в минуту. Страницы с рисунками могут выводиться значительно дольше.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.