Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система качества QS -9000



Несмотря на свою универсаль­ность, стандарты ИСО серии 9000 не охватывают всего комплекса проблем, которые возникают при их внедрении в различных отраслях промышленности. В первую оче­редь это касается тех отраслей, где производство связано с большим числом поставщиков и где особенно высоки требования к качеству, без­опасности, экологичности. Это об­стоятельство побудило крупные ав­томобилестроительные компании США к разработке документации QS-9000, которая дополняет требо­вания стандартов ИСО серии 9000 как общими отраслевыми требова­ниями, так и специальными тре­бованиями каждой компании.

Инициаторами создания доку­ментации QS-9000 стали компании знаменитой «большой тройки»: «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер», к которым в дальней­шем присоединились пять крупней­ших производителей грузовиков: «Фрайтлайнер», «Мэк Траке», «На-вистар интернейшнл», «Паккард» и «Вольво Джи Эм Хеви Трак». Раз­работка была начата в 1988 году (отметим, что именно в этом году были опубликованы стандарты ИСО серии 9000) с учреждения тремя автомобилестроительными гиганта­ми целевой группы для стандарти­зации руководств, форм отчетов и технических документов. Наряду с целевой группой в создании стан­дартов QS-9000 участвовали спе­циальные группы, образованные компаниями-инициаторами, а так­же целевая группа по требованиям в области качества к поставщикам. Первая редакция основных доку­ментов QS-9000 была опубликована в 1994 году. Окончательная редакция была введена в действие в 1995 году. Тогда же две компании «Дженерал Моторс» и «Край­слер» потребовали обязательного внедрения (QS-9000 и сертифи­кации систем качества третьей стороной до конца 1997 г. Под угрозой исключения не выполнивших эти требования из числа поставщиков.

Документация (QS-9000 развивает основную идею стандартов ИСО 9000 (о чем свидетельствуют общее цифровое обозначение в названии) — строить отношения с поставщиками не на базе мно­гократных проверок продукции, а на основе проверок производ­ственных процессов и систем качества. Однако требования QS-9000 являются более определенными и как следствие — более строгими.

Комплект документов QS-9000 составляют:

1. Промышленный стандарт QS-9000 «Требования к системе качества».

2. Специальные руководства:

• Процедура выдачи разрешений на производство предпола­гаемой к выпуску продукции — РРАР (Production Part Approval Process).

• Оценивание системы качества — QSA (Quality System Assessment).

• Планирование качества продукции, намеченной к постав­ке — АРQР (Advanced Product Quality Planning)

• Статистическое управление процессами — SРС (Statistical Process Control ).

• Анализ видов и последствий потенциальных отказов — FМЕА (Potential Failure Mode and Effects Analysis).

• Анализ измерительных систем — МSА (Measurement Systems Analysis).

При дальнейшем изложении документов QS-9000 использованы материалы.

Рис. 8. Структура требований QS-9000 к системе качества.

 

Стандарт «Требования к системе качества» является ведущим документом QS-9000. Он состоит из трех групп требований, схе­матическая структура которых показана на рис. 8.

Первый раздел включает в себя основные требования к системе качества, основанные на ИСО 9001. Однако требования ИСО 9001 дополнены такими особыми требованиями, как, например:

разработка бизнес-плана,

образование специальной группы, охватывающей деятельность всех функциональных подразделений,

использование методов FМЕА, SРС и др.,

составление планов качества и планов контроля,

учет особых требований заказчика,

предварительные и текущие проверки процессов,

планирование корректирующих мероприятий,

анализ средств измерений,

поддержание на должном уровне обратной связи с поставщиками на основе дистанционной передачи данных,

обучение всех сотрудников как стратегический фактор.

Второй раздел включает отраслевые требования автомобиле­строителей. Здесь содержатся требования специфические для ав­томобильной промышленности, например:

порядок выдачи разрешений на производство предполагаемой к выпуску продукции,

постоянные улучшения, планирование и обеспечение функциональности оборудования, установок, продукции, предупреждение дефектов, снижение расходов материалов,

разработка, производство и управление инструментом.

В разделе особо подчеркивается, что поставщики ответственны за субконтрактные материалы и услуги.

В третьем разделе содержатся специфические требования, вы­двинутые «большой тройкой» и производителями грузовиков и сформулированные в отдельных подразделах. Эти требования ка­саются проведения испытаний, контрольного маркирования, анализа материалов после термообработки, разрешающих и приемочных критериев для материалов и др. Кроме требований, непосредственно сформулированных в тексте, в разделе имеются и ссылки на до­кументы соответствующих компаний-потребителей.

Стандарт QS-9000 включает в себя также ряд важных прило­жений:

А. Процедура оценки системы качества.

В. Директивы для органов по сертификации.

С. Специальные характеристики и символы.

Б. Национальные эквиваленты ИСО 9001/9002.

Е. Сокращения и их расшифровка.

Р. Лист изменений.

С. Требования к органам по аккредитации.

Таблица продолжительности аудиторских проверок при сер­тификации системы качества и инспекции. Словарь 38-ми терминов и определений, использованных в стандарте.

Процедура выдачиразрешений на производство предполага­емой квыпуску продукции (РРАР)предназначена для предуп­реждения запуска неподготовленного производства.

Процедура РРАР устанавливает 11 ситуаций, когда необходимо разрешение на производство, и объем требований к поставщику в любой из этих ситуаций (следует отметить, что этот объем достаточно велик во всех ситуациях и включает 14 позиций, начиная с гарантий и кончая актом инженерной приемки продукции поставщика).

Процедура РРАР устанавливает 5 уровней требований потре­бителя к предоставляемой документации в отношении каждого от­дельного поставщика или определенной поставки продукции. При этом допускается, что потребитель может устанавливать различные уровни требований для одного и того же поставщика. Факторами, определяющими выбор потребителем уровня требований, могут быть:

соответствие системы качества поставщика требованиям стан­дарта QS-9000,

статус поставщика в признании качества по процедурам кон­кретных потребителей,

критичность продукции поставщика, опыт предыдущих поставок, экспертиза поставщика по отдельной продукции.

Процедура РРАР устанавливает 11 предварительных требований к процессу производства конкретной продукции. Эти требования включают:

вспомогательные описания и эскизы, план специального контроля или испытаний, предварительное исследование возможностей процесса, специальные характеристики, определенные потребителем, требования к внешнему виду продукции, количественные оценки, испытания материалов, испытания на работоспособность, гарантийные обязательства, внесение изменений, идентификация специальных форм, шаблонов, образцов и т. Д.

В процедуре РРАР специально оговорены требования по со­хранению поставщиком записей данных и комплектов документов, подтверждающих полное соответствие технических характеристик поставляемой продукции установленным требованиям.

Результаты применения процедуры РРАР позволяют определить статус поставщика:

одобрение производства (продукция принимается без ограни­чений) ,

временное производство (продукция принимается с ограниче­ниями) ,

отклонение производства (продукция отвергнута).

Оценивание системы качества (QSА)применяется для:

самооценивания поставщиком (оценка первой стороной), оценивания потребителем поставщика (оценка второй стороной), аудита поставщика независимой организацией (оценка третьей стороной) в целях сертификации, аудита потребителем потенциального поставщика до заключения контракта.

Оценивание системы качества осуществляется в три этапа:

анализ документации системы качества (Руководства по ка­честву и требуемых документов) для определения ее соответствия стандарту QS-9000;

аудит на месте для определения степени внедрения и эффек­тивности системы качества в производственных и вспомогательных подразделениях поставщика;

анализ и отчет по результатам первых двух этапов для опре­деления соответствия поставщика требованиям QS-9000.

QSА содержит подробное описание процедуры оценивания второй стороной и опросный лист, состоящий из 160 вопросов, структу­рированных по 20-ти элементам системы качества и трем допол­нительным элементам QS-9000.

Руководство «Планирование качества продукции, намеченной к поставке» (АРQР)разработано совместно компаниями «большой тройки» и предназначено для разработкиплана качества, способ­ствующего созданию продукции и услуг, удовлетворяющих потре­бителя. Общий цикл АРQР состоит из следующих последовательно выполняемых операций:

планирование обеспечения качества продукции,

проектирование и разработка продукции,

проектирование и разработка процессов,

утверждение продукции и процессов,

обратная связь, оценивание и корректирующие действия.

Центральным понятием АРQР является план качества, под которым понимается официальное описание системы управления продукцией (материалами, комплектующими изделиями, инстру­ментом, оснасткой и т. П.) и процессами. План качества офор­мляется для основных характеристик продукции. Каждая продукция должна иметь свой план качества, но во многих случаях «семейство» планов качества может охватывать ряд производств. Отдельные планы качества охватывают три фазы: разработку образца про­дукции, подготовку производства и производство.

АРQР предполагает использование типовых временных графиков планирования качества и форм плана качества, что в значительной мере облегчает процесс планирования качества, его прослеживаемость и оценивание.

На рис. 9 показано графическое изображение временного графика планирования. Определяющими достоинствами АРQР являются: направление ресурсов на удовлетворение потребителя, проведение идентификации требуемых изменений на ранних стадиях,

предотвращение изменений на последних стадиях, своевременное обеспечение качества на разных стадиях создания продукции при минимальных затратах.

Важным условием успешного планирования качества является создание межфункциональной команды из представителей инже­нерных и производственных служб, служб качества, закупок, про­даж, обслуживания, а также субподрядчиков и потребителей.

 

Рис. 9. Временной график планирования качества.

 

Статистическое управление процессами(SРС)является руко­водством для поставщиков по обеспечению стабильности процессов и возможности удовлетворения требований потребителей. Оно со­стоит из шести разделов и девяти приложений.

В разделах руководства подробно излагается технология при­менения контрольных карт по количественному и альтернативному признакам, индексов воспроизводимости процесса. Описана про­цедура выборок и оценки применимости измерительной системы.

В приложениях к руководству даны примеры формирования выборок и последствия излишнего вмешательства в стабильный процесс, приведена схема выбора контрольных карт, таблицы кон­стант и формул, копии бланков контрольных карт, термины и символы, рассмотрено стандартное нормальное распределение, ука­зана дополнительная литература.

Анализ видов ипоследствий потенциальных отказов (FМЕА) описывает процедуры анализа применительно к процессу проек­тирования конструкции и процессу разработки технологии. Основ­ными стадиями FМЕА являются: подготовка, анализ потенциальных отказов (дефектов), оценка риска, определение мер и проверка результатов. Руководство содержит большой набор форм и бланков для практической работы групп специалистов. В приложениях к руководству приведены различные примеры FМЕА, важные для понимания методики анализа.

Анализ измерительных систем (МSА) содержит подробное из­ложение проблемы обеспечения достоверности данных, использу­емых при оценке продукции и процессов, вводится понятие «качество результатов измерений», а получение измерений рассматривается и анализируется как процесс. Особое внимание уделено анализу источников вариаций в измерительных системах, а именно: сме­щению, сходимости, воспроизводимости, вариациям между контро­лируемыми единицами, линейности. Подробно изложены методы оценки приемлемости измерительных систем как для количествен­ных, так и для альтернативных признаков. В руководстве приведены подробные примеры проведения анализа.

Сравнение показывает, что объем требований стандартов QS-9000 значительно (примерно в 1,5 раза) превышает объем требований стандарта ИСО 9001. Вместе с тем дополнение стандарта QS-9000 конструктивными, проверенными длительной практикой примене­ния специальными руководствами по большинству новых процедур обеспечения качества заметно облегчает их реализацию. Необходимо подчеркнуть, что все специальные руководства, входящие в комплект QS-9000, достаточно методичны и могут быть весьма полезны для практического использования специалистами российских предпри­ятий и вне зависимости от внедрения QS-9000 (прежде всего для совершенствования управления процессом проектирования продук­ции и ее производства). Существенно и то, что QS-9000 является развивающейся системой, в которую постоянно вносятся улучшения.

Для организации работ по сертификации систем качества QS-9000 международным автомобилестроительным объединением JASG определен перечень организаций, которым оно доверяет проводить аккредитацию органов по сертификации систем качества фирм-по­ставщиков.В этот перечень включено более 20 организаций, представляющих такие страны, как США, Великобритания, Япония, Китай, Бразилия, Мексика, Германия, Франция и др. По данным на 1 января 1997 г. Было аккредитовано 50 органов по сертификации систем качества.

При этом оцениваются все требо­вания QS-9000 и другие требования, внесенные самим поставщиком, с точки зрения эффективного внедрения QS-9000 и их реализации на практике.

Во всех подразделениях поставщика перед началом проведения аудита должен быть проведен полноценный, т. е. охватывающий все элементы системы, внутренний аудит, а высшее руководство должно дать документированную оценку системы качества. При проведении внутреннего аудита в любом случае дается оценка по следующим позициям: регламентация заказчиков и реакция по­ставщика; результаты и мероприятия по проведенному внутреннему аудиту и оценка системы качества; прогресс с точки зрения целей, связанных с постоянными улучшениями.

При сертификации системы качества поставщика базой для внешнего аудита служит вопросник QSА. Если во время аудита обнаруживаются отклонения, то вначале поставщику предостав­ляется так называемый «открытый статус». Отклонения могут быть признаны малозначительными или значительными (практически­ми). Малозначительные отклонения, по оценке аудитора, вряд ли приведут к сбою системы или нарушат способность системы обес­печивать качество продукции. Значительными же отклонениями могут быть признаны:

отсутствие или неудовлетворительная оценка элемента системы качества по отношению к требованиям QS-9000;

те отклонения в одном из элементов системы качества, прояв­ление которых может привести к отказу всей системы;

любое отклонение, следствием которого может стать отгрузка несоответствующей продукции;

отклонения от требований QS-9000, которые, на основании опыта, могут привести к сбою в системе качества или значительно нарушить способность системы обеспечивать качество.

Сертификационный аудит завершается только тогда, когда на все отклонения приведены удовлетворительные доказательства их устранения. При этом срок от начала проведения аудита до полного устранения обнаруженных отклонений (включая возможность про­ведения, при необходимости, дополнительного аудита) ограничи­вается 90 днями. При просрочке вся процедура сертификации за­канчивается без выдачи сертификата и все должно быть начато заново. В случае успешной сертификации система качества должна заново проверяться по крайней мере каждые три года.

Промежуточный надзор (каждые 6 месяцев) происходит в виде инспекционного аудита. В отличие от подобных аудитов по ИСО 9000, инспекционные аудиты по (QS-9000 в каждом случае охва­тывают все предприятия поставщика, а, при необходимости, и служ­бы разработки продукции и процессов. Полноценность успешно про­веденной процедуры сертификации подтверждается выдачей сертификата. Кроме сведений и положений, содержащихся в обычном сертификате соответствия по ИСО серии 9000, данный сертификат обязательно дополняется следующим:

помимо информации об органе по сертификации, выдавшем сер­тификат, в нем проставляется печать органа по аккредитации, ко­торый проводил аккредитацию органа по сертификации;

в процедуре должны быть указаны все проаудитированные эле­менты системы качества и, при необходимости, службы разработки продукции и процессов поставщика;

в области применения сертификата перечисляются все продукты, которые поставляются предприятиям, применяющим QS-9000;

указывается стандарт ИСО, на основе которого проводилась оценка системы качества поставщика: ИСО 9001для поставщиков, ответственных за конструкторскую разработку, или ИСО 9002 для поставщиков-изготовителей.

Несмотря на повышенную сложность и трудоемкость внедрения стандарта QS-9000 и связанных с ним специальных руководств, документация QS-9000 получила широкое признание в мире. Так, например, популярность этого стандарта не ниже, чем ИСО серии 9000. Многие европейские, японские и корейские авто­мобильные компании сертифицированы на требования QS-9000. Интерес к стандарту проявляют и компании, не связанные с автомобилестроением. Рассматривается вопрос о признании QS-9000 в качестве международного стандарта. Немаловажным фак­тором широкого и быстрого распространения QS-9000 является то, что его применение носит мультипликативный характер: сна­чала применение распространяется на основные фирмы, затем — на всех поставщиков и далее — на субподрядчиков, т. Е. по­ставщиков для поставщиков [7].

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Дать характеристику системы управления качеством на основе международных стандартов ИСО (СК-ИСО) -9000.
  2. Дать характеристику системы менеджмента качества окружающей среды на основе ИСО 14000.

3. Дать характеристику системы качества QS -9000.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.