В начале 90-х годов в нашей стране на отдельных предприятиях стала внедряться система качества на основе международных стандартов (МС) ИСО 9000. К этому времени она уже получила широкое распространение в других странах. Первая редакция этой системы была выпущена в 1987 году в виде ряда международных стандартов, а словарь терминов этой системы был издан отдельным стандартом ИСО 8402 в 1986 году. Эта система, по ее структуре и содержанию, соответствовала отечественной КС УКП и могла рассматриваться как дальнейшее развитие данной системы, если бы она была разработана в нашей стране. Если не вдаваться в философские идеологические принципы системы, усложнение формулировок и субъективность перевода на русский язык, то различий можно увидеть гораздо меньше, чем сходства. Так, если в КС УКП предполагалось управления качеством на трех стадиях (проектирование, производство, эксплуатация), то в СК-ИСО таких стадий 11, т.е. СК-ИСО применяется ко всем видам деятельности, влияющим на качество продукции, взаимодействует с ними. Эти виды деятельности (стадии) составляют жизненный цикл продукции (его назвали петлей качества), который начинается с маркетинга и изучения рынка (первый этап) и заканчивается утилизацией или восстановлением ресурсов в конце выработки (11 этап).
Кроме функциональных подсистем « петли качества» предполагается разработка общесистемных элементов, обеспечивающих выполнение работ на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества) таких как:
- программно-целевые методы обеспечения качества;
- информационное обеспечение;
- подготовка и обеспечение квалификации кадров и др.
В СК-ИСО вводятся и документируются понятия «Политика предприятия в области качества продукции» и раздел «Ответственность и полномочия руководства предприятия в области качества», «Руководство по качеству». Нечто подобное было и в КС УКП. Также как и КС УКП, СК-ИСО базируется на стандартизации.
В 1994 году была выпущена вторая версия (или редакция) СК-ИСО . В этой версии изменена структура системы. Так, в версии1987 года система состояла из подсистем (назовем их так), охватывающих выполнение работ на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества), и несколько общесистемных элементов (порядка 9).
В версии 1994 года применена несколько другая схема, получившая условное название «элементной». Т.е. в системе разработано и предложено 20 элементов, которые, по мнению авторов, определяют качество. Правда, ряд отечественных авторов сомневается в правильности перевода и считает наименование «элемент» не корректным, но нам кажется оно понятным. Можно назвать его часть системы или подсистемой, тем более, что «элементы» соответствуют в значительной степени подсистемам предыдущей версии.
Так это: управление проектированием, закупки, управление процессами, контроль и проведение испытаний и др, т.е. практически все подсистемы вошли в так называемые «элементы». В то же время, появляется и ряд достаточно новых тем (разработок, элементов), которые выделяются в самостоятельные подсистемы (элементы), подчеркивается их важность для качества:
- управление документацией;
- анализ контракта;
- продукция, поставляемая потребителем;
- идентификация и прослеживаемость;
-статус контроля и испытаний;
- управление несоответствующей продукцией;
- корректирующие и предупреждающие действия;
- статистические методы.
Кроме этого присвоен статус элементов:
- ответственность руководства;
- система качества.
Если учесть, что в системе 1987 года было порядка 20 элементов (подсистем), а в системе 1994 года появляется 10 новых, а всего тоже 20, то ясно, что содержание и структура системы изменена существенно.
Система на основе МС-ИСО 9000-94 была разработана и внедрена на многих крупных предприятиях страны, причем ряд предприятий, ее внедрившие, получили не только отечественные, но и зарубежные сертификаты.
В настоящее время действует третья редакция системы ИСО 9000-2000 года.
Краткое содержание Системы ИСО 9000-2000 года
Содержание и структура системы качества ИСО 9000-2000 года претерпела довольно существенные изменения.
Складывается впечатление, что разработчики системы версии 2000 года стремились учесть замечания предыдущей версии, так:
● значительно был уменьшен объем нормативной документации системы;
● значительно был переработан словарь терминов, приведена методология, использованная при разработке словаря, что, видимо, должно служить доказательством тщательной отработки терминологии;
● сведены в один раздел процессы жизненного цикла продукции, что соответствуют первой версии стандартов ИСО.
В системе ИСО разработана новая идеология, структура требований, ведущие механизмы управления (менеджмента).
Система ИСО в этой редакции называется системой менеджмента в отличии от системы обеспечения предыдущих редакций. Менеджмент, согласно словарю терминов и определений системы, это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, а система менеджмента качества, это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно качеству.
Это определение значительно отличается от определения предыдущей редакции.
Совершенно иная в новой системе структура требований. Если в предыдущей системе это были 20 элементов, т.е. 20 направлений деятельности, которые представляли требования системы, то в редакции 2000 года в рамках системы имеются четыре основных фактора, определяющих качество:
● процессы жизненного цикла продукции;
● измерения, анализ, улучшения;
● ответственность руководства;
● менеджмент ресурсов.
Эти факторы тесно связаны между собой и представляют единую систему.
Основу системы составляют 8 принципов, содержание которых раскрывается в 12 положениях того же стандарта ИСО 9000 и требованиях, изложенных в стандарте ИСО 9001.
Основным механизмом системы является процессный подход, предложенный Э.Демингом.
Этот подход является одним из восьми принципов, его описание дается в положении 2.4 стандарта ИСО 9000 и во «введении» стандарта ИСО 9001, т.е. в требованиях системы.
Стандарт ИСО 9001 подчеркивает, что он (этот стандарт) направлен на применение процессного подхода для успешного функционирования организации, которая должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов и выходов, может рассматриваться как процесс, а применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а так же менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Вся система качества, ее функционирование, может быть представлена в виде модели, основанной на процессном подходе.
Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
- планирование (plan) – разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
- осуществление (do) – внедрите процессы;
- проверка (check) – постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
- действие (act) – предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
В то же время, авторы системы оставили практически все процедуры предыдущей системы, распределив из по разным главам, и провели таблицу соответствий ИСО 9001-2000 и ИСО 9000-96, видимо, как свидетельство преемственности и адекватности обеих версий.
Теперь, семейство стандартов ИСО версии 2000 состоит из трех основных стандартов:
ИСО 9000-2000 описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию;
ИСО 9001 -2000 определяет требования;
ИСО 9004-2000 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК, целью этого стандарта является улучшение деятельности организации.
По этим трем стандартам сделан русский аутентичный перевод, и они выпущены в виде соответствующих российских стандартов: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Кроме этих документов разработан ИСО 19011, который содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охране окружающей среды.
Краткое содержание ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Основные положения и словарь.