Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система управления качеством на основе международных стандартов ИСО (СК-ИСО) -9000



В начале 90-х годов в нашей стране на отдельных предприятиях стала внедряться система качества на основе международных стандартов (МС) ИСО 9000. К этому времени она уже получила широкое распространение в других странах. Первая редакция этой системы была выпущена в 1987 году в виде ряда международных стандартов, а словарь терминов этой системы был издан отдельным стандартом ИСО 8402 в 1986 году. Эта система, по ее структуре и содержанию, соответствовала отечественной КС УКП и могла рассматриваться как дальнейшее развитие данной системы, если бы она была разработана в нашей стране. Если не вдаваться в философские идеологические принципы системы, усложнение формулировок и субъективность перевода на русский язык, то различий можно увидеть гораздо меньше, чем сходства. Так, если в КС УКП предполагалось управления качеством на трех стадиях (проектирование, производство, эксплуатация), то в СК-ИСО таких стадий 11, т.е. СК-ИСО применяется ко всем видам деятельности, влияющим на качество продукции, взаимодействует с ними. Эти виды деятельности (стадии) составляют жизненный цикл продукции (его назвали петлей качества), который начинается с маркетинга и изучения рынка (первый этап) и заканчивается утилизацией или восстановлением ресурсов в конце выработки (11 этап).

Кроме функциональных подсистем « петли качества» предполагается разработка общесистемных элементов, обеспечивающих выполнение работ на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества) таких как:

- программно-целевые методы обеспечения качества;

- информационное обеспечение;

- подготовка и обеспечение квалификации кадров и др.

В СК-ИСО вводятся и документируются понятия «Политика предприятия в области качества продукции» и раздел «Ответственность и полномочия руководства предприятия в области качества», «Руководство по качеству». Нечто подобное было и в КС УКП. Также как и КС УКП, СК-ИСО базируется на стандартизации.

В 1994 году была выпущена вторая версия (или редакция) СК-ИСО . В этой версии изменена структура системы. Так, в версии1987 года система состояла из подсистем (назовем их так), охватывающих выполнение работ на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества), и несколько общесистемных элементов (порядка 9).

В версии 1994 года применена несколько другая схема, получившая условное название «элементной». Т.е. в системе разработано и предложено 20 элементов, которые, по мнению авторов, определяют качество. Правда, ряд отечественных авторов сомневается в правильности перевода и считает наименование «элемент» не корректным, но нам кажется оно понятным. Можно назвать его часть системы или подсистемой, тем более, что «элементы» соответствуют в значительной степени подсистемам предыдущей версии.

Так это: управление проектированием, закупки, управление процессами, контроль и проведение испытаний и др, т.е. практически все подсистемы вошли в так называемые «элементы». В то же время, появляется и ряд достаточно новых тем (разработок, элементов), которые выделяются в самостоятельные подсистемы (элементы), подчеркивается их важность для качества:

- управление документацией;

- анализ контракта;

- продукция, поставляемая потребителем;

- идентификация и прослеживаемость;

-статус контроля и испытаний;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- статистические методы.

Кроме этого присвоен статус элементов:

- ответственность руководства;

- система качества.

Если учесть, что в системе 1987 года было порядка 20 элементов (подсистем), а в системе 1994 года появляется 10 новых, а всего тоже 20, то ясно, что содержание и структура системы изменена существенно.

Система на основе МС-ИСО 9000-94 была разработана и внедрена на многих крупных предприятиях страны, причем ряд предприятий, ее внедрившие, получили не только отечественные, но и зарубежные сертификаты.

В настоящее время действует третья редакция системы ИСО 9000-2000 года.

Краткое содержание Системы ИСО 9000-2000 года

Содержание и структура системы качества ИСО 9000-2000 года претерпела довольно существенные изменения.

Складывается впечатление, что разработчики системы версии 2000 года стремились учесть замечания предыдущей версии, так:

● значительно был уменьшен объем нормативной документации системы;

● значительно был переработан словарь терминов, приведена методология, использованная при разработке словаря, что, видимо, должно служить доказательством тщательной отработки терминологии;

● сведены в один раздел процессы жизненного цикла продукции, что соответствуют первой версии стандартов ИСО.

В системе ИСО разработана новая идеология, структура требований, ведущие механизмы управления (менеджмента).

Система ИСО в этой редакции называется системой менеджмента в отличии от системы обеспечения предыдущих редакций. Менеджмент, согласно словарю терминов и определений системы, это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, а система менеджмента качества, это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно качеству.

Это определение значительно отличается от определения предыдущей редакции.

Совершенно иная в новой системе структура требований. Если в предыдущей системе это были 20 элементов, т.е. 20 направлений деятельности, которые представляли требования системы, то в редакции 2000 года в рамках системы имеются четыре основных фактора, определяющих качество:

● процессы жизненного цикла продукции;

● измерения, анализ, улучшения;

● ответственность руководства;

● менеджмент ресурсов.

Эти факторы тесно связаны между собой и представляют единую систему.

Основу системы составляют 8 принципов, содержание которых раскрывается в 12 положениях того же стандарта ИСО 9000 и требованиях, изложенных в стандарте ИСО 9001.

Основным механизмом системы является процессный подход, предложенный Э.Демингом.

Этот подход является одним из восьми принципов, его описание дается в положении 2.4 стандарта ИСО 9000 и во «введении» стандарта ИСО 9001, т.е. в требованиях системы.

Стандарт ИСО 9001 подчеркивает, что он (этот стандарт) направлен на применение процессного подхода для успешного функционирования организации, которая должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов и выходов, может рассматриваться как процесс, а применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а так же менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Вся система качества, ее функционирование, может быть представлена в виде модели, основанной на процессном подходе.

Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планирование (plan) – разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

- осуществление (do) – внедрите процессы;

- проверка (check) – постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;

- действие (act) – предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

В то же время, авторы системы оставили практически все процедуры предыдущей системы, распределив из по разным главам, и провели таблицу соответствий ИСО 9001-2000 и ИСО 9000-96, видимо, как свидетельство преемственности и адекватности обеих версий.

Теперь, семейство стандартов ИСО версии 2000 состоит из трех основных стандартов:

ИСО 9000-2000 описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию;

ИСО 9001 -2000 определяет требования;

ИСО 9004-2000 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК, целью этого стандарта является улучшение деятельности организации.

По этим трем стандартам сделан русский аутентичный перевод, и они выпущены в виде соответствующих российских стандартов: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Кроме этих документов разработан ИСО 19011, который содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охране окружающей среды.

Краткое содержание ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Основные положения и словарь.

  1. Принципы менеджмента качества.

Ориентация на потребителя.

Лидерство руководителя.

Вовлечение работников.

Процессный подход.

Системный подход к менеджменту.

Постоянное улучшение.

Принятие решения, основанных на фактах.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.