Термины, относящиеся к качества, таких терминов приведено 5.
Термины, относящиеся к менеджменту – 15 терминов.
Термины, относящиеся к организации – 7 терминов.
Термины, относящиеся к процессам и продукции – 5терминов.
Термины, относящиеся к характеристикам - 4 термина.
Термины, относящиеся к соответствию – 13 терминов.
Термины, относящиеся к документации – 6 терминов.
Термины, относящиеся к оценке – 7 терминов.
Термины, относящиеся к аудиту – 12 терминов.
3.10 Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения – 6 терминов.
То есть в словаре дано определения 80 терминам по 10 группам.
Краткое содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001- СМК. Требования.
В «Общих положениях» этого стандарта сказано, что при его разработке были учтены выше названные 8 принципов менеджмента качества.
Особо выделяется и разъясняется « процессный поход», как ведущий принцип данной системы, о которой сказано: «Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Применении в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act), т.е. известный цикл Деминга, но применительно ко всем процессам.
Далее говориться о связи данного стандарта с ГОСТ Р ИСО 9004-2001, которые были разработаны как согласованная пара стандартов на СМК для дополнения друг друга и о совместимости СМК с другими системами менеджмента, например, таких как менеджмент охраны окружающей среды.
В разделе 4 «Система менеджмента качества»стандарта говориться, что «организация должна разработать, задокуметировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, для чего:
1. определить процессы, необходимые для СМК;
2. определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
3. определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами;
4. обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимые для поддержки этих процессов и их мониторинга;
5. осуществлять мониторинг, измерения и анализ этих процессов;
6. принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
То есть построение системы должно быть основано на процессном подходе.
В этом же разделе изложены требования к документации, которые определяют требования к документам именно СМК согласно которым СМК должна включать:
1. документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
2. руководство по качеству;
3. документированные процедуры;
4.документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
5. записи, требуемые настоящим стандартом.
В разделе 5 «Ответственность руководства»говориться, что высшее руководство должно обеспечить:
1. доведения до сведения организации важности выполнения требований, а также законодательных и обязательных требований;
2.разработку политики;
3. разработку целей в области качества;
4. проведение анализа со стороны руководства;
5. обеспечение необходимыми ресурсами.
В этом разделе даются обязанности Представителя руководства.
В разделе 6 «Менеджмент ресурсов»говориться, что организация должна определить и обеспечить необходимыми ресурсам. К таким ресурсам относятся:
6.2. человеческие ресурсы;
6.3. инфраструктура (здания, рабочее пространство и связанные с ними средства труда, оборудование для процессов, службы обеспечения);
6.4. производственная среда (совокупность условий, в которых выполняется работа).
В разделе 7 «Процессы жизненного цикла»говориться, что организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции.
К процессам жизненного цикла продукции относятся:
7.2.1. определение требований, относящихся продукции;
7.2.2. анализ требований, относящихся к продукции;
7.2.3. проектирование и разработка;
7.2.4. закупки;
7.2.5. производство и обслуживание.
Судя по наименованию, в стадию производства включено и техническое обслуживание, что, видимо, аналогично элементу 19 предыдущей редакции
Сюда же включены:
7.5.3. «идентификация и прослеживаемость», согласно аналогичному «элементу 8» ИСО 94 года;
7.5.5. «сохранение соответствия продукции», согласно стадиям жизненного цикла после производства и контроля, таких как упаковка, хранение, реализация и распределение (элемент 15).
Таким образом, в блок «производство и обслуживания» вышли 5 стадий жизненного цикла продукции, согласно ИСО 87 года и элементы ИСО 94 года и измерений.
7.6. управление устройствами для мониторинга и измерений.
Аналогия «элемента 11: Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием».
В разделе 8 «Измерение, анализ и улучшение»говориться, что организация должна планировать и применять процессы мониторинга, изменения, анализа и улучшения, необходимые для:
1. демонстрации соответствия продукции;
2. обеспечения соответствия СМК;
3. постоянного повышения результативности СМК.
Это должно включать определение применяемых методов, а том числе статистических и область их использования.
Содержание этого раздела соответствует элементам СК-ИСО 1994 года:
10. Контроль и проведение испытаний.
13. Управление несоответствующей продукцией.
14. Корректирующие и предупреждающие действия.
16. Управления регистраций данных о качестве.
17. Внутренние проверки качества.
20. Статистические методы, которые изложены в подразделах.
В подразделах 8.2. «Мониторинг и измерении» говориться:
8.2.1. о необходимости проведения мониторинга информации, касающейся восприятия потребителями соответствия организации требованиям потребителей.
8.2.2. проведение внутренних аудитов с целью установления того, что СМК соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандарта и требованиям к СМК, внедрена результативно поддерживается в рабочем состоянии.
8.2.3. мониторинг и измерения процессов.
8.2.4. мониторинг и измерения продукции.
8.3. управление несоответствующей продукцией.
В подразделе 8.4. «Анализ данных» говориться, что организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности СМК. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения из соответствующих источников.
В подразделе «Улучшение» говориться, что организация:
8.5.1. Должна постоянно улучшать результативность СМК посредствам использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
8.5.2. «Корректирующие действия» - организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствия для предупреждения повторного из возникновения.
8.5.3. «Предупреждающие действия» должны определять действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.
8.5.2. и 8.5.3. соответствуют элементу «14 корректирующие и предупреждающие действия» СК ИСО 94.
Таково содержание основных документов системы ИСО 9000 версии 2000 года.