Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семь сложных статистических методов



 

В предыдущей главе были рассмотрены семь инструментов контроля качества. Большинство из них используется для анализа численных данных, что соответствует требованию TQM: опираться в принятии решений только на факты. Однако факты не всегда бывают численными по своей природе, и для принятия решения в этом случае необходимо знание поведенческой на­уки, операционного анализа, теории оптимизации и статистики. Поэтому JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers — Союз Японских Ученых и Инже­неров) на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инст­рументов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе различного рода фактов.

Эти инструменты получили название семи инструментов управления или семи новых инструментов контроля качества и были собраны вместе JUSE только в 1979 г., а книга Мизуно , посвященная этим семи инструментам, была переведена на английский язык в 1986 г [5].

К семи инструментам управления относятся:

- диаграмма сродства (affinity diagram);

-диаграмма (график) связей (interrelationship diagram);

- древовидная диаграмма (дерево решений) (tree diagram);

-матричная диаграмма или таблица качества (matrix diagram or quality table);

-стрелочная диаграмма (arrow diagram);

-диаграмма процесса осуществления программы (Process Decision Program Chart - PDPC);

- матрица приоритетов (анализ матричных данных) (matrix data analysis).

Сбор исходных данныхдля инструментов управления обычно осуществ­ляют в период "мозговых штурмов" (во время принятия адекватных решений по проблемным вопросам). Группа "мозгового штурма" должна включать всех тех, кто обладает знаниями по изучаемой проблеме. Также участники группы должны предварительно взаимодействовать друг с другом в той области, к которой относится обсуждаемая проблема. Для проведения "мозгового штур­ма" руководитель группы должен:

- сформулировать обсуждаемую тему;

- тщательно подготовиться к "мозговому штурму" — собрать соответствующих обсуждаемой теме людей в группу и четко сформулировать постановоч­ные вопросы; решить вопрос с фиксацией идей, без прерывания выступающих;

- выбрать лидеров, хорошо знакомых с обсуждаемой темой, ознакомить их с ней с тем, чтобы они заранее могли ее обдумать;

- провести разминку группы в течение 5 или 10 мин, используя нейтраль­ную тему, после чего перейти к заданной теме, объяснив ее важность;

- организовать непосредственное осуществление "мозгового штурма", ког­да каждый имеет возможность высказаться по теме обсуждения; резюме каждого выступающего должно фиксироваться на видном для всех участников "штурма" месте; не навязывать участникам обсуждения свое мнение, высказав его в самом конце обсуждения; общее время обсуждения должно быть от 30 до 45 мин;

- провести обработку результатов обсуждения, группируя аналогичные идеи, и, согласовав с участниками обсуждения критерий их ценности, поста­раться на базе преобразованных предложений сформулировать предлагаемое средство решения проблемы, имея при этом в виду: стоимость и обратную связь; необходимое время для реализации; возможный успех, как техничес­кий, так и организационный. Очень удобны для этих целей оказались, напри­мер, японские Кружки Контроля Качества, обучение в которых является не­прерывным и входит в структуру производственной деятельности.

После проведения "мозгового штурма" выбираются данные и составля­ются различные диаграммы, подобные семи инструментам управления. Одним из важных аспектов этих инструментов является их поддержка слаженного и взаимодействующего сотрудничества всех участников процесса. В этой главе будет дано краткое описание каждого из семи инструментов управления и показана их роль в важнейшей процедуре обеспечения требуемого потребителем каче­ства, которая получила название Развертывание Функции Качества.

Диаграмма сродства

Диаграмма сродства — инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса путем объединения сродственных устных данных. Ее иногда называют KJ-мето-дом (по имени ее основоположника, японского ученого Джиро Кавакита (Jiro Kawakita).

Принципы создания диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью принятия мер по их устранению приведены на рис. 10. Как видно из рисунка, диаграмма сродства является творческим средством организации больших количеств устных данных, таких как идеи, пожелания потребителей или мнения групп, участвующих в обсуждаемой проблеме по принципу сродства различных дан­ных, и иллюстрирует скорее ассоциации, чем логические связи.

Создавать диаграмму сродства предпочтительнее группой. Опыт показы­вает, что удобно использовать группу, состоящую из 6-8 человек, имеющих предварительный опыт совместной работы.

Процедура создания диаграммы может быть следующей.

• Определить предмет или тему, которая станет основой для сбора дан­ных. Смутное определение типа: "Какие требования покупателей (потребите­лей) могут быть в отношении продукта?" — не вредно, потому что может выявить новые пути подхода.

• Собрать данные, которые группа произведет во время "мозгового штур­ма" вокруг злободневной темы. Важным является то, что эти данные должны быть собраны беспорядочно. Каждое сообщение может регистрироваться на карточке каждым участником.

• Затем задача состоит в том, чтобы сгруппировать родственные данные вместе по направлениям различных уровней согласно принципам рис. 10. Эта компиляция может быть сделана следующим образом:

Найдите карточки, которые кажутся родственными в некоторой степени. Положите эти карточки вместе. Повторите этот шаг.

Эту работу желательно проводить в тишине, избегая ненужных дискус­сий, например о семантическом (схожем) значении слов. Во время этого про­цесса будут обнаружены расхождения мнений в отношении взаимосвязи раз­личных данных. Однако опыт подсказывает, что наибольшая часть таких конф­ликтов рассеется в последующей работе.

Закончите работу, когда все данные будут приведены в порядок, т.е. со­браны в предварительные группы родственных данных, когда вышеупомяну­тые конфликты будут разрешены. Оставшиеся конфликты будут разрешены во время дискуссии.

Попробуйте найти направленность каждой из группы данных. Эта на­правленность должна в некотором смысле резюмировать сродство каждой груп­пы данных. Это можно сделать иначе, выбирая одну карточку из группы и устанавливая ее во главе или формируя новую направленность.

Эту процедуру можно повторить с резюмированием ведущих направле­ний, таким образом создавая иерархию. Анализ заканчивают, когда сгруппиру­ют данные в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

 

Рис.10. Принцип построения диаграммы сродства

 

Диаграмма связей

Диаграмма связей инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными. Задачей этого инстру­мента управления является установление соответствия основных причин нару­шения процесса, выявленных с помощью диаграммы сродства, тем пробле­мам, которые требуют решения. Вот почему есть некоторые сходства между диаграммой связей и причинно-следственной диаграммой (диаграммой Исикавы). Классификация этих причин по важности осуществляется с учетом исполь­зуемых в компании ресурсов, а также числовых данных, характеризующих при­чины.

Используемые здесь данные могут, например, быть сгенерированы, если при­менить диаграмму сродства. Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства, которая сама по себе была творческая.

Рассмотрим примеры ситуаций, когда диаграмма может быть полезной.

• Когда тема (предмет) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены при помощи обычного обсуждения.

• Когда временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей.

• Когда подозревается, что проблема, затронутая в вопросе, является исключительно симптомом более фундаментальной незатронутой проблемы.

Принципы построения диаграммы связей показаны на рис.11.

Так же как и для диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих группах. Важным является то, что ис­следуемый предмет (результат) должен быть сначала определен.

 

Рис.11. Принципы построения диаграммы связей

 

Основные при­чины, требуемые для работы, можно сгенерировать, например, из диаграммы сродства или диаграммы Исикавы.

 

Древовидная диаграмма

Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, инстру­мент, обеспечивающий систематический путь разрешения существенной про­блемы, центральной идеи, или удовлетворения нужд потребителей, представ­ленных на различных уровнях. В отличие от диаграммы сродства и диаграммы связей этот инструмент более целенаправлен. Древовидная диаграмма строится в виде многоступен­чатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы иллюстрируется на рис.12.

Древовидная диаграмма, созданная группой, является наиболее продук­тивной. Процедура ее создания похожа на описанную для диаграммы сродства, однако здесь очень важно то, что предмет (проблема и т.п.), который должен исследоваться, точно определен и распознан.

 

Рис. 12. Принцип построения древовидной диаграммы

Древовидная диаграмма может использоваться, например, в следую­щих случаях.

- Когда неясно сформированные пожелания потребителя в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне.

- Когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы.

- Когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результа­тов всей работы, т.е. на этапе проектирования.

 

Матричная диаграмма

Матричная диаграмма инструмент, выявляющий важность различных связей, является сердцем семи инструментов управления и "домом качества". Этот инструмент служит для организации огромного коли­чества данных, так что логические связи между различными элементами могут быть графически проиллюстрированы.

Целью матричной диаграммы является изображение контура связей и корреляций между задачами, функциями и характеристиками с выделением их относительной важности. Поэтому матричная диаграмма в конечном виде выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причи­нам их появления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень зависимостей этих факторов от причин их возникновения и мер по их устранению. Такие матричные диаграммы называются матрицами связей (рис.13).

Они показывают наличие и тесноту связей компонент, например при­чины А с компонентами фактора В. Связь между компонентами А и В на матрицах связей изображается с помощью специальных символов, характе­ризующих степень тесноты этих связей.

 

 

Рис. 13. Матрица связей: av a1...al и ,, br..bJкомпоненты исследуемых объектов Aw. В, которые характеризуются различной теснотой связей:®— сильные.О — средние, А — слабые

 

Если в строке матрицы связей отсут­ствует какой-либо символ, то это означает, что связь между данной компо­нентой а, и всеми компонентами В отсутствует. Если символ отсутствует в столбце матрицы, то, следовательно, компонента Ър соответствующая стол­бцу, не влияет ни на одну из причин в соответствующей строке.

Символ, стоящий на пересечении строки и столбца матричной диаграм­мы, указывает не только на наличие связи между соответствующими компо­нентами, но и на тесноту этой связи, как это показано на рис.13. На практике применяют различные по своей компоновке матрицы связей. Наиболее рас­пространенные из них приведены на рис.14.

Рис. 14. Примеры различных матричных диаграмм связей. Диаграммы, скомпанованные по размеру в виде диаграмм L- (а), Т- (б) и Z-карты (в)

 

Матричная диаграмма в виде Z-формы (рис.14,а) является базовой фор­мой диаграммы связи и наиболее часто встречается на практике, особенно при развертывании функции качества. Этим объясняется ее второе распространен­ное название — таблица качества. В случае Z-формы (или таблицы качества) две взаимосвязанные группы компонент, например причины А и фактора В, представлены соответственно в строках и столбцах матрицы, с помощью кото­рой необходимо установить связь между отдельными компонентами, как это показано на рис.14,а, например, для компонент а6 и Ь6.

При развертывании функции качества рекомендуется, чтобы каждый участник группы качества (Кружка Контроля Качества), выполняющий эту работу, заполнил матрицу са­мостоятельно с тем, чтобы в дальнейшем можно было бы сравнить результаты.

Нетрудно убедиться в том, глядя на рис.14 и в, что матричные диаграм­мы в виде Г-формы и Х-карты представляют собой не что иное, как различные комбинации матричной диаграммы Х-формы. Более подробно матричные диаг­раммы будут рассмотрены в процессе Развертывания Функции Качества.

Стрелочная диаграмма

Стрелочная диаграмма — инструмент, позволяющий спланировать опти­мальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшей и успешной ре­ализации поставленной цели. Применение этого инструмента возможно лишь после того, как выявлены проблемы, требующие своего решения, и определе­ны необходимые меры, сроки и этапы их осуществления, т.е. после составле­ния первых четырех диаграмм.

Стрелочная диаграмма представляет собой диаграмму хода проведе­ния работ, из которой должны быть наглядно видны порядок и сроки про­ведения различных этапов изо дня в день.

Этот инструмент используется для обеспечения уверенности, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению конечной цели является оп­тимальным.

Этот инструмент широко применяется не только при планиро­вании, но и для последующего контроля за ходом выполнения запланиро­ванных работ. Особенно широко этот инструмент применяется при разработке различных проектов и планировании производства.

Традиционным методом такого планирования является метод, использующий стре­лочную диаграмму либо в виде так называемой диаграммы Ганта (Gantt), либо в виде сетевого графа.

 

Рис. 15. Планирование постройки дома в течение 12 месяцев по методу диаграммы Ганта

 

На рис.15 приведены порядок и сроки выпол­нения работ по возведению дома "под ключ" в течение 12 месяцев, представ­ленные в виде диаграммы Ганта. Сетевой граф по выполнению той же са­мой задачи приведен на рис.16.

 

 

Рис.16. Сетевой граф выполнения постройки дома (см. рис. 15): —>• работа (длина пропорциональна времени); - -£. макет (показывает связь времени и работы)

 

Цифры, стоящие в узлах графа, соответ­ствуют порядковому номеру операции, приведенной на рис. 15. При этом конечная операция, соответствующая "конечной инспекции и сдаче дома", на рис.16 разбита на две операции: // — конечная инспекция и 12 — сдача дома. Цифры, стоящие под стрелками сетевого графа, соответствуют продолжительности (в нашем случае — числу месяцев) выполнения опера­ции, номер которой указан в узле графа, из которого исходит стрелка.

На сетевом графе с помощью стрелок наглядно показана последова­тельность действий и влияние той или иной операции на ход выполнения последующих операций. Поэтому сетевой граф более удобен для контроля за ходом выполнения работ, чем диаграмма Ганта.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.