Джозеф М. Джуран ( 1904 г.-2006 г.) — не менее знаменитый, чем Э.Деминг, американский специалист в области качества, академик МАК. В 1951 г. в США вышла книга Джурана «Справочник по управлению качеством», от которой ведет свое начало понятие «управление качеством»; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание «Справочника». В 1964 г. была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием».
Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Джураном разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) — вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством (рис. 4) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей качества.
Рис. 4. Спираль Джурана:
1 — исследование рынка; 2 — разработка проектного задания; 3 — проектно-конструкторские работы; 4 — составление технических условий; 5 — разработка технологии и подготовка производства; 6 — материально-техническое снабжение; 7 — изготовление инструмента, приспособлений и контрольно-измерительных средств; 8 — производство; 9 — контроль процесса производства; 10 — контроль готовой продукции; 11 — испытание рабочих характеристик продукции; 12 — сбыт; 13 — техническое обслуживание; 14 — исследование рынка.
Джуран является автором концепции AQI (Annual Qualiti Improvement) — концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.
Основными принципами AQI являются:
— планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия,
— разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством,
— переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.
Для реализации концепции AQI на предприятии разрабатывается комплекс мероприятий, предусматривающий:
— составление ежегодной программы улучшения качества,
— разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки,
— обучение статистическим методам и их внедрение в практику,
— совершенствование организации работ в административной сфере.
Непрерывное улучшение, по Джурану, схоже с движением вверх по лестнице: каждый прорыв в улучшении завершается фазой стабилизации, т. е. удержание достигнутых результатов и предотвращение регрессии (рис. 5).
Рис. 5. Схема непрерывного улучшения качества по Джурану.
Джураном сформулированы основы экономического подхода к обеспечению качества. Если большинство специалистов до Джурана освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то он впервые в своем «Справочнике по управлению качеством» классифицировал затраты на обеспечение качества, выделив четыре основных категории затрат: предупредительные затраты; оценочные затраты; издержки вследствие внутренних отказов и издержки внешних отказов.
В 1979 г. Джуран организовал в США Институт проблем качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов [7].