Обострение конкурентной борьбы на транспортном рынке в условиях научно-технического прогресса в 60-80 гг. потребовало от агентских и экспедиторских фирм в тесном сотрудничестве с промышленными и транспортными предприятиями проведения целого комплекса мероприятий, направленных на совершенствование управления их деятельностью на основе использования электронно-вычислительной техники, а также взаимоувязанных технических, организационных и коммерческих мероприятий, позволяющих наиболее рационально обеспечить перевозки грузов на конкретных направлениях от отправителя до получателя.
Эти мероприятия в крупных фирмах вылились в новую систему организации и управления транспортно-технологическими системам (ТТС), получившую на Западе и у нас понятие маркетинга (marketing).
Одно из них состоит в более обширном сборе информации о спросе на перевозочные и экспедиционные услуги, в разностороннем ее изучении и анализе, прогнозировании динамики спроса, и, как бы параллельно с этим, спроса на услуги, как в настоящее время, так и на перспективу всеми отраслями транспорта, с учетом внедрения современных (контейнерных, трейлерных, ролкерных, лихтеровозных) и проектируемых новейших технологий. Другое новшество представляет собой тесное совмещение повседневной операционной практики в рыночных условиях с научно-исследовательской деятельностью по созданию или внедрению новых методов и способов обработки грузов, передачи товарораспорядительной, товаросопроводительной и другой документации, заимствованию и конструированию новых видов упаковки, маркировки грузов и дизайна товаров, отвечающих требованиям сохранности, безопасности пользования и перевозки.
Для постоянных направлений перевозок и для грузов, определяющих основной оборот экспедиторской фирмы, составляются программы ЭВМ. Они дают возможность калькулировать провозную плату (с учетом тяжеловесности и негабаритности) на конкретные расстояния с учетом сборов на возможные перевалки с одного вида транспорта на другой этого груза на пути следования. Это позволяет определять транспортные издержки по каждому товару при его перевозке тем или иным видом транспорта или в смешанном сообщении, наиболее выгодные направления перевозки, наиболее дешевые порты и терминалы перевалки (с учетом ставок и норм погрузки/выгрузки), другие транспортные условия.
Работа экспедиторов строится на принципах логистики: обеспечение экономической и рациональной доставки товара (начиная от сырья и кончая готовым изделием) в требуемом количестве и в требуемые сроки. Это оказалось возможным, когда было достигнуто техническое обеспечение связи компьютеров товаропроизводителе с компьютерами агентов и экспедиторов, и в том числе с использованием телекосмических коммуникаций, обмен между ними безбумажной электронной документацией и информацией и принятие с помощью ЭВМ общих оптимальных оперативных решений. Опыт свидетельствует, что использование принципов логистики позволяет существенно сокращать себестоимость продукции за счет снижения всякого рода "запасов" путем поставки по минутному графику сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д. к месту закладки, к рабочему месту у конвейера, в ходе монтажа; уменьшения расходов на упаковку и маркировку за счет использования широкого спектра видов контейнеров и возвратной тары; сокращения сроков предпродажной подготовки товаров; использование безбумажной документации; снижения затрат на монтаж и установку оборудования за счет использования железнодорожных и автомобильных транспортеров, судов с горизонтальной или доковой погрузкой и выгрузкой (суда типа "ро-ро" и "ро-флоу").
Современная прикладная математика и кибернетика могут ответить точно на вопрос, с какой последовательностью во времени расходуется в процессе производства, доставленная транспортом тонна стали определенного артикула, а также какое ее количество абсорбируется в изделие, какое исчезает ("сгорает") и какое отходит в отходы или утилизируется. Тем самым открылась возможность использования методов и выводов транспортной логистики в качестве средства управления производственными и торговыми процессами, внутрипроизводственного контроля за движением сырья, материалов, готовых изделий.
Общественный принцип ценообразования раздвинул границы прежних логистических цепей "от двери склада отправителя до двери склада получателя" до границ, определяемых моментом юридического оформления торговой сделки. В конце 80-х годов экспедитор-оператор перевозки груза в смешанном сообщении начал трансформироваться в экспедитора-оператора общего распределения. Такое операторство включает непосредственное участие в нем и банка, финансирующего всю операцию в ее комплексе.
В структуре экспедиторских фирм появляются подразделения, закупающие товары в пункте производства и реализующие их в пункте потребления.
В основе такого подхода, который иногда называют корпоративной логистикой, заложена мысль о том, что каждой кампании, а в ряде случаев и отрасли, целесообразно с учетом интегрированного планирования отделить производство и торговлю от распределения путем передачи полностью или частично функций логистики в руки специализированных компаний, владеющих всей полнотой аккумуляции, хранения и сбыта информации.
Оставить за одной стороной расчет потребностей и ресурсов, оборудование, производство, капитал, кадры, а за второй закрепить закупку материалов и энергоносителей, хранение и транспортировку, управление сбытом, утилизацию и ликвидацию отходов.
В ходе решения подобных логистических задач экспедиторские и агентские фирмы принимают на себя производственные функции доработки, углублённой переработки сырья и полуфабрикатов, распределения его готовых изделий между потребителями. Для упрощения и рационализации этих операций они осуществляют промежуточные закупки и перепродажи товаров и тем самым специализируются на централизованной снабженческой деятельности.