Фирмы, осуществляющие комплексное обслуживание производителей или грузовладельцев, на западе называют логистическими фирмами или компаниями физического распределения (КФР). Особенность их деятельности состоит в обслуживании определенной территории (региона, страны или группы стран, зоны транспортного коридора в интермодальных перевозках) или определенной группы клиентов.
Зарубежный и передовой отечественный опыты свидетельствуют, что наибольшую экономическую эффективность обеспечивает интегрированное логистическое обслуживание, при котором логистический посредник оказывает в комплексе разнообразные логистические услуги по продвижению и сервисному обслуживанию товароматериальных потоков.
Центры Логистики осуществляют в основном услуги, связанные с транспортировкой, складированием товаров и грузопереработкой (по укрупнению и разукрупнению партий грузов, перегрузке, переадресовке, хранению).
Значение логистических транспортно-распределительных центров постоянно возрастает. Исследования, проведенные в немецких фирмах, показали, что более половины предприятий, используя услуги распределительных логистических центров, намереваются отказаться от собственных подъёмно-транспортных механизмов. Ожидается, что уже в начале XXI века в транспортно-распределительной системе Германии доля логистических транспортно-распределительных центров в перевозке товаров, хранении и грузопереработке, погрузо-разгрузочных и других логистических операциях, связанных с товародвижением, возрастет до 90 %.
Транспортно-экспедиционные компании организуют перевозки грузов по магистральной сети путей сообщения, а также на участках подвоза-развоза грузов с магистрального транспорта и грузовых терминалов, погрузку и выгрузку товаров, хранение и переработку контейнерных и тарно-штучных грузов, предоставляют международные транспортно-экспедиционные услуги, включая информационные, в том числе по отслеживанию партий грузов на всем пути их следования.
Новой тенденцией в развитии логистических посреднических фирм является формирование общеевропейской системы товародвижения, предусматривающей наличие нескольких опорных европейских центров логистики и взаимодействующих с ними региональных логистических транспортно-распределительных центров. Такое решение призвано "выпрямить" и ускорить продвижение товароматериальных потоков, обеспечить непрерывность процесса товародвижения.
Одним из важнейших направлений реализации логистических подходов в системе товародвижения является комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев и транспортных предпринимателей.
В организации международных смешанных перевозок грузов по интермодальным технологиям ведущая роль отводится транспортно-экспедиционным компаниям-операторам интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам.
Логистический сервис охватывает всю логистическую цепь (ЛЦ), создавая своеобразную гармонию между её технико-технологическими компонентами и субъектами, использующими логистическую систему (ЛС). В экономически развитых капиталистических странах проблемам сервиса всегда придавалось первостепенное значение.
Услуги, предоставляемые службами логистического сервиса, весьма разнообразны и носят системный характер. На транспорте они непосредственно связаны с транспортно-экспедиционной деятельностью при обслуживании товароматериальных потоков, распределении продукции и доставке грузов конечному потребителю. Службы сервиса логистических компаний участвуют в осуществлении экономических связей между производителями и потребителями продукции.
Экспедиторская деятельность при обслуживании материальных потоков отличается большим разнообразием выполняемых услуг:
- комиссионирование (комплектация), подгруппировка грузов, документальное оформление перевозок и расчеты с транспортными предприятиями по тарифам за перевозку;
- пакетирование, упаковка, маркировка грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские операции, хранение грузов (выполняются как на региональных распределительных центрах, так и на складах, создаваемых предприятиями, выпускающими готовую продукцию);
- информация о продвижении материальных потоков от поставщика продукции до потребителей на всех этапах транспортного процесса;
- доставка грузов клиентам автомобильным транспортом. Однако необходима оптимизация количества транспортно-экспедиционных предприятий. В силу низкой капиталоёмкости этого вида деятельности в ряде регионов образовался ресурсный излишек мелких фирм.
Наиболее простая схема обслуживания: один производитель -один потребитель. Такая схема реализуется в ограниченных секторах экономики. Чаще крупные фирмы и предприятия имеют более сложные схемы реализации сбыта и доставки, при которых предприятия или фирмы осуществляют поставки нескольким клиентам. В последнем случае для каждого обобщённого производителя на макро уровне решается задача идентификации торговых зон, сфер обслуживания.
Большой интерес представляет концепция по поводу целесообразности создания центров сервиса, которые называют транспортно-грузовыми центрами (ТГЦ). Некоторые концептуальные положения, связанные с РРЦ, высказывались и советскими учеными. Приведем основные положения данной концепции.
Развитие современного транспорта тесно связано со структурными и политико-экономическими факторами. Уменьшаются размеры отправок и растёт их стоимость, что требует гибкости транспорта, высокого уровня сервиса и качества перевозок. Это один из переходных базисов построения объединённого европейского рынка. В сложившейся ситуации на автомобильном и железнодорожном транспорте в странах Восточной Европы возрастает опасность своеобразного "транспортного инфаркта", которого можно избежать только с помощью реализации новой концепции. Слабым местом транспорта являются пункты выполнения перегрузочных операций. Выход заключается в создании РРЦ. Их задача при обслуживании районов состоит в формировании и концентрации грузопотоков.
При создании интегрированной сети РРЦ в Германии, наряду с выполнением функций по грузопереработке и предоставлению транспортно-логистического сервиса, также осуществляется сдача в аренду на контрактной основе железнодорожных устройств и площадей в границах подъездных путей РРЦ. Такие контракты могут заключаться на несколько лет. Возникновение любой из форм обслуживания клиентуры определяется потребностью рынка.
К основным услугам, предоставляемым клиентам РРЦ, относятся: сбор и доставка грузов автомобильным транспортом; выполнение погрузочно-разгрузочных операций; промежуточное складирование; выбор тары, упаковка и пакетирование грузов; документальное оформление перевозок.
Стартовый проект РРЦ в Бремене включает в себя: расширение спектра услуг для города и региона и улучшение их обслуживания при перевозках грузов; повышение экономической роли города в региональной экономике; включение малых и средних предприятий в общую корпоративную логистическую концепцию обслуживания; концентрацию грузовых потоков и переключение их на безопасную для окружающей среды транспортную систему; освобождение города от обилия грузового транспорта; эффективное использование земельных площадей.
Таким образом, РРЦ - это логистические транспортно-экспедиционные предприятия, размещаемые в узлах транспортной сети, осуществляющие связь между удалёнными друг от друга регионами и обеспечивающие рационализацию продвижения товароматериальных и сопутствующих сервисных, информационных и финансовых потоков.
Функционирование интегрированных транспортно-распределительных систем основано на применении современных логистических технологий организации грузо- и товародвижения, к которым относятся: контейнерные и контрейлерные транспортно-технологические системы, обеспечивающие на основе скоординированное взаимодействие видов транспорта при организации смешанных перевозок грузов, единство и непрерывность транспортно-технологического процесса и ускорение доставки грузов, а также повышение их сохранности; логистические технологии "just in time" -точно в срок (или в современной трактовке - доставка по потребности) и доставку товара (груза) в полной логистической цепи от грузоотправителя (поставщика) до грузополучателя (потребителя); терминальные технологии организации транспортно-распределительного процесса, при которых транспортировка и доставка грузов (товаров) потребителю осуществляются через сеть грузовых терминалов, на которых происходит накопление и переработка грузов, сервисное обслуживание товарных потоков и доставка товара конечному потребителю.
Организация МТК ставит своей целью унификацию национальных законодательств, гармонизацию транспортных систем Востока и Запада, создание международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой технологии перевозок как основы создания глобальных логистических систем и интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.
Одним из наиболее распространенных видов взаимодействия разных видов транспорта, требующим соответствующей координации на всех стадиях перевозочного процесса, является организация перевозок грузов в смешанном сообщении. Это предполагает взаимодействие видов транспорта на основе комплексности его развития.
При перевозке грузов в смешанном сообщении появляются дополнительные грузовые операции по перевалке или перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой и связанные с этим дополнительные транспортные расходы, которые при соответствующей координации перевозочного процесса компенсируются за счёт применения более рациональных схем и маршрутов перевозок, уменьшения задержек грузов в пути и сокращения простоев подвижного состава на основе внедрения единого технологического процесса и синхронизации работы видов транспорта.
При перевозке грузов в обычном смешанном сообщении транспортировка осуществляется каждым видом транспорта по отдельному перевозочному документу - от грузоотправителя до пункта перевалки и от пункта перевалки до потребителя.
При такой организации перевозки грузополучатель или, по его поручению, экспедиторская компания должны иметь в пункте перевалки складские емкости, погрузочно-разгрузочные механизмы, перевозочные средства для доставки груза из пункта перевалки на склад временного хранения и последующей перевозке в пункт перевалки для отправления непосредственному получателю груза, а также содержать в местах перевалки производственный и административно-управленческий персонал.
Наиболее эффективной разновидностью смешанных перевозок грузов с участием нескольких видов транспорта являются прямые смешанные перевозки, при которых транспортировка на всём пути следования грузов осуществляется по единому перевозочному документу, при этом передача груза с одного вида транспорта на другой осуществляется в перевалочных пунктах без участия грузоотправителя или грузополучателя.
К основным формам координации и взаимодействия различных видов транспорта при осуществлении перевозок грузов в смешанном сообщении, направленном на повышение общего синергетического эффекта, следует отнести:
- скоординированную работу видов транспорта в транспортных узлах и других стыковых пунктах на основе единого технологического процесса;
- организацию сквозной маршрутизации грузопотоков на всем пути следования грузов с участием нескольких видов транспорта по взаимосогласованным расписаниям;
- синхронизацию подачи подвижного состава в пунктах перевалки по периодам суток;
- организацию централизованного завоза и вывоза грузов с транспортных узлов автомобильным транспортом общего пользования и коммерческих структур;
- концентрацию грузовой работы на меньшем числе опорных стыковых пунктов и в крупных транспортных узлах, а также на крупных мультимодальных терминалах и транспортно-распределительных центрах;
- оптимизацию работы грузовых терминалов при перевалке грузов, включая кооперированное использование технических средств разными видами транспорта;
- оперативное планирование контейнерных и других перевозок, подачи и сортировки подвижного состава в узле;
- информационное обеспечение перевозок грузов в смешанном сообщении;
- внедрение комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры на основе передовых методов логистики и логистического сервиса;
- согласование экономических интересов участников смешанных перевозок грузов и создание основ единого транспортного законодательства.
Для принятия и переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по части международных транспортных коридоров, и обеспечения соответствующего уровня сервисного обслуживания первостепенное значение, наряду с развитием транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством, имеет место создание в крупных транспортных узлах вдоль трассы МТК мультимодальных терминальных комплексов и логистических транспортно-распределительных центров, синтезирующих в себе большое количество логистических функций, функционирующих на основе передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию товароматериальньгх, информационных, сервисных и финансовых потоков.