Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политика в области кулылуры. «Культурная революция»



Основные датыи события;1930 г. - введение всеобшего бес­платного обязательного начального образования; 1937 г. - пе­реход к обязательному семилетнему образованию.

Исторические деятели:К. э. Циолковский; Н. и. Вавилов; В. и. Вернадский; о. ю. Шмидт; А. Н. Туполев; с. п. Коро­лев; М. А. Шолохов; В. п. Катаев; С. я. Маршак; К. и. Чуков­ский; С. В. Герасимов; К. С. Петров-Водкин; С. С. Прокофь­ев; Д. Д. Шостакович; и. о. Дунаевский; с. М. Эйзенштейн; Л. з. Трауберг.

Основные термины и понятия:«кулылурная революция,>; ликви­дация неграмотности; социалистический реализм.

План ответа: 1) необходимость перемен в духовной жизни обще­ства; 2) сушность «кулылурной революции,>; 3) борьба с негра­мотностью; 4) развитие науки, ее политизация; 5) творческие организации и союзы; 6) принцип социалистического реализ­ма; 7) борьба с кулылурным и духовным наследием прошлого; 8) репрессии против деятелей науки, образования, кулылуры; 9) противоречивый характер итогов и последствий «кулылурной революции,>.

Материал к ответу:После революции перед страной стояли мно­гочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно тре­бовалось повысить грамотность населения; принять меры к раз­витию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соот­ветствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее резулылатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти бьшо необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. для реше­ния этой задачи предполагалось активно использовать возмож­ности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы гражданской войны началась работа по ликви­дации неграмотности населения страны. Бьшо создано обще­ство «Долой неграмотность'>, в руководство которого входили глава законодательной власти М. и. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. и. Ленин, нарком просвеще­ния А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты ты­сячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обуча­ли навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный резулылат - к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой.

К середине 1930-x гг. в целом оформилась советская систе­ма образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетне-

му образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему ­в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 универси­тетов и институтов. В резулылате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. В 1941 году.

Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был доста­точно жестким. В конце 20-х - начале 30-х гг. состоялись по­казательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело ака­демиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организа­ций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекто­ров, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаменталь­ных областях знания. В резулылате были сделаны важные откры­тия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке те­ории космических полетов (к. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение прида­валось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили призна­ние труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциКлопедист В. И. Вернадский создал фундамен­тальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв б~IЛ сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой по­пулярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В.с. Гризодубо­ва, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испыты­вавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техни­ки и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку. .

Однако многие ученые были вынуждены выехать из стра­ны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших предста­вителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дорево­люционную научную школу - П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева, А. А. Кизеветтера и др. Многие из оставшихся ученых (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты ре­прессиям по политическим соображениям.

ликвидирована неграмотность основной части населения. Офор­милась единая система отечественного образования. Сформиро­валась новая инженерно-техническая и творческая интеллиген­ция. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие получила техническая мысль. Вмес­те с тем кулылура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Идеологическое влияние на их деятель­ность значительно возросло. Многие представители науки, кулылуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие ху­дожественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевен­гур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.