Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Замененную — чем?» Концепция Павлова-Сильванского вызвала сочувственное понимание у



Форстена, Рожкова, Шумакова, Преснякова, т.е. «молодых исследователей».

Современники Павлова-Сильванского — Ключевский, Милюков, Дьяконов,

Владимирский-Буданов не признавали феодализма в России. По оценке Н.И. Кареева, вопрос

О существовании в России феодализма, как тогда казалось, был «решен отрицательно», даже

Говорить о нем в ученой среде считалось признаком дурного тона и «исторической

Невоспитанности».

«Общей концепции истории России, где бы отводилось определенное место

Феодализму, до Павлова-Сильванского не было», — с этим мнением Б.Д. Грекова, в силу его

Очевидности, сегодня никто спорить не будет.

«Феодализм в Древней Руси»

Первое издание книги вышло в 1907 г. в серии «История Европы по эпохам и

Странам», издаваемой издательством «Брокгауз-Ефрон». Книга сыграла важнейшую роль в

Историографической судьбе историка. Павлов-Сильванский ограничил исследование

Рамками так называемого удельного периода русской истории. В сжатом

Историографическом очерке Павлов-Сильванский рассмотрел взгляды господствующих

Исторических школ, начиная с Н.М. Карамзина и славянофилов и кончая В.О. Ключевским и

П.Н. Милюковым, и пришел к выводу, что все они, будучи сторонниками «глубокого

Различия между историческим развитием России и Запада» именно тем самым «роковым

Образом терпели более всего неудач в стараниях выяснить отличительные своеобразные

Черты русского исторического развития».

Павлов-Сильванский выделил три периода русского исторического развития, положив

В основу периодизации свое понимание роли крупного землевладения как основы

Феодализма. Первый период, с древнейших времен до середины XII в., Павлов-Сильванский

Характеризовал господством в общественном строе общинного устройства. Рассматривая

Институт общины он учитывал обе ее составляющих: мир, мирское самоуправление, которое

Существовало издревле, и более позднее явление — общинное землевладение, или

Землепользование с переделами земли. Системный подход позволил Павлову-Силъванскому

Оценить современную историографическую ситуацию и выявить источниковедческие

Причины споров между сторонниками древнего происхождения общины (И.Д. Беляевым,

М.Ф. Владимирским-Будановым, В.И. Семевским, А.С. Лаппо-Данилевским) и авторами,

Которые ассоциировали появление общины с возникновением переделов (П.Н. Милюков). А

Поскольку «переделы — явление позднее» (XV—XVI вв.), то соответственно и общины в

Глубокой древности искать не приходится. По мнению Павлова-Сильванского, «общинные

Союзы, волости и марки, широко развитое самоуправление этих органически сложившихся

Территориальных союзов были главною основою древнейшего государственного строя.

Государственная власть, власть князя с его наместниками или графами, была как бы

Надстройкою над самоуправляющимися общинами».

«В течение Средних веков древние общинные союзы, волости и марки, слабеют и

Разрушаются, подавляемые быстро усиливающимся крупным землевладением. Рост

Крупного землевладения, подавляющего общину, составляет главную движущую силу

Развития Средних веков; он лежит в основе развития феодализма на Западе и нашего

Удельно-феодального порядка XIII—XVI столетий» — к такому заключению пришел

Павлов-Сильванский.

Наступающее на общину боярское землевладение побеждает общину и создаёт новый,

Второй период русской истории. В борьбе с боярщиной, побеждая ее, рождается уже

Сословное государство с двумя его сменяющимися формами — «московской сословной

Монархией» и «петербургским абсолютизмом».

Павлов-Сильванский наметил «переходные эпохи» от одного устройства к другому.

XII—XIII вв. стали эпохой перехода к удельному порядку, «Историческим событием,

«знаменательным социологически», явилось взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 г.

«А тот факт, что взяв Киев, Андрей отдал его младшему брату, а сам остался на севере, во

Владимире-на-Клязьме», — по мнению историка, — «знаменует начало вотчинного порядка,

Появление князей-вотчинников, начало землевладельческой оседлости князей и дружин».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.