Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая концепция русской истории



Политическая концепция самого Карамзина в своем законченном виде формулируется

им уже как политический итог двадцати лет бурных событий европейской истории,

отмеченных на Западе Французской революцией и наполеоновскими войнами, а в России —

демократической проповедью А.Н. Радищева, павловским режимом, наконец, политикой

Тильзита и реформами М.М. Сперанского. Это было двадцать лет борьбы между старым,

феодальным, и новым, буржуазным, порядком. Отражая идеалы старой, дворянской, России,

Карамзин защищает традицию XVIII в., идущую от В.Н. Татищева и М.М. Щербатова.

Свою историко-политическую программу Карамзин изложил во всей полноте в

«Записке о древней и новой России», поданной в 1811 г. Александру I в качестве дворянской

программы и направленной против реформ Сперанского. Эта программа вместе с тем

подводила в какой-то мере итог и его историческим занятиям, в которых ученый дошел уже

до конца XV в.

Российское единодержавие — таков первый элемент историко-политической

концепции Карамзина. «Самодержавие основало и воскресило Россию». «Россия основалась

победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Это

— татищевская схема «совершенного единовластительства» от Рюрика до Мстислава,

которое сменяет «аристократия или паче расчлененное тело», и, наконец, восстановление

«совершенной монархии» при Иване III. Эту идею Карамзин развил и в своей «Истории______________...»,

подводя итог истории Древней Руси перед княжением Ивана III. «Было время, когда она

(Россия. — Н.Р), рожденная, возвеличенная единовластием, не уступала в силе и в

гражданском образовании первейшим европейским державам». Но за этим последовало

«разделение нашего отечества и междоусобные войны». «Нашествие Батыево ниспровергло

Россию». Наконец, Иван III восстановил единовластие: «Отселе история наша приемлет

достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские,

но деяния царства, приобретающего независимость и величие».

Но на протяжении столетия эта монархическая система осложнилась новым

элементом. За это время согласие между монархией и дворянством временами нарушалось.

Пошатнулись и социальные позиции дворянства, напряженно отстаивавшего свои

привилегии. Историческое обоснование монархии дополняется историческим обоснованием

дворянских прав и привилегий, притом именно родовой знати, аристократии. Это

превращение татищевской схемы начато уже Щербатовым. В этом переработанном виде

принял и развил ее Карамзин в условиях обострения кризиса, обозначившегося Французской

революцией на Западе, реформами Сперанского и назреванием движения декабристов в

России. «Самодержавствие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья;

из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел право унижать

дворянство, столь же древнее, как и Россия». И Карамзин ссылается на положение

Монтескье: «Без монарха — нет дворянства, без дворянства — нет монарха». «Дворянство и

духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми — государь, единственный

законодатель, единовластный источник властей. Вот основание; Российской монархии» —

таков итог политической программы Карамзина. Рядом с политическим правом дворянства

как участника власти монарха стоит неотъемлемость его земельных прав (земля «есть

собственность дворянская») и его крепостнические права. Монархия Щербатова и Карамзина

— это дворянская монархия. Дворянство и крепостничество — опора самодержавия:

«безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу».

Отсюда исторический национализм, идеал консервативной традиции,

противопоставляемый и Щербатовым, и Карамзиным буржуазной революционности

Западной Европы; это было противопоставлением российского самодержавия «ужасной

французской революции», которая «погребена», и современной конституционной монархии,

представляющей, по Карамзину, «право без власти», тем самым обращенное в «ничто». «Все

народное ничто перед человеческим», — писал Карамзин в 1790 г. Теперь он боится уже

этого европейского влияния. Петр I, насаждая просвещение, «захотел сделать Россию —

Голландиею». Эта схема в целом являлась утверждением консерватизма, отрицанием всякой

реформы, всего нового, т.е. самого принципа исторического развития, теории прогресса,

утверждаемой передовой, исторической мыслью уже с конца XVIII в.

Эта осложненная дворянской идеей монархическая концепция приводит к пересмотру

ряда конкретных моментов новейшей истории России и их оценки. Переоценке прежде всего

подвергся Петр I. Петр I исказил ход русской истории, изменил национальному началу,

подорвал моральное влияние русского духовенства. Идеолог дворянства начала XIX в.

полностью сошелся со своим предшественником Щербатовым, начавшим с Петра I историю

«повреждения нравов в России». Одинаково для обоих это противоречие старого и нового

воплотилось в противопоставлении Москвы, представляющей национальную традицию, и

Петербурга, носителя насильственной европеизации. Это гениальное дело Петра для

Карамзина лишь «блестящая ошибка», обреченная на неудачу — «человек не одолеет

натуры». И здесь Карамзин непосредственно примыкает к «Путешествию в землю

Офирскую» Щербатова.

Вслед за дворянским публицистом Екатерининского царствования Карамзин

подвергает критике и Екатерину II, хотя и более сдержанно, имея за собой определенную

историческую перспективу. Но основная тема та же: фаворитизм, нарушивший право

дворянства на соучастие во власти. «Нравы более развратились», — полагает Карамзин, как

и Щербатов. Поэтому он говорит, что в государственных учреждениях Екатерины мы видим

«более блеска, нежели основательности», а хваля ее достоинства, «невольно вспоминаем ее

слабости и краснеем за человечество».

Наконец, перенося этот дворянско-монархический принцип на события более

отдаленного прошлого, Карамзин в свете конфликта царя с дворянством рассматривает

царствование Ивана Грозного, повторяя Щербатова в своей отрицательной оценке его

деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.