Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники «Истории государства Российского»



С именем Карамзина и его «Историей...» связаны публикация, введение в научный

оборот значительного числа исторических памятников. Следуя духу времени, ученый

использует свои личные связи, сносится с московским и другими архивами, обращается к

крупным библиотечным фондам, прежде всего в Синодальную библиотеку, прибегает и к

частным хранилищам, например к фондам Мусина-Пушкина, и выписывает, точнее,

извлекает оттуда те новые документы, о которых впервые читатель узнавал от Карамзина.

Среди этих документов и новые летописные списки, например Ипатьевский свод (по

терминологии Карамзина — Киевская и Волынская летописи), впервые использованный

Карамзиным; многочисленные юридические памятники — «Кормчая книга» и церковные

уставы, Новгородская Судная грамота, Судебник Ивана III| (Татищев и Миллер знали только

Судебник 1550 г.) «Стоглав»; используются литературные памятники — на первом месте

«Слово о полку Игореве», «Вопросы Кирика» и др. Расширяя вслед за М.М. Щербатовым

использование записок иностранцев, Карамзин и в этой области привлек впервые много

новых текстов, начиная с Плано Карпини, Рубрука, Барбаро, Контарини, Герберштейна и

кончая записками иностранцев о Смутном времени. Результатом этой работы и явились те

обширные примечания, которыми Карамзин снабдил свою «Историю...». Они особенно

обширны в первых томах, где по объему превышают сам текст «Истории...». 1-й том

содержит 172 страницы, а примечания к нему — 125 страниц петита, во 2-м томе на 189

страниц текста приходится 160 страниц примечаний, также петитом, и т.д.

Эти примечания составляют главным образом выдержки из источников,

изображающих те события, о которых рассказывает Карамзин в своей «Истории...». Обычно

даются параллельные тексты из нескольких источников, главным образом — разные списки

летописей. Это огромное количество документального материала сохранило свою свежесть в

ряде случаев до конца XIX в., тем более что некоторые списки и памятники, которыми

пользовался Карамзин, погибли во время московского пожара 1812 г. или от других

стихийных бедствий. К примечаниям Карамзина долго продолжали обращаться историки,

уже перестав читать его «Историю...»; ценность этих примечаний совершенно бесспорна.

Надо оговорить, что в самой работе по розыску и обработке документов

значительную роль сыграли выдающиеся деятели русской археографии начала XIX в. Им и

принадлежит значительная доля указанной заслуги «Истории...» Карамзина. Из переписки

Карамзина с К.Ф. Калайдовичем, директором Московского архива Коллегии иностранных

дел А.Ф. Малиновским, с П.М. Строевым видно, что новооткрытые памятники,

использованные в карамзинской «Истории...», в значительной части — их находки. Они не

только высылают ему дела, представляющие ценность и важность для этого периода, но и

сами, по его поручению, делают подбор документов, выборку и систематизацию чернового

подготовительного материала к заданной теме или вопросу.

Но Карамзин не ограничивается в своих примечаниях одним формальным

воспроизведением источника. Примечания Карамзина свидетельствуют о том, что его

длительная и углубленная работа над документальным материалом, его обширные

исторические познания поставили его в известной мере в уровень с требованиями

критического метода, принесенного Шлецером в русскую историческую науку. Историк

летописания М.Д. Приселков отметил тонкое критическое чутье Карамзина в отборе

использованных им текстов Ипатьевской, Лаврентьевской и Троицкой летописей. Его

примечания о составе «Русской Правды», о церковных уставах Владимира и Всеволода,

частое сопоставление разных исторических источников для разрешения отдельных научных

контроверз сообщают примечаниям Карамзина не только археографическое, но и

историческое значение. Не случайно к мнению Карамзина прислушивались в спорных

вопросах специалисты-археографы. И все же в общей системе исторических взглядов

Карамзина, в общем построении его «Истории...» весь этот источниковедческий,

критический аппарат сохраняет чисто формальный, отсылочный характер.

Исследователь в примечаниях дает выписки из источников, изображающих те

события, которые он описывает в своей истории. Но при этом тот самый критический

материал, который содержится в примечаниях, остается неотраженным в самой «Истории...»,

оказывается как бы за рамками повествования. В плане последнего Карамзину важны не

критика источников и раскрытие внутреннего содержания явлений. Он берет из источника

только факт, явление само по себе. Этот разрыв между примечаниями и текстом переходит

иногда и в прямое противоречие, так как эти две части работы Карамзина подчинены двум

разным принципам, или требованиям. Так, в самом начале своей «Истории...», обойдя

этногенетические вопросы в кратком очерке, как это сделал уже М.М. Щербатов, он

подошел к объяснению имени славян: «...под сим именем, достойным людей воинственных и

храбрых, ибо его можно производить от славы» — таково положение Карамзина. А в

примечании 42-м к этому тексту дается научная контроверза и фактическое опровержение

этого толкования. Но, опровергнутое критикой, оно утверждается повествованием, как

согласное с художественным образом создаваемым писателем. Так же дан и вопрос о

призвании варягов. Если в примечании намечена критика легенды о Гостомысле, то

художественные задачи повествования вводят его в текст, как «достойного бессмертия и

славы в нашей истории». Критика текста вообще не переходит у Карамзина в критику

легенды; легенда, напротив, — самый благодатный материал для художественного

украшения 1 рассказа и для психологических рассуждений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.