Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историческая концепция Ломоносова



В связи с этим Ломоносов высказывает некоторые общие соображения об

историческом развитии как смене периодов упадка и расцвета. «Каждому несчастию

последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление...»

Представление о том, что исторический процесс совершается путем конфликтов внутреннего

и внешнего характера было передовой для того времени идеей. Автор образно представляет

себе этот процесс как течение «великия реки», которая «от источников своих по широким

нолям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами

теряет глубину и стремление», но затем снова «соединяясь в одни береги, вящую быстрину и

великость приобретает», и чем дальше, тем в большей мере вбирая в себя другие реки,

«обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы». Это — мысль о

поступательном движении истории, преодолевающей на своем пути многочисленные

препятствия, отступающей и снова идущей вперед, -мысль для того времени достаточно

прогрессивная.

Для Ломоносова характерно также стремление понять прошлое своего народа в

рамках всемирно-исторического процесса, представляющего собой последовательную смену

ряда народов, проходящих циклы своего развития от расцвета до заката. «Начинаются

народы, когда другие рассываются; одного разрушение даст происхождение другому». Это

высказывание, конечно, далеко ушло от фаталистической концепции средневековых

хронографов, видевших в истории поучительный пример тщетности и суетности как личных

человеческих судеб, так и судеб целых обществ и государств. Изучение истории

Ломоносова, напротив, убеждает в том, что дела «смертных», преходящие «труды»

отдельных лиц сообщают бессмертие народу. Всемирно-исторический процесс, по его

мнению, свидетельствует о прогрессивном движении человечества, во время которого

оставляют свой след в прошлом люди разных поколений и пароды разных времен. И

историческая паука должна по этим следам воссоздать путь развития от прошлого к

настоящему. История — это движение, она не знает ограниченных рамок времени и

пространства, она дает беспредельные возможности дальнейшего роста.

Ученый поднимает вопрос о том, как из действий людей ряда поколений слагается

история человечества. Если люди разных времен выступают раздельно, то история

объединяет их деяния в общем всемирно-историческом процессе. Эта трактовка

представляет значительный шаг но сравнению с развитым Татищевым пониманием истории

как науки, изучающей цепь человеческих «деяний» и «приключений», к мысли об их

преемственности и непрерывности.

Ломоносов выдвигает задачу выяснения общих начал и черт своеобразия в развитии

отдельных народов. При этом он исходит из идеи повторяемости явлений у народов,

разновременно выступающих на всемирно-исторической арене. Ломоносов сравнивает

политическую историю России с историей Древнего Рима. Если римская история началась с

единовластия «королей», то история России — с единовластия князей. Период, когда в Риме

установилась республика, напоминает Ломоносову время феодальной раздробленности на

Руси. Наконец, Римская империя, на его взгляд, аналогична по своему характеру

«самодержавству государей московских». Таковы черты сходства истории русской и

римской.

Но Ломоносов не только сопоставляет, но и противопоставляет историческое

развитие России и античного Рима. Это противопоставление производится с целью доказать,

что абсолютизм содействовал росту могущества России. Таким образом, «в единоначальном

владении залог... блаженства» России. И в данном случае, выявляя параллели в истории

отдельных народов и указывая особенности их исторической жизни, Ломоносов, выступая с

позиций просвещенного абсолютизма, ушел значительно вперед от схемы Татищева с его

выделением в развитии народов четырех «станов», подобных возрастам отдельных людей.

Сама идея «бессмертия» народа получила яркое звучание лишь в трудах Ломоносова с их

демократической направленностью.

Как и Татищев, Ломоносов поднимает вопрос о пользе истории. Он видит ее в

правдивости изображения прошлого, которая является условием морального воздействия

(силой примера) на людей. Представление о значении славных подвигов исторических

деятелей прошлого как примера для последующих поколений свидетельствует о большом

патриотизме Ломоносова. В то же время на исторических фактах он обосновывает роль

просвещенного абсолютизма в развитии человечества. История «дает государям примеры

правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судиям — правосудия, младым

— старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому незлобливое

увеселение, с несказанною пользою соединенное». Здесь ученый в свете

рационалистического мировоззрения рисует и сущность государства, и характер

исторического процесса, подчеркивая также моменты, помогающие их пониманию, как

«разум», «польза», «правосудие», «твердость», «мужество» и т.д.

По Ломоносову, «Древняя Российская история» делится на две части: 1) «О России

прежде Рюрика»; 2) «От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава первого». Первый

вопрос, который ставит Ломоносов, — это вопрос о древнем населении России и о

происхождении русского народа. Автор указывает, что по летописным данным

«старобытными» жителями России являются славяне и чудь. В этом нет ничего

унизительного для русских, так как «ни в едином языке утвердить невозможно, чтобы он

сначала стоял сам собою без всякого применения». И далее Ломоносов выдвигает

интересную мысль о том, что народы как этнические категории формируются в процессе

«переселений» и «странствований», «в таком между собою сплетении», что часто нельзя

сказать, какому народу отдать преимущество в смысле древности. Словом, не бывает

«чистых» народов.

Затем исследователь подробно рассматривает данные древних и средневековых

писателей (Плиния, Тацита, Птолемея, Прокопия Кесарийского, Иорнанда и др.) о славянах и

их роли во всемирной истории. Он стремится доказать древность «словенского племени».

Автор отмечает, что славяне, «ненавидя римского ига и любя свою вольность», сыграли

свою роль в падении Римской империи. В этих утверждениях, подкрепляемых ссылками на

источники, было много верного, несмотря на ряд наивных суждений, вроде того, что венеды

переселились из Трои. Ломоносов проявил и известный критицизм в отношении

легендарного материала, подвергнув, например, сомнению наличие грамоты Александра

Македонского «славенскому народу», отметив вымышленный характер имен славянских

князей Славена и Руса.

Специальные главы «Древней Российской истории» посвящены чуди и варягам. В

данном случае высказывается (вслед за Байером) неверное соображение о том, что чудь

(финны, ливы, эсты) — это скифы. Варягами, по мнению Ломоносова, именовались вообще

северные народы. Варягов-россов Ломоносов отождествляет с пруссами, говорившими па

языке, близком к литовскому, который являлся «отраслью» языка славянского. Говоря о

быте восточных славян до вокняжения Рюрика, Ломоносов указывает, что они жили семьями

«рассеянно», редко имели «общих государей» и города. Киевские славяне (поляне) давали

дань хазарам, новгородские — варягам. Тем не менее и те и другие «без монархии почитали

себя вольными». У полян «самодержавство» началось с вокняжения Аскольда и Дира,

укрепилось при князе Олеге. У новгородских славян сначала правил старейшина Гостомысл,

затем, после смерти последнего, они призвали на княжение Рюрика с братьями.

«Самодержавства российского основатель» Рюрик рассматривается Ломоносовым как

«герой», отличающийся «разумом и мужеством». Утверждение «самодержавства», по

Ломоносову вызывало сопротивление сторонников «общенародного прежнего владения».

Это — интересная мысль, указывающая на понимание автором того, что возникновение

государственности происходило в борьбе, участниками которой выступали родовые и

племенные старейшины. Факт создания государства у восточных славян Ломоносов

расценивает как исторический прогресс.

Вторая часть книги Ломоносова разбита на главы, посвященные отдельным

княжениям (Рюрика, Олега, Ольги, Святослава, Ярополка, Владимира, Святополка,

Ярослава). Изложение построено на данных летописи, а также некоторых византийских

источников (например, при описании походов Святослава в Болгарию). История Киевской

Руси изложена хорошим языком, просто и доступно, в некоторых случаях имеет характер

литературного произведения. Летописные тексты даны в пересказе на современном

Ломоносову русском языке.

При рассмотрении внутренней истории Древней Руси проводится мысль о том, что

киевские князья вели борьбу за единодержавие, добиваясь включения ряда славянских и

неславянских племен в российское подданство. Эта борьба расценивается как выражение

заботы об этих племенах. В такой концепции, несомненно, сказалось присущее Ломоносову

стремление подчеркнуть роль просвещенных государственных правителей. До нас, к

сожалению, не дошли комментарии (цитаты, тексты документов и т.д.), которые Ломоносов

предполагал приложить к своему труду.

В 1759 г. ученым был написан (а в 1760 г. издан) «Краткий Российский летописец» с

родословием, посвященный царевичу Павлу Петровичу. Этот летописец состоит из трех

частей. В первой части дан краткий очерк (на основе «Древней Российской истории»),

посвященный древнему населению на территории России и истории славян до вокняжения

Рюрика. Изложение пронизано идеей величия славянского парода. Во второй части

помещены сжатые сведения о русских князьях и царях, кончая Петром Великим. Эта часть

написана А. Богдановым и отредактирована Ломоносовым. Последняя часть содержит

материал, касающийся брачных связей и генеалогии русских князей и царей вплоть до Петра

I и его потомства.

Для понимания исторических взглядов Ломоносова представляет интерес его

рукопись «Идеи для живописных картин из российской истории». Это — сюжеты

исторических картин. Они могут быть разбиты на несколько групп: 1. Темы из истории

государства (единодержавия — абсолютизма) в России. 2. Темы национально-

освободительной борьбы. 3. Темы, касающиеся международного значения России. Самая

идея создания живописных картин на исторические сюжеты показывает, что Ломоносов

придавал большое воспитательное значение истории.

Среди исторических тем, интересовавших Ломоносова, важное место принадлежит

сюжетам, относящимся ко времени Петра I. В 1757 г. ученый написал примечания на

рукопись «Истории Российской империи при Петре Великом», составленной по

предложению русского правительства Вольтером. Кроме внесения в текст Вольтера ряда

поправок фактического характера, Ломоносов исправляет также его неверные утверждения,

касающиеся уровня экономического, политического и культурного развития России.

Поправки Ломоносова отличаются заботой об историческом достоинстве русского народа.

Так, Вольтер указывает, что земля около города Архангельска стала известна в Западной

Европе лишь в XVI в. Ломоносов же поправляет этот текст и утверждает, что датчане и

другие северные народы торговали по Двине еще в XII в. Характеристику Вольтером

Москвы как «нарочитого города» Ломоносов отказывается признать достаточной и с

чувством законной гордости пишет: «Москва великий город, первого рангу во всей Европе».

Ломоносову кажется оскорбительным («бесчестным и поносительным») для русского

народа, что Вольтер, описывая Лапландию, самоедов и т.д., обходит молчанием такие

«многолюдные, плодоносные и наполненные городами... провинции», как Ярославская,

Тверская, не упоминает Нижний Новгород, Владимир и «великое множество городов около

Оки и других рек великих».

Примечания Ломоносова исполнены заботой и о военной славе России. На

утверждение Вольтера, что в первое восемнадцатилетие XVIII в. единственным героем на

севере был шведский король Карл XII, Ломоносов возражает, что «геройские дела»,

«великие предприятия и труды славны» Петра I стали известны еще до сражения при Лесной

и Полтавской победы, а Карл XII своим бегством после Полтавской битвы показал задолго

до 1718г. «больше себя героя в Петре Великом...». Совершенно неудовлетворительным

разделом труда Вольтера признал Ломоносов текст, касающийся «стрелецких бунтов», и

предложил исправить его на основе составленного им самим описания этих событий.

«Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи», принадлежащее

Ломоносову, сохранилось во французском переводе не дошедшего до нас оригинала. Это

рассказ о политической борьбе конца XVII в., облеченный в художественную форму, с

пересказом речей действующих лиц и психологическими мотивировками их поступков, с

известной драматизацией всего происходившего. Рассказ написан живо и интересно. В

целом выступления стрельцов характеризуются Ломоносовым как действия «солдатчины,

всегда готовой к бунту». Говоря о стрелецких казнях, организованных Петром I, Ломоносов

выступает с позиций просвещенного абсолютизма и пишет, что царь «заглушил в себе

милосердие и обрушил справедливую кару...».

Характеристика Петра I и его царствования Ломоносовым в «Слове похвальном

блаженныя и вечнодостойныя памяти государю императору Петру Великому», написанном в

связи с празднованием дня коронования Елизаветы Петровны в 1755 г. Это — настоящий

панегирик (в торжественной форме художественной прозы) Петру. Ломоносов говорит о

распространении в России при Петре просвещения, развитии промышленности, торговли,

создании регулярной армии и флота. В своих похвалах Петру Ломоносов выступает борцом

за самостоятельное экономическое и культурное развитие России, все время проявляет

интерес к производительным силам страны, заботится об условиях для их роста, о

преодолении отсталости. Раньше, указывает Ломоносов, соседи России с основанием

говорили, что это великое сильное государство не может организовать металлургическую

промышленность, производство собственного вооружения, «не имея в недрах своих не токмо

драгих металлов для монетного тиснения, но и нужнейшего железа к приготовлению

оружия...». Благодаря деятельности Петра «исчезло сие нарекание... отверсты внутренности

гор сильною и трудолюбивою его рукою. Проливаются из них металлы... Обращает

мужественное российское воинство против неприятеля оружие, приуготованное из гор

российских, российскими руками».

Конечно, Ломоносов понимал, какое значение для экономического и культурного

подъема России, для усиления сношений с окружающими странами, а также для защиты

имеет использование окружающих страну морей. Поэтому он считает особым достижением

Петра I строительство флота; указывает на роль флота и в распространении торговых связей,

и для географических открытий.

Демократические тенденции в трудах Ломоносова проявляются в его характеристике

Петра I. Он стремится подчеркнуть, что Петр не только управлял как государь, но и трудился

как рядовой подданный.

Для мировоззрения самого Ломоносова важно, что, возвеличивая Петра, он искал в

нем такие черты, которые, по мысли автора, должны были приблизить его к людям труда.

Петр «собственным примером побуждал к трудам подданных!».

Несмотря на демократические тенденции в творчестве Ломоносова, его неумеренная

идеализация абсолютизма Петра объективно означает и признание крепостничества. Так,

введение подушной подати рассматривается как шаг к уравнению в повинностях

трудолюбивых людей и лентяев, к уничтожению бродяжничества, праздности и нищеты.

Говоря о препятствиях, метавших «Герою» (т.е. Петру I) в совершении его подвигов,

Ломоносов отмечает, что царь со всех сторон был окружен «неприятелями». «Извне воевала

Швеция, Польша, Крым, Персия, многие восточные народы, Оттоманская Порта; извнутрь

стрельцы, раскольники, козаки, разбойники».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.