Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модуль 3. Историческая наука в 20-90 годы XIX века



Лекция 1

3.1. Критическое направление в отечественной историографии 20-40 гг. XIX века

XIX в. — это начало нового этапа в развитии отечественной историографии, время

критического осмысления своего настоящего состояния и определения нового отношения к

историческому знанию. Изменения в исторической мысли были вызваны внутренними

потребностями российского общества, сдвигами, которые происходили в общественном, в

том числе и историческом, сознании людей, традициями развития самой исторической

мысли. Значительно расширилась источниковая база исторических исследований;

крупнейшими центрами изучения истории стали университеты, научные общества,

расширились возможности для распространения исторических знаний (публикации в

журналах «Вестник Европы», «Северный архив», «Сын Отечества» и др.).

Новое направление в исторической науке этого времени проявило себя в полемике

вокруг «Истории государства Российского» Н.М, Карамзина. Этот труд Карамзина был

оценен как высшее достижение отечественной историографии XVIII начала XIX в.,

пробудивший интерес к прошлому и поставивший перед общественностью и ученым миром

России проблемы, имеющие непреходящее значение. В ходе полемики подверглись критике

мировоззренческие основы его концепции, понимание задач и предмета исторических

исследований, отношение к источнику, трактовке отдельных явлений русской истории. С

учеными, выступившими с критическими замечаниями в адрес «Истории государства

Российского» и предложившими новые идеи в осмыслении прошлого связывают

«критическое направление» в историографии того времени. Наиболее ярко новое

направление проявило себя в творчестве Г. Эверса, сделавшего попытку осмыслить историю

российского государства с точки зрения его органического развития, Н.А. Полевого,

обобщившего в единой системе основные положения новой теоретико-методологической

концепции изучения истории, М.Т. Каченовского, который выразил потребность более

глубокого изучения эмпирического материала.

Кроме того, критикой исторической концепции Карамзина и определением новой

системы «прагматической истории» в 30-40-х гг. выступил Н.Г. Устрялов. М.П. Погодин

отмечал отсутствие в концепции Карамзина «философского подхода», а затем уже в

полемике с Каченовским доказывал плодотворность позитивного критического подхода к

источнику. Научное творчество и Устрялова, и Погодина, отразившее общие тенденции

развития исторической науки 20-40-х гг., следует рассматривать в рамках критического

направления, а не охранительного, что было характерно для советской историографии.

В трудах ученых критического направления утверждалось в качестве предмета

исследования изучение истории общества, его внутренней структуры, истории народа как

носителя специфики национальной истории, истории России в контексте мировой истории.

Изменения происходили в определении целей исследования. Из науки, имевшей своей целью

назидание, наставление современных правителей опытом истории, она превращалась в

науку, изучающую настоящее как естественный и необходимый результат прошлого.

В своих определениях новых научных подходов историки обращались к идеям

романтизма, привлекавшим внимание к истории жизни народов (народного духа), его

обычаев, быта и т.п. Широкое распространение в отечественной историографии получили

также идеи философской системы немецкого ученого Шеллинга, поставившего проблему

соотношения общих законов мирового исторического процесса со спецификой жизни

отдельных народов, и философии истории Гегеля, представлявшего историю и духовный

мир в виде процесса, т.е. беспрерывного движения, поступательно-прогрессивных

изменений в обществе, сформулировавшего диалектические положения о связях явлений и

процессов, единстве и борьбе противоположностей как источника изменений общественной

жизни.

Все это определило основные направления дальнейшей работы историков и в

частности тех, творчество которых рассматривается в рамках критического направления.

И.-Ф.-Г. Эверс (1781-1830)

Все научное творчество профессора Дерптского университета Иоганна-Филиппа-

Густава Эверса было определено стремлением «посвятить всего себя изучению русской

истории».

Окончив Геттингенский университет, Эверс в 1803 г. приехал в Лифляндию и начал

работу по выполнению своего замысла. Уже первый его труд «О происхождении русского

государства», вышедший на немецком языке в 1808 г., получил научное признание. В 1809 г.

Эверс при поддержке Н.М. Карамзина был избран членом Московского общества истории и

древностей российских и затем членом Петербургской Академии наук. В следующем году он

становится профессором Дерптского университета, возглавляет кафедру географии, истории

и статистики, читает лекции по русской истории и истории права. В 1818 г. Эверс был

назначен ректором университета.

Эверс как ученый сформировался под влиянием немецкой школы, в том числе А.

Геерена, К. Савиньи, К. Эйхгорна. Он воспринял их научные идеи, направление

исследования, стиль мышления. С глубоким уважением относился он к своему учителю А.

Шлецеру, который пробудил в нем интерес к русской истории. Эверс был последователем

исторической критики источников, разработанных Шлецером, его отношения к задачам

исторического исследования. Он не только использовал опыт, накопленный

предшественниками, но и критически переосмыслив его, сделал ряд новых выводов о

русской истории и создал оригинальную концепцию происхождения русского государства.

Научные интересы Эверса были сосредоточены на изучении древнейшего периода

русской истории. Каждая его работа — это этап в осмыслении главной для него проблемы:

образования государства на Руси и его правовых институтов. Сначала это были отдельные

мысли, замечания, сомнения в правомерности некоторых положений, уже утвердившихся в

исторической науке, постановка новых задач, наброски общего плана осмысления

интересующих его проблем и, наконец, формулирование новой концепции.

В работах «О происхождении Русского государства» и «Предварительные

критические исследования для Российской истории» (русский перевод 1825 г.) Эверс

определил свое понимание происхождения Русского государства как результата внутренней

жизни восточных славян, которые еще в доваряжский период имели самостоятельные

политические объединения, верховных властителей (князей), использовавших для

укрепления своего господства наемных викингов. Потребность объединения княжеств для

решения внутренних и внешних проблем и невозможность осуществить ее в силу раздоров

между ними в борьбе за главенство, привело к решению передать управление чужеземцу, «от

коего наименее можно было ожидать пристрастия». Был призван Рюрик. «Русское

государство при Ильмене озере образовалось и словом и делом до Рюрикова единовластия...

Призванные князья пришли уже в государство, какую бы форму оно не имело». Поэтому,

делал вывод ученый, «рюриково единодержавие было неважно и не заслуживает того, чтобы

начинать с оного Русскую Историю». Этот его вывод разрушал традиционное для русской

историографии представление о том, что история России начинается единодержавием

Рюрика.

Эверс также подверг сомнению господствующее в историографии утверждение о

скандинавском происхождении варягов-русов. Исследование этногенеза народов,

населявших территорию России и ее окружавших, фактов, почерпнутых из арабских

источников, у северных и восточных авторов, привели его к выводу о черноморском

(хазарском) происхождении русов. Он выдвинул даже гипотезу о том, что полуостров

Тмутаракань является «родовым наследием рюриковой династии». Это положение Эверса

обострило споры об этнической принадлежности русов и образовании древнерусского

государства. Его рассуждения о хазарской Руси почти не встретили тогда поддержки среди

ученых. С резкой критикой выступили Карамзин, Полевой. Погодин не только в рецензии на

книгу Эверса заявил об отсутствии у ее автора «строгих доказательств» и «цицероновской

хитрости» в их поиске, но и написал в ответ диссертацию о норманнском происхождении

Руси, посвятив ее Карамзину. Впоследствии Эверс отказался от своей гипотезы. «Не может

быть и речи, — писал он, — о принадлежности русов к древнейшим обитателям между

Черным и Варяжским морями».

В 1816г. в работе «История русов» Эверс изложил свою версию русской истории, хотя

во многом и повторявшую уже имеющиеся в науке, но корректирующую некоторые

положения. Подобно Шлецеру, он выделял в русской истории пять периодов. Начало ее он

относил к 552 г., первому известию о славянах. Окончание первого периода связывалось им с

разделом Владимиром Святославичем своего княжества между сыновьями (1015 г.). Второй

период продолжался до монгольского завоевания (битва при Кальке 1224 г.). Третий

заканчивался началом княжения Ивана Грозного. Правление Петра I — рубеж четвертого и

пятого периодов. Изложение он строил по княжениям и довел до 1689 г. В этой

периодизации обращает на себя внимание определение Эверсом начала русской истории — с

первого известия о славянах. В характеристиках периодов он отказался от подробного

описания политической жизни князей, ограничившись кратким изложением фактов. Однако

это не касалось главной для него темы исследования — внутреннего состояния жизни

народов. В специальных главах Эверс характеризовал систему государственного управления,

правовых норм, состояние торговли и ремесел, науки, искусства и т.п. По объему и

содержанию их освещения он значительно превосходил своих предшественников, в том

числе и Карамзина.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.