Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Новые направления в историографии



Проникновение представителей третьего сословия во все области культуры и

общественной жизни также стало довольно распространенным явлением второй половины

XVIII в. Выдающийся сатирик Денис Фонвизин писал: «Третий сей чин есть убежище наук и

освященное место человеческого познания. Нет такого рода заслуг и добродетели, которых

бы не производил третий чин». В связи с расширением круга историков расширяется также

круг исторических персонажей, т.е. круг лиц, деятельность которых представлена в

исторических произведениях. Наряду с классическим репертуаром феодальной

историографии на страницах исторических произведений появились, как и в художественной

литературе, деятели третьего сословия (по западноевропейской терминологии). Так, В.В.

Крестинин пишет историю крестъянско-промышленного рода Вахониных-Негодяевых.

Разработка отечественной истории осуществлялась не только в Петербурге или в

Москве, но и во многих провинциальных центрах. Но самым характерным для развития

исторической мысли явилось расширение тематики исторического исследования в

экономическом направлении. Наиболее видными представителями этого течения были В.В.

Крестинин, М.Д. Чулков, И.И. Голиков и др. Все они были выходцами из того нового класса,

который со второй половины XVIII в. играл все большую и большую роль в экономической

жизни России. Тяготение буржуазии к истории закономерно, так как оппозиционность

купечества находила в известной степени выход в истории. Историки из купцов или

разночинцев, разумеется, не столько интересовались штатными сюжетами феодальной по

ториографии, сколько историей коммерции, которую они понимали как историю торговли,

финансов, фабрик и заводов.

Оппозиционность идеологов купечества сказывалась также и в идеализации Петра I.

Этого великого государственного деятеля они считали образцом, давая понять, что

современные правительства не могут действовать иначе, чем поступал Петр по отношению к

купечеству в первую очередь. Если дворянская историография второй половины XVIII в. в

отличие от первой половины отрицательно относилась ко многим преобразованиям начала

XVIII в., то нарождающаяся буржуазная историография отстаивала их, добиваясь

продолжения.

В 60-х гг. XVIII в. впервые были изданы произведения, ставшие основой русской

историографии и сыгравшие значительную роль в развитии исторической науки. Были

опубликованы не только труды, написанные современниками, но и историками первой

половины XVIII столетия. Через год после смерти М.В. Ломоносова вышла в свет его

«Древняя Российская история» (1766), в 1767 г. появился первый том «Истории Российской»

Ф. Эмина и, наконец, еще через год — первая часть первой книги «Истории Российской»

В.Н. Татищева; в 1770г. М.М. Щербатов выпустил первый том своего фундаментального

труда «История Российская от древнейших времен». Тогда же впервые были напечатаны

основные источники русском истории летописи и законодательные памятники: в 1767 г.

— Кенигсбергская и Никоновская летописи, «Русская Правда» в 1768 г. — «Судебник»

Ивана IV; с 1773 г, начала выходить «Древняя Российская Вивлиофика». Постепенно русская

национальная литература и историография приходит на смену увлечению классицизмом и

античной тематикой в изобразительном искусстве, исторической драматургии и истории.

Н.И. Новиков

Развитие России в капиталистическом направлении, американская революция,

напряженная обстановка во Франции перед 1789 г. — все это заставляло екатерининское

правительство проводить такие мероприятия, которые объективно способствовали созданию

условий для развития русской исторической мысли. В этом отношении характерен указ об

открытии «вольных типографий». Еще 24 января 1773г. был издан указ об учреждении

типографий при губернских правлениях, сыгравших, правда, минимальную роль в истории

русской культуры. 15 января 1783 г. вышел указ о заведении вольных типографий.

Интересно отметить, что в нем было сказано: «... типографии для печатания книг не

различать от прочих фабрик и рукоделий».

Николай Иванович Новиков (1744-1818) за дело издания памятников принялся в 70-х

гг. и самым важным его начинанием стало издание 10 книг «Древней Российской

Вивлиофики». Это был первый русский ежемесячный архивный журнал. Он состоял

исключительно из архивных публикаций и памятников древней письменности. Здесь

публиковались; посольские книги, русские грамоты, описания свадебных обрядов,

исторические и географические достопримечательности, сочинения древних российских

стихотворцев и т.д. Русская история должна была служить, по представлению: Новикова,

целям просвещения и борьбы с невежеством.

Происходил Н.И. Новиков из небогатых дворян Бронницкого уезда Московской

губернии, обучался в Московской университетской гимназии, в 1762 г. поступил на службу в

лейб-гвардии Измайловский полк в Петербурге, где активно занимался самообразованием. В

день воцарения Екатерины II как часовой у подъемного моста Измайловских казарм был

произведен в унтер-офицеры. Еще до время службы он обнаружил вкус к словесности и

книжному делу. В 1767 г. Новиков был назначен одним из протоколистов Комиссии

депутатов по составлению нового Уложения. Здесь, изучая материалы наказов, Николай

Иванович гораздо ближе познакомился среальной русской действительностью и стал лично

известен Екатерине II. В 1766 г. он вышел в отставку и стал издавать еженедельный журнал

«Трутень». Свое издание Новиков противопоставил господствовавшей в русском обществе

французской просветительской философии, которая усвоила лишь вольтеровский смех,

превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Новикова сатирически изображали

львов и львиц тогдашнего большого света, проводили мысль о несправедливости

крепостного права, выступали против произвола помещиков, взяточничества,

«неправосудия» и придворных интриг. Между новиковским «Трутнем» и екатерининской

«Всякой всячиной» возникла полемика о содержании сатиры. В итоге «Трутень» сначала

умерил тон, отказался от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и вовсе прекратил свое

существование, конечно, не по своей воле.

Новый журнал Новикова «Живописец» (с 1772 г.) стал лучшим изданием второй

половины XVIII в. и особенно пришелся по вкусу мещанам. Однако и в этом издании

Николай Иванович горячо ратовал против крепостного права, и в 1773 г, журнал был закрыт.

С 1774г. стал выходить журнал «Кошелек», выступавший против нравов светского общества.

Придворные сделали все, чтобы он был вскоре закрыт.

Противовес модному французскому воспитанию Новиков пытался найти в

добродетелях предков, в нравственной высоте, в силе старых русских начал. Вот почему

Николай Иванович одновременно с сатирическими журналами стал выпускать исторические

издания, чтобы содействовать укреплению национального самосознания, дать «начертание

нравов и обычаев предков», дабы народ познал «великость духа своего, украшенного

простотой». Материалы поступали из древлехранилищ и церковных собраний. Екатерина II

сама разрешила Н.И. Новикову доступ в государственные архивы. Много документов

предоставили ему Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, Н.Н. Бантыш-Каменский, а субсидировала

издание Вивлиофики и — достаточно щедро — императрица,

Новиков считал, что «введение наук в России и художеств безвозвратно погубили

нравы», но вместе с тем он был ревностным приверженцем просвещения, почитателем Петра

I и писательского таланта. С 1772 г. он составлял «Опыт исторического словаря о российских

писателях». С середины 70-х гг. Новиков становится приверженцем масонства.

С 1777 г. он издавал «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Это был журнал

ученой и литературной критики, поставивший себе целью сблизить русскую литературу и

науку с ученым миром Запада, но в то же время выставлял заслуги отечественных писателей,

особенно исторических. Нравоучительные идеи Новиков проводил и в следующем

ежемесячном журнале «Утренний свет» (1777-1779), который издавался в Москве и

Петербурге, и публиковал произведения Юнга, Паскаля, переводы немецких писателей. Все

доходы с изданий шли на устройство и содержание народных училищ.

В 1779 г. М.М. Херасков, куратор Московского университета, также масон,

предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание «Московских

ведомостей». В Москве начинается самый блестящий период деятельности Новикова. Он

работает в окружении московских масонов, которые были преданы идее нравственного

воспитания и самопознания (В.И. Лопухин, С.И. Гамалея, И.Е. Шварц, князья Трубецкие и

Черкасские, И.П. Тургенев, профессора Московского университета, княгиня В.А.

Трубецкая). За три года деятельности в университетской типографии Новиков опубликовал в

ней больше книг, чем вышло до него за 24 года ее существования. Из 448 названий книг,

изданных Новиковым, 290 книг светского содержания, остальные — духовное чтение, в

основном касающееся масонства. Продажа книг десятками тысяч проводилась не только в

Москве, но и в провинциальных городах и даже деревнях. Открываются первые публичные

библиотеки. Благодаря деятельности переводчиков, сочинителей, владельцев типографий и

книжных лавок, в России создавалось общественное мнение. В голодный 1787г. Новиков в

больших размерах оказывает помощь голодающим. Проникнутые масонскими идеями,

состоятельные люди отдавали свои средства Новикову для целей благотворительности и

просвещения.

С 1773 по 1775г. Николай Иванович издал 10 частей «Древней Российской

Вивлиофики». Позднее, в 1788-1791 гг., Новиков расширил издание до 20 частей. Успех

первого издания «Вивлиофики» был настолько велик, что аналогичное собрание источников

стала выпускать и Академия наук под названием «Продолжение Российской Вивлиофики»

(1786-1801; 11 частей). Новиков также напечатал «Книгу Большого чертежа», вышедшую в

первом издании под названием «Древняя Российская идрография» (СПб., 1773; второе

издание (1792) уже носило общепринятое название). В 1776 г. Новиков начал готовить к

изданию сборник исторических материалов — «Сокровища древностей Российских», но

книга в свет не вышла. Можно предположить, что он заменил ее другим изданием —

«Повествователь древностей Российских, или Собрание разных достопамятных записок,

служащих к пользе истории и географии Российской». Опубликованная им «История о

невинном заточении ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева» рассматривалась

общественностью как смелое оппозиционное выступление против Екатерины II,

отстранившей в результате дворцовых интриг от дел полководца П.А. Румянцева. В 1783-

1784 гг. Новиков выпускал «Прибавления» к «Московским ведомостям», в которых имелись

различные статьи по истории. Так, в 1784 г. была опубликована «История ордена иезуитов»,

продолжение которой было запрещено, а напечатанные экземпляры конфискованы. В 1788 г.

Новиков без указания типографии выпустил «Историю о страдальцах соловецких», издание

которой послужило одним из оснований для официальной мотивировки его ареста в 1792 г.

Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза.

В мае 1792 г. уже серьезно больной Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость

сроком на 15 лет.

Четыре с половиной года Новиков провел в крепости, был освобожден Павлом I в

первый же день его царствования. На свободу вышел дряхлый, старый и согбенный человек.

Он отказался от всякой общественной деятельности и до самой смерти (31 июля 1818г.)

прожил безвыездно в своем имении Авдотьино, заботясь лишь о нуждах и просвещении

своих крестьян.

Несомненно, что именно благодаря Н.И. Новикову в 80-х гг. XVIII в. произошел

определенный перелом не только в развитии отечественной литературы и общественной

мысли, но и в распространении и развитии исторических знаний. Еще В.О. Ключевский

назвал 1779-1789 гг. «новиковским десятилетием». Если до Новикова в Москве имелось

всего две книжных лавки, то к исходу столетия их насчитывалось два десятка, а их оборот

достигал огромной для того времени суммы 200 000 рублей. Николай Иванович установил

книготорговые связи Москвы со Смоленском, Тамбовом, Глуховом, Вологдой, Коломной,

Полтавой, Псковом, а несколько позже с Ярославлем, Казанью, Тулой, Богородицком,

Киевом, Симбирском, Тверью, Рязанью, Ригой, а также Архангельском. В результате

деятельности вольных русских типографий число ежегодно издаваемых книг с 1786 по 1790

г. увеличилось почти в три с половиной раза в сравнении с началом 60-х гг. Но это было не

столько следствием работы вольных типографий вообще, сколько новиковской

«типографической компании», организованной в Москве в 1784 г. Однако историческая

литература в издательской деятельности Н.И. Новикова занимала далеко не первое по

объему и значению место. Тем не менее, просветительская деятельность Новикова не только

отражала успехи в разработке русской истории, но и активно содействовала ей. Из его

типографий вышли произведения и материалы видных историков XVIII в., в том числе В.Н.

Татищева, М.М. Щербатова, Феофана Прокоповича, М.Д. Чулкова, И.И. Голикова,

«Размышление о греческой истории» Мабли в переводе и с Примечаниями А.Н. Радищева,

Н.Н. Бантыш-Каменского, Книга А.А. Засецкого и многие другие.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.