Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Народные предания как источник знаний о прошлом.



Народные предания являются важным источником, потому что отражают народные представления о самой ранней истории. У нас отражаются события о соседних племенах, народах. О том что обры славян пленили и обрам платили потом дань. Предание про Владимира красное солнышко. О садко, что он был в Новгороде. И под водой был. Эти предания связаны с реальными историческими событиями. Владимир защищал землю русскую от печенегов, строил укрепления. Формирование госу-ва, появление дружин это этап формирования военной аристократии. У всех народов есть героический эпос. Влади́мир I Святосла́вич — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. . В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», к его временам относится время подвигов трёх богатырей. Эпический образ князя Владимира в былинах — обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославича.

Новгород – большой торговый город, на юге такой торговли не было ладимир Красное Солнышко — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015) Креститель. В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горычыча. Тугарина, Идолища и т.п.). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.

В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) “почестен пир”, на нем наедаются, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.

Князь Владимир — хозяин , покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют Владимира “красным солнышком” и “ласковым князем”, и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным хтоническим силам, обычно существам змеиной природы (ср. мифы о Змее, пожирающем или грозящем пожрать Солнце), и “солярность” эпитета имени Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех - членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их.

Князь Владимир — глава и хозяин своей малой, княжеской семьи и всего богатырского круга. Былины не раз упоминают его жену Апраксию (Евпраксию, Опраксу, Апраксеевну и т.п.) — королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жены Владимиру (в этом же сюжете упоминается и ее сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своею мужа, гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда Владимир ссорится с богатырями, она поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними); в других случаях она оказывается “злой”, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В былине о Чуриле при дворе Владимира она так увлеклась красавцем-стольником, что загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи с библейским Иосифом Прекрасным); своего мужа князя Владимира она упрашивает сделать Чурилу постельником и т.п.

 

Вопрос № 11.

ПВЛ Историографическое содержание.

Одной из древнейших и популярнейших форм древнерусского литературного творчества было летописание. Возникнув в XI веке, оно продолжалось вплоть до XVIII. Древнерусские летописи сохранились в большом количестве списков и редакций.

Древнейший, дошедший до нас свод, имеет такое заглавие: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть". Этот свод в том или ином виде читается в начале практически любого позднейшего летописного сборника. Наиболее ценными являются два его древнейших списка. Один содержится в так называемом Лаврентьевском летописном своде 1377 г. Здесь он продолжен описанием преимущественно севернорусских событий вплоть до 1305 г., связанных с историей Суздаля. Другой список "Повести временных лет" читается в так называемой Ипатьевской летописи, написанной в 20-х годах XV в. и содержащей описание южнорусских событий в Киевской и Галицко-Волынской Руси вплоть до 1292 г. Более древние своды, предшествовавшие "Повести временных лет", до нас не дошли.

Этот памятник русского летописания привлекает внимание ученых начиная с XVIII века. Однако одним из главных вопросов был и остается сегодня вопрос о его литературной истории

Концепция Шахматова может быть сведена к четырем тезисам: 1) ПВЛ нельзя считать результатом работы одного только игумена Сильвестра, имя которого проставлено в заключающей ее Лаврентьевский список записи: он лишь переработал более ранний текст; 2) ПВЛ - многослойное литературное произведение, возникшее благодаря трудам нескольких поколений летописцев; 3) работа над ПВЛ началась еще в XI веке; 4) известная нам по Лаврентьевскому и Ипатьевскому спискам ПВЛ представляет собой свод других более ранних сводов XI-XII вв., которые не сохранились. Это повествовательное полотно состоит из двух частей - вступительной, без хронологических примет, и собственно летописной, согласованной с хронологией, то есть разделенной на погодные записи. Согласно Шахматову, Нестор-Летописец углубил и расширил историографическую основу своего рассказа, ипользовав многообразные литературные и устные источники и стремясь рассмотреть историю славян и Руси в контексте всемирной истории и промысла Божия о судьбах человечества.

Основная концепция ПВЛ: все события зависят от провидения, воли Бога (провиденциализм). Когда люди обращают свои помыслы к Бога – благоденсвие. В более поздних летописях – Княжеская власть дана самим Богом.

«Повесть…» замышлялась как труд именно исторический. В «Повести…» воспроизводятся две версии начала Руси: миграция славян и руси с верховьев Дуная из Норика по традиционному Дунайско-Днепровскому пути, и миграция славян, варягов и руси по Волго-Балтийскому пути. При этом само понятие «варяги» осмысливается трояко: как все население от Дании до Волжской Болгарии, как одно племя наряду с другими прибалтийскими, как совокупность прибалтийских племен.

Противоречия: выявлению источников сохранившихся летописных сводов помогают наблюдения над хронологическими нестыковками и противоречиями. Уже в «Повести…» помимо Константинопольской космической эры (5508 лет от Сотворения мира до Рождества Христова), имеется эра, Расходящаяся с Константинопольской на 4 года, а также «Антиохийская эра» (5500 лет). Ряд известий записаны по специфической «болгарской эре».

Для ПВЛ характерно стилистическое разнообразие. Это обусловлено принадлежностью отдельных летописных статей к той или иной жанровой форме. Стиль летописца отличается главным образом сжатостью, лаконичностью.

Большое внимание уделено в ПВЛ чудесным явлениям - прежде всего, в виде небесных знамений. Обычно они трактуются как знак, предвещающий беду и вместе с тем повод для опровержения суждений суеверных людей.

Летописец немало размышляет об источнике добра и зла считает. Добро, как и наказание людям за грехи, творится по воле Божией. Источником же вражды, измены и всяких недобрых дел являются козни дьявола.

 

Вопрос № 1.

Государственная школа

В русской историографии государственная школа сложилась в 40-е годы XIX века. Эта школа в рамках либерального направления сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Ее представители выступают как носители идей русского либерализма.

Государство рассматривалось ими как субъект и двигатель исторического процесса. Признание ведущей роли государства нашло отражение в теории «закрепощения и раскрепощения сословий», характеристике государства как органа внесословного и внеклассового. Гражданская история стала основным предметом русской историографии. Ученые государственной школы рассматривали историю как науку самопознания.

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) Основные труды: «Взгляд на юридический быт древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории» и др. Он проходил из старинного, но не богатого дворянского рода. Получил домашнее воспитание. Он окончил юридический факультет первым кандидатом права. Почти десять лет Кавелин служил в Министерстве внутренних дел и канцелярии Комитета министров. Теория: целостность и единство исторического процесса, постепенное изменение вследствие внутренних причин, взаимосвязь всех явлений и процессов. Явления истории связанны между собой, вытекают одно из другого.

История России он, писал он, являет с половины 9 до 18 в. изменение форм государственного быта, суть которых в постепенном упадке родственных отношений и развитии государственных, а также развитии личности.

Основы государственности лежат в первоночальном быту и обстоятельствах, в которых он развивается, т.е. в кровном, родственном быте «русских славян». Содержание русской истории Кавелин представлял как переход от родовых отношений к вотчинным (семейным) и государственным (личностным). Т.о. государство являлось результатом исторического развития, высшей формой общественного образования, при которой создаются условия для духовного и нравственного развития всего общества. Первейшей задачей истории он поставил изучение истории государства, его правовых норма и институтов.Факт образования государства для Кавелина является наиважнейшим моментом русской истории. Это результат, с одной стороны, естественного, закономерного хода развития общества, с другой – воплощения основной идеи исторической жизни русского народа, проявления его духовной силы.

КП возникло из домашней власти и развивалось по ее образцу, поддерживалось не насилием, а сознанием. Крепостной не раб, а тот кого нужно наставлять. Суть политической систему России – это сильная централизованная власть, самодержавие. В основе его лежал патриархальный быт. Если быт определяет содержание общественного развития, то «двигает» его личность.

Первое проявление мысли о достоинстве человека и человеческой личности Кавелин связывал с принятием христианства, которое признало нравственное и умственное развитие человека с целью жизни всех народов. Петр великий царь. Творец новой Р.

Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) из старинного дворянского рода, получил хорошее домашнее. Проф. Мгу. Исторический процесс Чичерин представлял как смену общественных союзов, постепенно возводящих человеческое общество к установлению «нравственно-юридически целого», примиряющего все области духа, - государству.

Он выделял три ступени в развитии общества.

1) патриархальный быт. В основе его кровное родство. Люди связаны общим происхождением. При развитии личности кровные связи постепенно теряют свое значение и общественное образование разрушается

2) гражданское общество (средние века). Основывается на началах свободы личности и частного права. Общественные связи опирались на вотчинное право землевладельца, либо свободный договор, либо личное порабощение одного лица другим.

3) создание высшей формы общественного союза – государство.

Но у России свои особенности:

1) специфика природно-географических условий: безграничные степенные простраства, отсутствие естественных преград, однообразие природы, малочисленность населения, рассеянность его по равнине.

2) восточные славяне не имели такого источника развития правовых и гражданских институтов, как Западная Европа в лице Рима. Они были оторваны от древнего образованного общества.

Государство. Государства и на Западе, и в России появились одновременно, при переходе от Средних веков к Новому времени. Большую роль в образовании государства Чичерин отводил внешнему фактору, татаро-монгольскому игу. 3 процесса в образовании государства: 1) приведение в статическое состояние государства на Руси 2) собрание земель 3) сосредоточение власти в руках князя

Община.Гос. власть, полагал он, не только являлась создателем сословий в России и их корпоративных организаций, но и современной ему сельской общины. Особенностью исторического развития России является образование государства сверху, его крайняя централизация, решающая роль правительства в организации общественной жизни, что нашло свое отражение в закрепощении сословий, создании сельской общины, формировании русского народа.

 

 

Вопрос № 17

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.