Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Накопление исторических знаний в 13-15 веке.



О монголо-татарском нашествии на Русь остались отрывочные современные записи, в которых не всегда осознавались причины и последствия страшных разорений и опустошений. В позднейших сказаниях вроде «Повести о разорении Рязани Батыем» появятся герои сопротивления, но это будет тогда, когда призыв к борьбе мог быть услышан. Киев после разорения надолго выпадал из поля зрения летописцев северо-восточной Руси.

В 14-м веке летописание продолжается в Новгороде, зарождается в Твери и Москве. Но древнейший текст тверской летописи – Рогожский летописец, сохранившийся в списке сер.15 в. Оставляет впечатление подготовительных материалов для свода. В 14 в. В Москве велось летописание. В 1382 году после нашествия Тохтамыша многие книги и записи были сожжены. Даже первоначальной записи о Куликовской битве мы не имеем. «Сказание о мамаевом побоище» возникло в 15-м веке, точная дата не известна. Первичный текст его не уцелел, его заменяли воспоминания и переделки. Большинство сохранившихся списков летописей относится к 15-16 веку. В середине 15 века Русь стояла как витязь на распутье. Всплеск летописания приходится на 1540-е годы, когда Русь выбирала каким путём идти. Это касалось и межкняжеских отношений и отношений внутри церкви. После флорентийского собора на Руси резко возросло стремление к автокефалии. Одним из наиболее спорных вопросов в историографии является вопрос о создании Николаевской летописи, древнейший список которой относится к 1520 г. Летопись привлекает даже фольклорный материал.

К 40-м годам 15 в. Ведёт большой и тонкий сюжет летописи, в котором осуждается Василий Дмитриевич за отход от линии Дмитрия Донского и митрополита Алексея. Речь идёт о пролитовской ориентации зятя Витовта. Редакция летописи начала 16 века так же существовала. Киноварные заметки на полях Симеоновской летописи (кон. 15 в.) касавшиеся преимущественно Рязани указывают на связь с Рязанью.

Московское летописание заметно поднимается в 70-е годы 15 в. В условиях объединения земель вокруг Москвы. Идея единства княжеского рода от Киева через Владимир к Москве будет активно эксплуатироваться в публицистике конца 15 –нач. 16 в.

Спиридон-Савва написал «Послание» в котором доказывал родство Рюрика с Августом. Другой сюжет в этом сочинении – получение Мономахом В. От Константина Мономаха царских регалий унаследованных от римских цесарей.

После падения Константинополя появились повести о крушении Византии. «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера. В рамках повестей о падении Константинополя складывалась концепция Москва – третий Рим, в условиях мистического всплеска конца 15 в. Связанного с ожиданием конца света в 7000 году (1492) В 1499 г. Была переведена на славянский язык библия.

Вопрос № 13.

А.М. Курбский.

Андрей Михайлович Курбский (1528—1583) — князь, известный политический деятель и писатель. Происходил из смоленско-ярославской линии Рюриковичей, той её части, что владела селом Курба.

На 21-м году он участвовал в 1-м походе под Казань; потом был воеводой в Пронске. В 1552 г. он разбил татар у Тулы, причём был ранен, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и, вместе с младшим братом, проявил выдающуюся храбрость. Через два года он разбил восставших татар и черемисов, за что был назначен боярином. Мнения о Курбском, как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально противоположны. Одни видят в нём узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия.

 

По убеждению других, Курбский — умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Его называют первым русским диссидентом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.