В 17 в. Хар-р гос-го летописания изменяется и оно в основном становится частным делом отдельных авторов. В некоторой степени летописание сохранилось в Новгороде, Пскове, монастырях. Летопись в Москве уже не удовлетворяла запросов жизни. Потребность в исторических справках, архивах, отдельных приказах диктовала новые формы исторических произведений. Создаются обзоры русской истории воспитательного и учёного хар-ра.
В 17 в. Утверждаются исторические повести, хронографы, и степенные книги, создаются сложные компиляции («Латухинская степенная книга», «Новый летописец»).
Смута вызвала подъём исторической мысли и появилось огромной кол-во исторических произведений, повестей. В них сохранился летописный способ изложения. Самая ранняя повесть о смуте 1606 г. В составе «Иного сказания» полностью сохранила летописную точность и хронологическую последовательность изложения.
Во 2-й четверти 17 века интерес к летописям вновь возрастает. Возникают такие произведения как «Новый летописец» - своего рода рассказ, составленный за один приём. Летописание сохраняется по областям, монастырям и всё больше переходит в частные руки. Развивается городское летописание. В последней четверти 17 в. Происходит эволюция русского летописания. Помимо Свода 1652 г. Исторических компиляция и сводов 70-90-х годов 17 в. Были созданы оригинальные летописи, посвящённые древним и современным событиям – Мазуринский летописец, Летописец 1686.
Во второй половите XVII в. центром науки и просвещения Восточной Европы стала Киево-Могилянская Академия. Уникальное учебное заведение славилось своими демократическим и вольнолюбивыми традициями. Бесплатное обучение, выборность ректора, профессоров и всесословность учащихся способствовали ее популярности в международных масштабах.
Именно здесь была написана первая и самая популярная в конце 17-18 I вв. учебная книга по русской истории «Синопсис». Слово «синопсис» означает «общий взгляд», т.е. «краткий обзор», в данном случае «Обозрение Российской истории. Действительно автор излагает русскую историю на 200 маленьких страницах печатного текста, притом в легкой литературной форме. Эти качества обеспечили «Синопсису» невероятную популярность у тогдашнего читателя. С 1672 по 1836 г. выпало 30 изданий «Синопсиса». Читателями были государственные деятели, дипломаты, ученые, крестьяне и особенно мещане. По «Синопсису» изучал русскую историю М.В. Ломоносов.
Традиционно авторство приписывается архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю. Однако следует отметить, что в средневековой Руси среди духовных лиц был распространен обычай творить анонимно «по благословению и во славу Божью». Именно поэтому авторы большинства произведений того времени, иконописи., зодчества, литературы и истории нам неизвестны. По мнению исследователей «Синопсиса» (А.С. Лаппо-Данилевского), И. Гизель был скорее цензором, редактором и публикатором изданий в типографии Киево-Печерской лавры. Протестант, крестившийся в православие и принявший в Киеве постриг, крупный политический деятель И. Гизель был духовным писателем философско-схоластического направления, читал курс философии. Иннокентий Гизель был представителем украинской церковно-феодальной верхушки, что не могло не повлиять на его отношение к ряду событий прошлого, на трактовку отношения украинской истории к московской, отношения истории Киева к истории Москвы. Кроме того, Гизелю необходимо было поддерживать нормальные отношения с Москвой и сохранять отношения с духовенством Правобережной Украины. В «Синопсисе» он обошел все те вопросы, которые неизбежно вели к вскрытию противоречий в украинской и московской позициях. Накануне заключения «Вечного мира» (1686 г.) он сформулировал идею об общности славянских народов, на примере Киева показал переплетение их исторических судеб, подчеркнул предопределенность воссоединения и призвал к совместным действиям России и других славянских стран в борьбе с османскими завоевателями. Более того, автор специально ввел в содержание описание Чигиринских походов, чтобы показать, как можно реализовать идею общности и предотвратить дальнейшие захваты турками славянских территорий.
Отдельного упоминания заслуживает отношение автора к историческим источникам. В основе методики работы И. Гизеля лежала компилятивность.
В 17 веке возникает особая литра о Сибири – исторические, географические описания. Первые сибирские летописи отличаются большой пышностью слога, риторическими оборотами, вымышленными диалогами и содержат описание Сибири, торжественное введение и заключительную часть о торжестве христианства в Сибири, которая была раньше местом «вогнеждения» зверей и «водворения» сиринов, а стала прибежищем христианства. Особое место в Сибирских летописях занимает прославление Ермака и его казаков. Основная цель Строгановской летописи — доказать участие Строгановых в покорении Сибири.