Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Н.М. Карамзин «Записка». (1766-1826)



Свою историко-политическую программу Карамзин изложил во всей полноте в записке царю «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», поданной в 1811 г. Александру 1 в качестве дворянской программы и направленной против реформ Сперанского.

Карамзин ставил своей задачей доказать, что никаких преобразований проводить в стране не нужно, что они вредны для России и что «Россия раньше и теперь спасается лишь самодержавием».

Российское единодержавие – таков первый элемент историко-политической концепции Карамзина.

Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в “Записке” содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

С точки зрения Карамзина, самодержавие представляет собой “умную политическую систему”, прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была “великим творением князей московских”, начиная с Ивана Калиты. Система эта возникла в результате синтеза автохтонной политической традиции “единовластия”, восходящей к Киевской Руси и некоторых традиций татаро-монгольской ханской власти + сознательное подражание политическим идеалам Византийской империи.

Возникшее в условиях тяжелейшей борьбы с татаро-монгольским игом самодержавие было безоговорочно принято русским народом, поскольку не только ликвидировало иноземную власть, но и внутренние междоусобицы.

Вся система государственных и общественных институтов была, по Карамзину, “излиянием монаршей власти”, монархический стержень пронизывал всю политическую систему сверху донизу.

Православная церковь играла исключительную роль в данной системе. Она являлась “совестью” самодержавной системы, задающей нравственные координаты для монарха и народа в стабильные времена. Карамзин подчеркивал, что власть духовная действовала в тесном союзе с властью гражданской и давала ей религиозное оправдание.

Карамзин придерживался традиционно-консервативных взглядов на крепостное право; отмену его он связывал с отдаленным будущим, когда просвещение окажет на крестьян благотворное влияние, и они получат свободу, не подвергая существующий порядок вещей сотрясениям.

Карамзин пишет во введении: «История как морское плавание, император ведет корабль. Эта книга учит как правильно вести корабль». В полном виде записка опубликована в 1991 г. В первой части «Записки» автор делает краткий обзор истории России — от ее возникновения до царствования Павла I включительно.

Утрата единовластия в удельный период повлекла огромной важности перемены. В удельный период «народ утратил почтение к князьям, а князья —любовь к народу»; «удивительно ли, что варвары покорили наше отечество». Карамзин отмечал два результата татаро-монгольского ига: отрицательный —«Земля русская сделалась жилищем рабов»; положительный —под эгидой татаро-монгольского созревали условия для освобождения от их ига и восстановления единовластия. Историческое обоснование монархии дополняется историческим обоснованием дворянских прав и привилегий, притом именно родовой знати, аристократии. «Без монарха – нет дворянства, без дворянства – нет монарха».

Петр 1 исказил ход русской истории, изменил национальному началу, подорвал моральное влияние русского духовенства. Критической оценке подверг Карамзин и все последующие царствования. Говоря о монархах, царствовавших вслед за Петром, историк обязательно подчеркивал, обладали ли они чертами правителей-тиранов.

При Екатерине II самодержавие смягчилось, исчезла тирания. Но при ней В страну хлынули чужеземцы, двор забыл русский язык, расцветал разврат, непомерная роскошь приводила к разорению дворян. Отношение историка к Павлу I резко негативное и, прежде всего, за пренебрежение к дворянам, за унижение, которому он их подвергал.

В Записке в четкой, сжатой, продуманной до мелочей форме, изложена историческая концепция Карамзина, его взгляды на прошлое Отечества с древнейших времен вплоть до Отечественной войны 1812 года. И в этом отношении Записка дополняет его «Историю», доведенную лишь до событий Смутного времени.

 

Вопрос № 23

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.