Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С.М. Соловьев. Публичные чтения о Петре Великом



Родился в семье священника 3 мая 1820 г. Умер 4 октября 1879 г. Уникальные способности, исключительная память. За жизнь написал более 1000 печатных листов. Обладал историческим чутьем. Был человеком, отстраненным от жизни. Поздно женился. У него было 12 детей.

В 1833 году Сергей Соловьев был зачислен в 3-й класс Первой московской гимназии. Здесь он становится первым учеником по успеваемости, а любимыми его предметам были история, русский язык и словесность. В 1838 году Соловьев окончил гимназию с серебряной медалью и по выпускным экзаменам был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета. Среди профессоров, оказавших наиболее сильное влияние на Соловьева, следует отметить историка Погодина. Он познакомил Соловьева со своим богатейшим собранием рукописей.

Написал 29 томов, издавал их каждый год. В 27 лет стал профессором Московского университета. Гостей не принимал, не любил студентов. Ходил на богослужениях. Задумал «русскую историю» (книгу как энциклопедию русской истории, начало – генезис славянских племен до царствования XIX в.). Все великие ученые обладали образным мышлением. Соловьев обладал интуицией. Считал, что история – процесс. Говорил, что не нужно делить историю, а наоборот показывает целостность.

Публичные чтения о Петре. В 1872 – 200 – летие со дня его рождения, состоялись публичные чтения, лекции посвящались изменениям, произошедшим в России в конце 17-начале 18 вв., они обусловлены внутренними причинами. Это естественные перемены, это не скачок, это необходимые эволюционные изменения, т.к. история не делает прыжков, как говорил Соловьев. Но история делает политические прыжки, но вперед прыжков не было никогда. Для Соловьева реформы Петра 1 – положительные. 11 лекций и биография Петра, хотя они не был любитель биографий.

В Москве к петровскому юбилею готовились загодя. Организаторы торжеств, желая подвести столичную публику к славному событию, предложили Соловьеву выступить перед широкой аудиторией с лекциями об эпохе Петра 1: бесплатные публичные чтения в Колонном зале Благородного собрания, куда вмещалось до 3-х тысяч человек. Обращение к знаменитому историку выглядело вполне естественным. Он был, бесспорно, общепризнанным главой русской исторической науки, крупнейшим специалистом в области новой русской истории, знатоком деятельности Петра 1 и петровских преобразований.

Первая лекция состоялась 6 февраля, последняя, двенадцатая – 14 мая 1872 г. Читались лекции по воскресеньям, как правило, вечером, в переполненной аудитории. Около 3000 человек. На лекцию стеклось почти все высшее общество Москвы».

Чтения Соловьева производили на публику глубокое впечатление, о чем корреспондент «Всемирной иллюстрации» писал: «Грандиозная личность Петра восстает в воображении во всей ее жизненной красоте, и в душе поднимается гордое сознание, что ни у одного народа не было такого великого человека».

Он вложил все силы души, все мастерство лектора в публичные чтения о Петре, создал законченное исследование, которое может служить образцом композиции исторического труда.

Главная мысль «Публичных чтений о Петре Великом» - утверждение созидательной, творческой роли государственного начала в русском прошлом и настоящем. Соловьев верил в возможность существования в России «народного» государства, крепость которого определяется силой государственной власти. Для него Петр 1 – «народный царь», «великий учитель народный», «царь-работник», его преобразования – «народное дело». Исторический материал служил Соловьеву для обоснования тезиса о единстве интересов народа и государства, о благодетельности для России сильной самодержавной власти, понимаемой как явление надсословное, надклассовое. Слушатели историка не только знакомились с эпохой Петра 1, но и подводились к убеждению в необходимости для современной России крепкой власти.

Крепкой, но либеральной, созидающей. Здесь глубинное содержание «Чтений о Петре Великом», работы, где исторические взгляды ученого наиболее тесно переплелись с его общественно-политическими воззрениями, где отчетливо высказались фундаментальные положения государственной школы. Спор о Петре – всегда современен, и дело заключалось в том, что пореформенная действительность разочаровала Соловьева. Преобразования 6о-х гг. не стали вровень с петровскими потому, что Александр 2 не ровня Петру 1. В разладе виновато правительство с его недостатком «правительственной мудрости». Виноват Александр 2, который обнаружил слабость, отсутствие личных качеств, необходимых реформатору.

Чтения о Петре Великом» подводили итог тридцатилетним размышлениям историка.

 

Вопрос № 2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.