Итак, мозг человека изменчив и изменяем. Кроме того, это сложная и многоплановая структура, разные отделы которой отвечают за различные функции: одни за память, другие за владение речью, третьи за эмпатию и т. д.
Это крайне важно учитывать при приучении ребенка к дисциплине. Когда ребенок выходит из себя или делает что-то, что нам не нравится, мы можем апеллировать к разным частям его мозга – к разным зонам, каждая из них – со своей функцией, причем в зависимости от реакции родителя будет возбуждаться та или иная нервная цепь. От того, какая зона мозга активизируется, зависит, каким будет результат.
Давайте вернемся к высшему и низшему мозгу. Когда ребенок скандалит, к какой части его мозга лучше обратиться? К примитивной? Или к более развитой и способной к логическому мышлению, состраданию и самопостижению? До какого мозга ребенка мы пытаемся достучаться: до низшего, реакции которого не отличаются от реакций рептилии – атака и защита, – или до высшего, умеющего восстанавливать внутреннее равновесие, решать проблемы и даже извиняться за ошибки? Ответ очевиден. Мы хотели бы активировать высший мозг, а не запустить реакцию первобытного низшего. Тогда более развитые зоны коры, приняв участие в коммуникации, помогли бы взять под контроль нижележащую подкорковую область.
Если в качестве дисциплинарного воздействия мы прибегаем к угрозам – открыто выраженным словами или проявляющимся в интонациях, позе и выражении лица, – то возбуждаем в импульсивной древней части мозга ребенка структуры, отвечающие за защитную реакцию. Фактически мы дразним ящера, чего делать не стоит, поскольку обычно это приводит к повышению градуса эмоций как у родителя, так и у ребенка. Когда ребенок закатывает истерику в магазине, а вы, нависнув над ним и тыча в него пальцем, шипите сквозь зубы: «Уймись сию секунду!» – вы дразните рептилию. Вы запускаете реакцию низшего мозга, что не влечет за собой ничего хорошего ни для кого из участников конфликта. Ребенок реагирует на язык вашего тела и на слова как на угрозу , вследствие чего инстинктивно активизируется нервная цепь, отвечающая за простейшие биологические реакции выживания во враждебной среде: драться, спасаться бегством, замереть или притвориться мертвым. Низший мозг ребенка перехватывает управление, а его поле деятельности – это моментальный реактивный отклик, а не всесторонний анализ имеющихся альтернатив и осмысленное взаимодействие с окружением. Мышцы ребенка могут напрячься – тело инстинктивно готовится к самозащите, чтобы при необходимости взорваться яростной атакой. Или же он кинется спасаться бегством, а может, застынет. Все это базовые реактивные формы поведения, диктуемые низшим мозгом. При этом мыслящая, рациональная, способная к самоконтролю нейронная сеть высшего мозга отключается, на время становясь недоступной. В этом вся суть: невозможно одновременно находиться на верхнем и нижнем этажах. Активизируясь, нижний мозг на время отсекает высший.
В такой ситуации можно обратиться к более совершенному высшему мозгу ребенка и дать ему возможность вернуть контроль над импульсивным низшим. Проявите уважение к ребенку, отнеситесь к нему с подлинной эмпатией, продемонстрируйте готовность к сотрудничеству и взаимному обсуждению ситуации, и вы подадите сигнал – «угрозы нет». Тогда «рептильный» мозг сможет «расслабиться». Таким образом, вы активизируете надстройку, в том числе исключительно важную префронтальную кору, отвечающую за хладнокровное принятие решений, контроль эмоций и импульсов. Именно так человек переходит от реактивности к восприимчивости. И этому мы должны научить детей.
Итак, вместо того чтобы в ярости требовать от пятилетнего ребенка уняться, помогите ему успокоить и деактивировать низший мозг и вновь ввести в действие высший. Мягко привлеките его к себе, дайте почувствовать свою близость и внимательно выслушайте, чем он расстроен. (Если вы находитесь в общественном месте и поведение ребенка мешает окружающим, возможно, придется прежде всего вывести его оттуда.)
Исследования доказывают, что обращение к высшему мозгу более продуктивно, чем активация низшего. Например, по нашим наблюдениям, если показать человеку фотографию рассерженного или испуганного лица, у него в низшем мозге активизируется амигдала, или мозжечковая миндалина, – источник быстро возникающих и проявляющихся сильных эмоций, прежде всего злости и страха. Одна из главных задач амигдалы – всегда быть начеку и подавать сигнал тревоги, как только нас что-то напугает, чтобы мы могли быстро отреагировать каким-то действием. Что любопытно, человеку достаточно просто взглянуть на изображение злобного или испуганного лица, чтобы мозжечковая миндалина возбудилась. Даже если демонстрировать фотографию совсем недолго, так, что испытуемый не успеет осознать, что именно он видел, его подсознательная, инстинктивная эмоциональная реакция заставляет амигдалу возбудиться.
Еще более интересное наблюдение: если испытуемым предлагалось определить эмоцию изображенного на фото человека – страх это или злость, – активность мозжечковой миндалины сразу же снижалась. Почему? Потому что часть высшего мозга – вентролатеральная префронтальная кора – принималась за работу, анализируя информацию, благодаря чему мыслящий, аналитический мозг брал управление на себя и успокаивал перевозбужденные нижние зоны, которые до сих пор доминировали, предопределяя переживания и реакции человека. Это классический пример применения стратегии «назови, чтобы укротить», которую мы подробно рассматривали в книге «Воспитание с умом». Достаточно было назвать эмоцию, чтобы уровень страха или агрессии снизился. Так высший мозг приводит в спокойное состояние низший, и такой навык будет востребован всю жизнь.
Этого мы и хотим для наших детей, когда они выходят из себя, – помочь им активизировать высший мозг. В его префронтальной части есть нервные волокна-«миротворцы», способные утихомирить нижние отделы мозга. Главное – развить их у наших детей и активировать в стрессовых ситуациях, сначала установив с ребенком эмоциональный контакт, а затем перенаправив его энергию и внимание. Мы хотим, чтобы у наших детей выработалось умение успокаивать разбушевавшуюся эмоциональную бурю и анализировать свои внутренние побуждения.