Казалось бы, в этом нет никакого откровения. Однако способность мозга меняться имеет колоссальные последствия для каждого из нас, и на знание этого факта должны опираться все наши действия по отношению к детям, в том числе и приучение их к дисциплине.
Мозг ребенка можно сравнить со строящимся домом. Его нижний этаж – стволовая часть и лимбическая система – в совокупности образуют нижние отделы головного мозга, так называемый древний, или примитивный, мозг. Эти отделы располагаются у каждого из нас в черепе примерно от уровня переносицы вниз до начала шеи, причем ствол мозга хорошо развит уже на момент рождения. Низший мозг относительно примитивен, поскольку отвечает за чисто биологическое функционирование организма: сильные простые эмоции, инстинкты, в том числе инстинкт защиты потомства, и базовые функции, например дыхание, регуляция фаз сна и пищеварение. Именно этот мозг дает одно– или двухлетнему ребенку команду швырнуть в вас игрушку либо укусить, если не удалось добиться своего. Это источник нашего реактивного поведения, девиз низшего мозга: «Готовьсь! Целься! Пли!» – причем «целься» и «пли» зачастую сливаются в одно действие. Именно нижние отделы головного мозга Нины активировались, когда она узнала, что не мама отвезет ее в детский сад.
Если у вас есть дети, вы прекрасно знаете, что древний мозг, отвечающий за базовые простейшие функции, активен и отлично развит даже у новорожденного ребенка. А вот высший мозг, отвечающий за более сложное мышление, на момент рождения сильно недоразвит и начинает расти и развиваться в младенчестве и детстве. Эти эволюционно молодые отделы мозга представляют собой кору больших полушарий – самый верхний слой мозга, начинающийся непосредственно за лобной костью и заполняющий верхнюю часть черепа вплоть до затылка. Он словно купол накрывает нижний этаж, наш древний мозг. Возможны также аналогии с деревом, имеющим ствол, покрытый корой. В отличие от примитивного низшего мозга, нагруженного рудиментарными функциями, кора отвечает за широчайший спектр процессов высшей нервной деятельности: мышление, сложные переживания и социальные навыки, – что позволяет нам жить гармоничной полноценной жизнью и поддерживать здоровые взаимоотношения с окружающими.
Благодаря высшему мозгу мы можем:
• осмысленно принимать решения и планировать;
• контролировать свое тело и эмоции;
• понимать себя и других;
• демонстрировать психологическую гибкость и адаптивность;
• проявлять эмпатию;
• регулировать свое поведение, руководствуясь моральными принципами.
Именно эти качества мы стремимся укрепить в наших детях, а для этого необходим хорошо развитый высший мозг.
Однако для того чтобы высшие отделы головного мозга достигли полного развития, требуется время – и немалое. Не хочется вас огорчать – особенно если именно сегодня ваш 12-летний разгильдяй в третий раз за неделю забыл дома тетради, – но высший мозг человека полностью формируется лишь годам к 25. Это, конечно, не значит, что в более раннем возрасте мы не способны к высшим формам нервной деятельности. Просто нужно знать, что мозг ребенка развивается, а мозг молодого человека проходит перестройку, меняя базовые структуры коры, сформировавшиеся в первые 10–12 лет жизни. Дэн подробно рассказывает об этих процессах в своей книге «Мозговой штурм» (Brainstorm), посвященной юношескому периоду и адресованной молодежи. Зная, как устроен и развивается мозг, вы поможете своим детям, маленьким и постарше, изменить подход к учебе и поведению. Зная, как работает мозг, можно сознательно управлять им в таких сферах, как сосредоточение внимания, мышление, чувства, общение, обеспечивая его полноценное и здоровое развитие на протяжении всей жизни.
В целом же нужно понять, что, как бы мы ни хотели, чтобы дети всегда вели себя зрело и сознательно, демонстрируя безотказное логическое мышление, уравновешенность и незыблемые моральные принципы, – они попросту не способны на это в силу возраста. Во всяком случае, не всегда способны. Утешая пятилетнюю младшенькую, которой чуть не угодила в глаз резиновая пулька из игрушечного пистолета, мы вопрошаем незадачливого девятилетнего стрелка: «О чем ты только думал?»
И что же он отвечает? «Не знаю» или «Ни о чем» . И, скорее всего, это чистая правда. Высшие отделы его мозга не участвовали в выборе в качестве мишени глаза младшей сестры. Точно так же, как ее высший мозг молчал вчера, когда она устроила скандал на дне рождения двоюродной сестры, требуя, чтобы празднование перенесли со двора в дом, потому что у нее на коленке ссадина, и она не хочет, чтобы туда попал песок. Вывод прост: каким бы смекалистым, отзывчивым или благоразумным ни был ребенок, несправедливо требовать от него, чтобы он всегда вел себя безупречно или безошибочно отличал хорошее от плохого. Это даже взрослым не под силу!
Понять, как происходит постепенное развитие отделов коры головного мозга можно на примере одной его области – правого височно-теменного стыка.
Особая роль этой зоны заключается в том, что благодаря ей мы можем понять, что творится в голове другого человека. Когда мы рассматриваем ситуацию или проблему с точки зрения другого, правый височно-теменной стык активизируется и взаимодействует с зонами префронтальной коры, расположенными сразу за лобной костью, фактически наделяя нас даром эмпатии. Вместе эти области мозга позволяют нам как бы заглянуть в мысли другого человека, да и в свои собственные. Чтобы развить такую способность постижения и самопостижения у детей, нужно побуждать их проявлять понимание, эмпатию и этический подход. Огромное влияние способности к эмпатии на нашу духовную и социальную жизнь очевидно. Она помогает нам снисходительно отнестись к неудачным действиям ближнего, если им двигали добрые намерения, дать кредит доверия человеку, в благородных мотивах которого мы уверены.
У ребенка еще только оформляются и совершенствуются зоны высшего мозга, в том числе правый височно-теменной стык и лобные доли коры. Соответственно, во многих случаях он не способен воспринять чужие мотивы и намерения в конфликтной ситуации. Его нравственные суждения неизбежно упрощены – вот черное, вот белое, – причем особой отчетливостью и конкретностью отличается все, что связано с представлениями о справедливости. Скажем, Нину нисколько не занимает контекст конфликтной ситуации – то, что Верина школа находится по дороге на мамину работу. Это факт, он апеллирует к логике и для нее ничего не значит. Все, что ее волнует, – сестра уже ездила с мамой вчера, а значит, будет справедливо, если сегодня с ней поедет она, Нина. Чтобы увидеть ситуацию глазами дочери, Лизе нужно было вспомнить, что Нина воспринимает происходящее далеко еще не развитым высшим мозгом, не всегда способным учесть объективные обстоятельства.
В следующих главах мы объясним, что взрослые, задействуя определенные отделы собственного мозга для понимания причин детского поведения, тем самым показывают детям, как это делается. Приобретаемая способность к постижению и самопостижению составляет фундамент эмпатии и понимания, нравственности и сострадания. Это основа социального и эмоционального интеллекта, и мы можем продемонстрировать детям, как он работает, направляя в нужную сторону развитие их изменчивого мозга.
В общем, родитель в любой ситуации – в особенности когда дело касается дисциплины – должен приложить максимум усилий, чтобы понять точку зрения ребенка, учесть его уровень развития и реальные возможности. Таким образом мы задействуем собственную способность к постижению, пытаясь узнать, что творилось в голове ребенка, когда он совершал какой-то поступок. Нужно также помнить, что объективные возможности конкретного ребенка зависят от обстоятельств и он может вести себя иначе, если устал, голоден или испытывает эмоциональную перегрузку. Осознав, что головной мозг изменчив и у ребенка любого возраста он еще только формируется, вы сможете по-настоящему слышать своих детей, проявлять больше понимания и сочувствия и гораздо лучше понимать, почему они срываются и не могут с собой совладать. Несправедливо требовать от детей решений, которые невозможно принять без полностью развитого, безупречно функционирующего мозга, а также взрослого взгляда на происходящее.
Вспомните краткий список задач высшего мозга. Это похоже на реалистичное описание качеств какого бы то ни было ребенка? Понятно , что мы хотели бы, чтобы наши дети проявляли эти качества всегда и во всех обстоятельствах. Какой родитель не был бы рад иметь ребенка, планирующего свои действия и принимающего взвешенные решения, контролирующего свои эмоции и тело, способного к гибкости, эмпатии и самоанализу и руководствующегося во всех своих действиях высокоразвитым нравственным чувством? Но это невозможно. Во всяком случае, возможно не всегда, а с учетом возраста и индивидуальности ребенка – пожалуй, лишь изредка.
Может ли это служить оправданием плохого поведения? Должны ли мы сделать вывод, что на дурные поступки лучше просто не обращать внимание? Ни в коем случае! В действительности тот факт, что мозг ребенка развивается, – это еще одна причина установить четкие границы дозволенного и объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Поскольку высший мозг, устанавливающий внутренние поведенческие ограничения, функционирует у ребенка далеко не безупречно, необходимы внешние ограничения. И не приходится сомневаться в том, кто должен их устанавливать: разумеется, родители и другие взрослые, заботящиеся о ребенке, – они должны донести до него, как нужно себя вести и какого поведения от него ожидают. Мы должны способствовать развитию высшего мозга ребенка – и всех навыков, за которые он отвечает, – порой выступая в качестве своего рода внешнего высшего мозга, совместно с ребенком совершенствуя его поведение и принимая решения, которые он пока не способен принять самостоятельно .
Вскоре мы поговорим об этом подробнее и предложим практические рекомендации по претворению этой идеи в жизнь. А пока просто запомните: мозг ребенка меняется и развивается, поэтому мы должны соответствующим образом корректировать свои ожидания и помнить, что эмоциональные и поведенческие проблемы естественны. Безусловно , это не отменяет необходимости учить ребенка вести себя как должно и требовать от него такого поведения. Но при этом никогда нельзя забывать об изменчивости и потребностях формирующегося детского мозга. Осознав и приняв этот базовый факт, мы сможем гораздо более разумно и чутко, уважая личность ребенка и укрепляя взаимоотношения с ним, откликаться на любую проблему, требующую решения.