Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДУШИ НАРОДА



Элементы, из которых образуется цивилизация, составляют внешниепроявления души создавших их народов. Важность этих различных элементовразнообразится от одного народа к другому. Искусство, литература,учреждения и т.д. играют у разных народов различную роль. Примеры,представляемые в древности египтянами, греками и римлянами. Различныеэлементы цивилизации могут иметь эволюцию, совершенно независимую от общегохода этой цивилизации. Примеры, представляемые искусством. Что онопередает. Невозможность найти в какомнибудь одном элементе цивилизациимерило ее уровня. Элементы, обеспечивающие превосходство какому-нибудьнароду. Элементы, (; философской точки зрения, очень низкие, могут бытьочень важными с общественной точки зрения. Различные элементы: язык, учреждения, идеи, верования, искусство,литература, из которых образуется цивилизация, должны быть рассматриваемыкак внешнее проявление души создавших их людей. Но, смотря по эпохам ирасам, важность этих элементов как выражения души какого-нибудь народа оченьнеодинакова. Трудно в настоящее время встретить книгу, посвященную произведениямискусства, в которой бы не повторялось, что они верно передают мысль народови служат наиболее существенным выражением их цивилизации. Без сомнения, часто бывает и так, но не достает еще многого для того,чтобы это правило было абсолютным и чтобы развитие искусства соответствоваловсегда интеллектуальному развитию наций. Если есть народы, для которыхпроизведения искусства составляют самое важное выражение их души, то есть, всвою очередь, другие, очень высоко стоящие на лестнице цивилизации, укоторых искусство играло только очень второстепенную роль. Если быпредстояло написать историю цивилизации каждого народа, принимая во вниманиетолько один ее элемент, то этот элемент должен был бы разнообразиться отодного народа к другому. Одни народы давали бы возможность лучше узнатьискусство; другие политические и военные учреждения, промышленность ит.д. Этот пункт важно установить с самого начала, потому что он нам даствозможность позже понять, почему различные элементы цивилизации, передаваясьот одного народа к другому, претерпели очень неодинаковые изменения. Среди народов древности египтяне и римляне представляют собой оченьхарактерные примеры этого неравенства в развитии различных элементовцивилизации и даже различных отраслей, из которых образуется каждый изназванных элементов. Возьмем сперва египтян. У них литература всегда была очень слаба,живопись очень посредственна. Напротив, архитектура и скульптура имеютшедевры. Их памятники еще теперь вызывают наше удивление. Статуи, которыеони нам оставили, могут служить образцами и в настоящее время, а грекамнужен был только очень короткий период, чтобы успеть их превзойти. От египтян переходим к римлянам, которые играли такую господствующуюроль в истории. У них не было недостатка ни в воспитателях, ни в образцах,так как у них были уже предшественники в лице египтян и греков; и однако онине успели создать оригинального искусства. Никогда, может быть, ни одиннарод не обнаружил меньше оригинальности в своих художественныхпроизведениях. Римляне очень мало заботились об искусстве, смотря на неготолько с утилитарной точки зрения и видя в нем только своего рода предметввоза, подобный другим продуктам, например, металлы, благовонные вещества ипряности, которые требовались ими от иностранных народов. Даже тогда, когдаони уже были властелинами мира, римляне не имели национального искусства; идаже в эпоху, когда всеобщий мир, богатство и потребности в роскоши развилинемного их слабые художественные чувства, они только из Греции выписывалиобразцы и художников. История римской архитектуры и скульптуры есть не болеекак дополнительная глава к истории греческой архитектуры и скульптуры. Но этот великий римский народ, столь незначительный в своем искусстве,поднял на недосягаемую высоту три других элемента цивилизации. Он имелвоенную организацию, которая обеспечила ему мировое господство; затем политические и судебные учреждения, с которых мы еще до сих пор беремобразцы, и наконец литературу, которой вдохновлялась наша в течениевеков. Итак, мы поразительно ясно видим неравенство в развитии элементовцивилизации у двух наций, высокая ступень культуры которых не может бытьоспариваема, и потому можно заранее предсказать ошибки, в какие рискуетпопасть тот, кто примет за масштаб только один из этих элементов, например,искусство. Мы только что нашли у египтян чрезвычайно оригинальное изамечательное искусство, за исключением живописи, и очень посредственнуюлитературу. У римлян очень посредственное искусство без малейшего следаоригинальности, но зато блестящую литературу и, наконец, перворазрядныеполитические и военные учреждения. Сами греки, один из народов, обнаруживших свое превосходство в самыхразнообразных отраслях, могут быть также приведены в пример, чтобы показатьотсутствие параллелизма в развитии различных элементов цивилизации. Вгомеровские времена их литература уже была очень блестяща. Еще и теперьпесни Гомера рассматриваются как образцы, на которых в течение вековвоспитывается университетская молодежь Европы; и однако открытия современнойархеологии показали, что в эпоху возникновения гомеровских песен греческаяархитектура и скульптура были грубо варварскими и состояли только избезобразных подражаний египетской и ассирийской. Но лучше всего показывают нам эти неравенства в развитии индусы. Сточки зрения архитектуры, найдется очень мало народов, которые бы ихпревзошли. С точки зрения философии, их умозрения достигали такой глубины,какой европейская мысль достигла только в самое недавнее время. Еслилитература индусов стоит ниже греческой и римской, то все-таки она дала намнесколько замечательных вещей. В области скулыпуры индусы, напротив, оченьпосредственны и значительно ниже греков. В сфере наук и исторических знанийони абсолютно ничтожны, и можно констатировать у них отсутствие точности,чего нельзя встретить ни у одного народа на подобной ступени развития. Ихнаука только ребяческие умозрения; их исторические книги нелепыелегенды, не заключающие в себе ни одной хронологической даты и, вероятно, ниодного точного события. Ясно, что изучение одного только искусства было бынедостаточным для определения уровня цивилизации у этого народа. Много других примеров можно было бы привести для подтверждениясказанного. Существуют расы, которые, никогда не занимая очень высокогоположения, успевали, однако, создать себе совершенно индивидуальноеискусство, без видимой связи с предшествующими образцами. Таковы были арабы.Менее столетия после того, как их поток нахлынул на старый греко-римскиймир, они прежде всего изменили заимствованную ими византийскую архитектурудо того, что невозможно было бы открыть, какими образцами вдохновлялось ихтворчество, если бы мы не имели пред глазами целого ряда памятниковсмешанного стиля. Впрочем, даже тогда, когда какой-нибудь народ не обладает никакими нихудожественными, ни литературными способностями, он может создать оченьвысокую цивилизацию. Таковы были финикийцы, не имевшие иного превосходства,кроме своих коммерческих способностей. Только благодаря их посредничеству ицивилизовался древний мир, различные части которого были приведены ими всоприкосновение друг с другом; но сами они почти ничего не произвели, иистория их цивилизации есть только история их торговли. Наконец, существуют народы, у которых все элементы цивилизации, заисключением искусства, остались в очень низком состоянии. Таковы былимоголы. Воздвигнутые ими в Индии памятники, стиль которых не заключает всебе почти ничего индусского, до такой степени великолепны, что некоторые изних признаются со стороны компетентных художников самыми прекраснымипроизведениями рук человеческих; однако никому не придет в голову поместитьмоголов среди высших рас. Впрочем, можно заметить, что даже у самых цивилизованных народовискусство достигало высшей ступени развития не всегда в кульминационнуюэпоху их развития. У египтян и индусов самые совершенные памятники вместе стем и самые древние; в Европе процветало чудное готическое искусство,удивительные произведения которого не имели себе никогда ничего равного всредние века, рассматриваемые как полуварварская эпоха. Итак, совершенно невозможно судить об уровне развития какого-нибудьнарода только по развитию его искусства. Оно, повторяю, составляет толькоодин из элементов его цивилизации; и вовсе не доказано, что этот элементточно так же, как литература самый высокий. Часто, напротив, у народов,стоящих во главе цивилизации (у римлян в древности, у американцев внастоящее время) художественные произведения самые слабые. Часто также,как мы только что заметили, народы создавали свои литературные ихудожественные шедевры в полуварварские века. Итак, можно считать, что период индивидуальности в искусстве естьрасцвет его детства или его юности, но не его зрелого возраста, и еслипринять во внимание, что в утилитарных заботах нового мира, зарю которого мытолько едва различаем, роль искусства едва заметна, то можно предвидеть тотдень, когда оно будет помещено если не среди низших, то по крайней мере среди совершенно второстепенных проявлений цивилизации. Впрочем, очень много доводов можно выставить против того мнения, чтоискусство прогрессирует одновременно с остальными элементами цивилизации:оно имеет свою самостоятельную и специальную эволюцию. Возьмем ли Египет, Грецию или различные народы Европы, мы всегда констатируем тотобщий закон, что лишь только искусство достигло известного уровня, создавизвестные шедевры, начинается немедленно период подражания, за которымнеизбежно следует период упадка, совершенно независимый от движенияостальных элементов цивилизации. Этот период упадка продолжается до тех пор,пока какая-нибудь политическая революция, нашествие, принятие новой религииили какой-нибудь другой фактор не введут в искусство новых элементов. Такимобразом в средние века крестовые походы принесли знания и новые идеи, давшиеискусству толчок, который имел последствием преобразование романского стиляв готический. Таким-же образом несколько веков спустя возрождение изучениягреко-римской жизни повлекло за собой преобразование готического искусства вискусство эпохи Возрождения. Точно так же в Индии нашествия мусульманпривели к преобразованию индусского искусства. Важно также заметить, что так как искусство выражает в общих чертахизвестные потребности цивилизации и соответствует известным чувствам, то оноосуждено претерпевать согласные с этими потребностями изменения и дажесовершенно исчезнуть, если сами родившие его потребности и чувства случайноизменяются или исчезают. Из этого еще вовсе не следует, что цивилизация вупадке, и здесь мы опять видим отсутствие параллелизма между эволюциейискусства и эволюцией остальных элементов цивилизации. Ни в однуисторическую эпоху цивилизация не была так высока, как в настоящее время, ини в одну эпоху, может быть, не было более банального и менееиндивидуального искусства. Так как исчезли религиозные верования, идеи ипотребности, делавшие из искусства существенный элемент цивилизации в эпохи,когда оно считало за святыни храмы и дворцы, то и само искусство сталочем-то побочным, предметом развлечения, которому невозможно посвящать нимного времени, ни много денег. Не будучи более предметом необходимости, ономожет быть только ремесленным и подражательным. Нет в настоящее время ниодного народа, который бы имел национальное искусство, и каждый вархитектуре, как в скульптуре, живет только более или менее удачными копиямис отдаленных времен. Искусство только низший род промышленности, когда оно перестает бытьвыражением потребностей, идей и чувств известной эпохи. Я удивляюсь теперьискренним произведениям наших средневековых художников, рисовавших святых,рай и ад предметы очень существенные тогда и составлявшие главный центрсуществования; но когда художники, у которых уже нет настоящих верований,покрывают наши стены теми же сюжетами, силясь вернуться к технике другоговека, то они делают только жалкие подражания, совершенно не интересные длянастоящего времени и которые будет презирать будущее. Милые наивностиребенка вызывают отвращение, когда им начинает подражать старик. То, что сейчас сказано нами о живописи, приложимо и к нашейархитектуре, пробавляющейся в настоящее время подражаниями формам,соответствующим потребностям и верованиям, каких у нас уже нет. Единственнаяискренняя архитектура наших дней, потому что она только одна соответствуетпотребностям и идеям нашей цивилизации, это архитектура пятиэтажногодома, железнодорожного моста и вокзала. Это утилитарное искусство такжехарактерно для известной эпохи, как были некогда готическая церковь ифеодальный замок; а для будущей археологии большие современные гостиницы иготические соборы будут представлять одинаковый интерес, потому что онибудут последовательными страницами тех каменных книг, которые оставляетпосле себя каждый век, и вместе с тем, она отбросит с презрением, какнегодные документы, жалкие подделки, составляющие все современное искусство. Ошибка наших художников заключается в том, что они желают оживитьформулы, соответствующие эстетическим потребностям и чувствам, каких у насуже нет. Наше жалкое классическое воспитание набило их головы отжившимипонятиями и внушает им эстетический идеал, совершенно не интересный длянаших дней. Все меняется с веками люди, их потребности и верования. Воимя каких принципов решаются утверждать, что одна только эстетика неподчиняется закону развития, который управляет вселенной? Каждая эстетикаявляет собой идеал прекрасного известной эпохи и известной расы, и в силуодного того, что эпохи и расы бывают различные, и идеал прекрасного долженпостоянно меняться. С точки зрения философской, все идеалы равноценны,потому что они составляют только временные символы. Когда влияние греков иримлян, в течение стольких веков фальсифицирующее европейский ум, наконецисчезнет из нашего воспитания и когда мы научимся самостоятельно смотретьвокруг себя, то для нас сделается ясным, что мир обладает памятниками,представляющими по меньшей мере одинаковую эстетическую ценность с ценностьюПарфенона, и имеющими для современных народов гораздо высший интерес. Из всего вышесказанного можно заключить, что если искусство, как и всеэлементы цивилизации, составляет внешнее проявление души народа, который ихсоздал, то это еще не значит, что оно составляет для всех народов точноевыражение их мысли. Это разъяснение было необходимо. Ибо важностью, какую имеет уизвестного народа тот или другой элемент цивилизации, измеряетсяпреобразующая сила, прилагаемая этим народом к тому же элементу, когда онего заимствует у чужеземной расы. Если, например, индивидуальность егоглавным образом проявляется в искусстве, то он не в состоянии будетвоспроизвести ввезенных образцов, не наложив на них глубокого своегоотпечатка. Напротив, он очень мало изменит элементы, которые не могутслужить истолкователями его гения. Когда римляне заимствовали архитектуру угреков, они не делали в ней никаких коренных изменений, потому что онибольше всего вкладывали свою душу отнюдь не в свои памятники. И однако даже у такого народа, совершенно лишенного оригинальнойархитектуры, вынужденного искать себе образцы и художников за границей,искусство должно в несколько веков подчиниться влиянию среды и стать, почтивопреки себе, выражением расы, которая его заимствует. Храмы, дворцы,триумфальные арки, барельефы античного Рима работы греков или греческихучеников; и однако характер этих памятников, их назначение, их орнаменты,даже их размеры не будет больше в нас поэтических и нежных воспоминаний обафинском гении, но больше идею силы, господства, военной страсти, котораяприподнимала великую душу Рима. Таким образом, даже в той сфере, где расаобнаруживает меньше всего оригинальности, она не может делать шага, чтобы неоставить какого-нибудь следа, который принадлежит только ей и раскрывает намнечто из ее душевного склада и из ее затаенных мыслей. Действительно, настоящий художник, будь он архитектор, литератор илипоэт, обладает магической способностью передавать в великолепных обобщенияхдушу известной эпохи и известной расы. Очень впечатлительные, почтибессознательные, мыслящие преимущественно образами, очень малорезонерствующие, художники являются самым верным зеркалом того общества, гдеони живут; их произведения самые верные документы, на которые можноуказать, чтобы воспроизвести истинный образ какой-нибудь цивилизации. Онислишком бессознательны, чтобы не быть искренними, и слишком восприимчивы квпечатлениям окружающей их среды, чтобы не передавать верно ее идей, чувств,потребностей и стремлений. Свободы у них нет никакой, и это составляет ихсилу. Они заключены в тесном круге традиций, идей, верований, совокупностькоторых образует душу расы и эпохи, наследие чувств, мыслей и внушений,влияние которых на них всемогуще, потому что оно управляет темной сферойбессознательного, в которой вырабатываются их произведения. Если бы, не имеяэтих произведений, мы знали о минувших веках только то, что повествуют намнелепые рассказы и тенденциозные сочинения древних историков, то истинноепрошлое каждого народа было бы для нас почти столь же скрыто, как прошлоетой затопленной морем таинственной Атлантиды, о которой говорит Платон. Свойство художественного произведения заключается в том, чтобы искренновыражать потребности и идеи, вызвавшие его на свет; но если художественноепроизведение верный язык, то этот язык часто трудно истолковать. Междупроизведением и создавшей его бессознательной мыслью существует интимнаясвязь; но как найти нить, позволяющую нам восходить от одного к другой? Этамысль, формировавшаяся изо дня в день из бесчисленных влияний среды,верований, потребностей, накопленная наследственностью, часто непонятна длялюдей другой расы и другого века; однако она менее непонятна, когдапередается нам посредством камня, чем когда доходит до нас посредством слов;ибо слова эластичные формы, покрывающие одним и тем же одеяниемсовершенно несходные идеи. Извсех различных языков, рассказывающих прошлое,произведения искусства, в особенности произведения архитектуры, еще самыепонятные. Более искренние, чем книги, менее искусственные, чем религия иязык, они передают одновременно чувства и потребности. Архитектор строитель жилища человека и обители богов; а ведь всегда в ограде храма илиоколо домашнего очага вырабатывались первые причины событий, составляющихисторию. Из вышесказанного мы можем заключить, что если различные элементы, изкоторых образуется цивилизация, являются верным выражением души создавшегоих народа, то некоторые из них воспроизводят душу этого народа гораздолучше, чем другие. Но так как природа этих элементов разнообразится отодного народа к другому, от одной эпохи к другой, то очевидно, чтоневозможно найти среди них хотя бы один, которым можно было бы пользоватьсякак общим мерилом для различных цивилизаций. Очевидно также, что нельзя установить между этими элементамииерархического распределения, ибо распределение это меняется от века к векупо мере того, как социальная полезность самих рассматриваемых элементовменяется с эпохами. Если судить о важности различных элементов цивилизации с чистоутилитарной точки зрения, то пришлось бы сказать, что самые важные элементы те, которые дают возможность одному народу поработить другие, т.е.военные учреждения. Но тогда пришлось бы поставить греков (художников,философов и ученых) ниже тяжеловесных римских когорт; мудрых и ученыхегиптян ниже полуварварских персов; индусов ниже тоже полуварварскихмоголов. Этими тонкими различиями история не занимается. Единственноепревосходство, пред которым она всегда преклоняется, это военное; нопоследнее очень редко сопровождается соответствующим превосходством востальных элементах цивилизации или, по крайней мере, не дает ему долгосуществовать рядом с собою. К несчастью, военное превосходство укакого-нибудь народа не может ослабеть без того, чтобы он не был осужден наскорое исчезновение. Всегда бывало так, что когда высшие народы достигалиапогея цивилизации, они должны были уступать варварам, значительно ниже ихстоящим по уму, но обладающим известными качествами характера ивоинственности, которые слишком утонченными цивилизациями всегдауничтожались. Итак, нужно прийти к тому печальному выводу, что те элементыцивилизации, которые с философской точки зрения очень низки, с общественнойточки зрения являются самыми важными. Если законы будущего должны бытьтакими же, как законы прошедшего, то можно сказать, что для народа самоевредное если он достигает слишком высокой ступени развития и культуры.Народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера, составляющиеоснову их души, и эти качества портятся по мере того, как растут ихцивилизация и развитие.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.