Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ



Нам пришлось указать во введении к настоящему труду, что онпредставляет собой только краткое резюме, своего рода синтез томов,посвященных нами истории цивилизаций. Каждая из составляющих его глав должнабыть рассматриваема как вывод из предшествовавших трудов. Поэтому оченьтрудно сжать идеи, и без того уже очень сжатые. Я хочу, однако, попытатьсядля читателей, которым дорого время, представить в виде очень краткихположений основные принципы, составляющие философию настоящего труда. Раса обладает почти столь же устойчивыми психологическимипризнаками, как и ее анатомические признаки. Как и анатомический вид,психологический изменяется только после многовековых накоплений. К устойчивым и наследственным психологическим признакам, сочетаниекоторых образует психический склад расы, присоединяются, как и уанатомических видов, побочные элементы, созданные различными изменениямисреды. Беспрестанно возобновляемые, они оставляют расе широкий простор длявнешних изменений. Психический склад расы представляет собой не только синтезсоставляющих ее живых существ, но в особенности синтез всех предков,способствовавших ее образованию. Не только живые, но и мертвые играютпреобладающую роль в современной жизни какого-нибудь народа. Они творцы егоморали и бессознательные двигатели его поведения. Очень большие анатомические различия, разделяющие различныечеловеческие расы, сопровождаются не менее значительными психологическимиразличиями. Когда сравниваешь между собой средние каждой расы, психическиеразличия кажутся часто довольно слабыми. Они становятся громадными, лишьтолько мы распространяем сравнение на высшие элементы каждой расы. Тогдаможно заметить, что главным отличием высших народов от низших служит то, чтопервые выделяют из своей среды известное число очень развитых мозгов, тогдакак у вторых их нет. Индивиды, составляющие низшие расы, имеют между собой очевидноеравенство. По мере того как расы поднимаются по лестнице цивилизации, ихчлены стремятся все больше различаться между собой. Неизбежный результатцивилизации дифференциация индивидов и рас. Итак, не к равенству идутнароды, но к большему неравенству. Жизнь какого-нибудь народа и всепроявления его цивилизации составляют простое отражение его души, видимыезнаки невидимой, но очень реальной вещи. Внешние события образуют тольковидимую поверхность определяющей их скрытой ткани. Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в особенности политическиеучреждения не играют главной роли в истории какого-нибудь народа. Различные элементы цивилизации какого-нибудь народа, будучи тольковнешними знаками его психического склада, выражением известных способовчувствования и мышления, свойственных данному народу, не могут передаватьсябез изменений народам совершенно иного психического склада. Передаватьсямогут только внешние, поверхностные и не имеющие значения формы. Глубокие различия, существующие между психическим складом различныхнародов, приводят к тому, что они воспринимают внешний мир совершенноразлично. Из этого вытекает то, что они чувствуют, рассуждают и действуютсовершенно различно и что между ними существует разногласие по всемвопросам, когда они приходят в соприкосновение друг с другом. Большая частьвойн, которыми полна история, возникала из этих разногласий. Завоевательные,религиозные и династические войны всегда были в действительности расовымивойнами. Скоплению людей различного происхождения удается образовать расу,т.е. сформировать в себе коллективную душу, только тогда, когда путемповторяющихся веками скрещиваний и одинаковой жизнью в тождественной средеоно приобрело общие чувства, общие интересы, общие верования. У цивилизованных народов нет уже естественных рас, а существуюттолько искусственные, созданные историческими условиями. Новая среда, моральная или физическая, действует глубоко только нановые расы, т.е. на помеси древних рас, скрещивания которых разложилиунаследованные от предков черты. Одна только наследственность достаточносильна, чтобы бороться с наследственностью. На расы, у которых скрещиванияеще не успели уничтожить устойчивости признаков, влияния среды имеют толькочисто разрушительное влияние. Древняя раса скорее гибнет, чем подвергаетсяизменениям, которые требует приспособление к новой среде. Приобретение прочно сложенной коллективной души представляет собойдля известного народа апогей его величия. Разложение этой души означаетвсегда час ее падения. Вмешательство чужеземных элементов составляет одно изнаиболее верных средств достигнуть этого разложения. Психологические виды, как и анатомические, подвергаются действиювремени. Они также осуждены стареть и угасать. Всегда очень медленнообразуясь, они, напротив, могут быстро исчезать. Достаточно глубоко нарушитьфункционирование их органов, чтобы заставить их испытать регрессивныеизменения, результатом которых бывает часто очень быстрое уничтожение.Народам нужны многие века, чтобы приобрести определенный психический склад,и они его иногда теряют в очень короткое время. Восходящая дорога, котораяведет их на высокую ступень цивилизации, всегда очень длинна; покатость же,ведущая их к падению, чаще всего бывает очень короткой. Рядом с характером нужно поставить идеи как один из главных факторовэволюции какой-нибудь цивилизации. Они действуют только тогда, когда послеочень медленной эволюции преобразовались в чувства. Тогда они застрахованыот возражений, и требуется очень долгое время для их исчезновения. Каждаяцивилизация происходит из очень небольшого числа общепринятых основных идей. Среди наиболее важных руководящих идей какойнибудь цивилизациинаходятся религиозные идеи. Из изменений религиозных верованийнепосредственно вытекало большинство исторических событий. Историячеловечества всегда была параллельна истории его богов. Эти дети нашихмечтаний имеют столь сильную власть, что даже имя их не может измениться безтого, чтобы тотчас же не был потрясен мир. Рождение новых богов всегдаозначало зарю новой цивилизации, и их исчезновение всегда означало еепадение. Мы живем в один из тех исторических периодов, когда на время небесаостаются пустыми. В силу одного этого должен измениться мир. Книга II ПСИХОЛОГИЯ МАСС ПРЕДИСЛОВИЕ Мы посвятили свою предшествующую работу описанию души рас; теперь жезаймемся изучением души толпы. Общие черты, обусловливаемые наследственностью у всех индивидов одной итой же расы, составляют душу этой расы. Но когда известное число этихиндивидов образует действующую толпу, наблюдение указывает, что результатомтакого сближения индивидов одной расы являются новые психологические черты,не только противополагающиеся характеру рас, но часто отличающиеся от него взначительной степени. Организованная толпа всегда играла большую роль в жизни народов, нороль эта еще никогда не имела такого важного значения, как в данную минуту.Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательнойдеятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Я сделал попытку изучения трудной проблемы толпы посредствомисключительно научных приемов, т.е. старался отыскать метод, оставляя встороне мнения, теории и доктрины. Я полагаю, что это единственный способ,дающий возможность раскрыть хоть частицу правды, особенно в таком вопросе,который так сильно волнует умы. Ученый, приступающий к изучению какого-нибудь явления, не имеет нуждыпринимать во внимание интересы, которые могут быть задеты его открытиями.Недавно один из выдающихся современных мыслителей высказал замечание, чтотак как я не принадлежу ни к одной из современных школ, то весьма частооказываюсь в оппозиции с выводами и заключениями всех школ. Эта новая мояработа, по всей вероятности, вызовет подобные же замечания. Принадлежать ккакой-нибудь школе это значит необходимым образом разделять все еепредрассудки и предубеждения. Я должен, однако, объяснить читателям, почему в моих исследованиях яприхожу иногда к совершенно иным выводам, чем это можно было бы ожидать спервого взгляда: я указываю, например, на крайне низкую степень толпы вумственном отношении, включая сюда даже собрания избранных, и, между тем, явсе-таки заявляю, что было бы опасно коснуться организации этих собраний. Внимательное наблюдение исторических фактов заставило меня прийти ктому заключению, что социальные организмы столь же сложны, как и организмывсех живых существ, и не в нашей власти вызывать в них глубокие изменения.Природа действует иногда радикально, но никогда в том смысле, как мы этопонимаем; вот почему мания великих реформ бывает очень пагубна для народа,как бы ни казались хороши эти реформы в теоретическом отношении. Они моглибы принести пользу лишь в том случае, если бы можно было мгновенно изменитьдушу наций, но таким могуществом обладает лишь время. Управляют людьми идеи,чувства, нравы, то, что мы носим в себе. Учреждения и законы являются лишьотражением нашей души, выражением наших нужд; поэтому-то они и не могутизменить душу народов, так как сами из нее происходят. Изучение социальных явлений не может идти отдельно от изучения народов,у которых они наблюдаются. В философском отношении эти явления могут дажепредставлять собой абсолютную ценность, но в практическом отношении ценностьих всегда относительная. Поэтому-то, изучая какое-нибудь социальное явление,надо рассматривать его последовательно с двух различных сторон. Такимобразом, яснее выступает то положение, что весьма часто веление чистогоразума находятся в прямом противоречии с поучениями практического ума. Этонаблюдается всюду, даже там, где дело касается данных физики. С точки зренияабсолютной истины, куб и круг представляют собой неизменные геометрическиефигуры, строго определяемые известными формулами. Но для нашего глаза фигурыэти могут принимать самые разнообразные формы. Так, перспектива можетпревратить куб в пирамиду или квадрат, круг в эллипс или даже в прямуюлинию, и эти фиктивные формы для нас гораздо важнее, нежели реальные, таккак мы видим только их, и фотография или живопись могут воспроизводитьтолько эти формы. Нереальное в некоторых случаях бывает даже правдивеереального. Представлять предметы лишь в их точных геометрических формах былобы искажением природы и сделало бы ее неузнаваемой. Представим себе такоймир, обитатели которого могли бы лишь фотографировать и срисовыватьразличные предметы, не имея возможности к ним прикасаться; этим обитателямбыло бы очень трудно составить себе верное понятие об их форме. Впрочем,знание этой формы, доступное лишь небольшому числу ученых, не представило быдля них особенного интереса. Философ, изучающий социальные явления, должен всегда помнить, что рядомс теоретическим значением они имеют еще и практическую ценность, и с точкизрения эволюции цивилизаций, эта последняя единственная, представляющаянекоторое значение. Такая точка зрения должна сделать его очень осторожным втех выводах, которые, по-видимому, внушаются ему логикой. Но и другие мотивытакже заставляют его быть сдержанным в своих заключениях. Сложностьсоциальных фактов такова, что их нельзя обнять все сразу и невозможнопредвидеть результаты их взаимного влияния. Кроме того, за видимыми фактамивесьма часто скрываются тысячи невидимых причин. Социальные же явленияявляются следствием громадной бессознательной работы, большей частьюнедоступной нашему анализу. Эти видимые явления можно сравнить с волнами,служащими на поверхности океана выражением подземных сотрясений его дна,которые нам неизвестны. Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, чтоони чаще всего служат выражением ее замечательно низ кого умственногоуровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы руководят, по-видимому,таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой, природой, провидением итеперь именуемые голосом мертвых. Мы не можем не признавать могущества этихсил, хотя совершенно не знаем их сущности. Иногда кажется, что в недрахнаций находятся скрытые силы, руководящие их действиями. Что может быть,например, более сложным, более логичным и удивительным, нежели язык народа? Введение ЭРА ТОЛПЫ Эволюция современной эпохи. Великие изменения цивилизации сутьследствия перемен в мысли народов. Современное верование в могуществотолпы. Оно преобразовывает традиционную политику государств. Каквыступают низшие классы и как проявляется их могущество. Толпа можетиграть только разрушительную роль. Толпа заканчивает процесс распаденияустаревших цивилизаций. Всеобщее незнание психологии толпы. Важностьизучения толпы для законодателей и государственных людей. Великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, например,падение Римской империи и основание арабской, на первый взгляд определяютсяглавным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников,падением династий. Но более внимательное изучение этих событий указывает,что за этими кажущимися причинами чаще всего скрывается глубокое изменениеидей народов. Истинно исторические перевороты не те, которые поражают нассвоим величием и силой. Единственные важные перемены, из которых вытекаетобновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупныеисторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен вмысли людей. Перемены эти, однако, случаются редко, потому что самое прочноев каждой расе это наследственные основы ее мыслей. Современная эпоха представляет собой один из таких критическихмоментов, когда человеческая мысль готовится к изменению. В основе этогоизменения лежат два главных фактора. Первый это разрушение религиозных,политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашейцивилизации; второй это возникновение новых условий существования исовершенно новых идей, явившихся следствием современных открытий в областинаук и промышленности. Идеи прошлого, хотя и на половину разрушенные, все еще достаточносильны; идеи же, которые должны их заменять, находятся пока еще в периодесвоего образования вот почему современная эпоха есть время переходное ианархическое. Нелегко предсказать, что может выйти из такого периода, поневолеимеющего хаотический характер. Каковы будут основные идеи, на которыхвоздвигнутся новые общества, идущие нам на смену? Мы этого пока не знаем. Номы уже теперь можем видеть, что при своей организации им придется считатьсяс новой силой, последней повелительницей современной эпохи могуществоммасс. Эта сила возникла на развалинах многих идей, считавшихся некогдаистинными и теперь исчезнувших, многих сил, разрушенных последовательнореволюциями, и, по-видимому, готова поглотить и остальные. И в то время, каквсе наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы обществарушатся друг за другом, могущество масс представляет собой единственнуюсилу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается.Наступающая эпоха будет поистине эрой масс, Не более столетия тому назад традиционная политика государств исоперничество государей были главными факторами событий. Мнение масс непринималось в расчет, да большей частью оно и не существовало. В настоящееже время политические традиции, личные склонности монархов, их соперничествоуже более не принимаются в расчет, и, наоборот, голос толпы становитсяпреобладающим. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к ихжеланиям оно и старается прислушаться. Не в совещаниях государей, а в душетолпы подготавливаются теперь судьбы наций. Вступление народных классов на арену политической жизни, т.е. вдействительности их постепенное превращение в руководящие классы,представляет одну из наиболее выдающихся характерных черт нашей переходнойэпохи. Это вступление на самом деле вызвано вовсе не всеобщей подачейголосов, которая долгое время не имела самостоятельной, руководящей роли илегко подчинялась сторонним влияниям. Прогрессивный рост могущества толпысовершился прежде всего путем распространения известных идей, которыемедленно насаждались в умах, и затем посредством постепенного образованияассоциаций индивидов с целью осуществления теоретических построений. Путемассоциации толпа выработала идеи (если не совсем справедливые, то, во всякомслучае, вполне определенные) о своих интересах и получила сознание своейсилы. Толпа составляет синдикаты, перед которыми капитулируют все власти,одна за другой, и организует биржи труда, стремящиеся управлять условиямиработы и заработной платы. Толпа посылает в правительственные собрания своихпредставителей, лишенных всякой инициативы и, чаще всего, служащих толькопростым орудием тех комитетов, которые их избрали. В настоящее время притязания толпы становятся все более и болееопределенными. Ограничение рабочих часов, экспроприация рудников, железныхдорог, фабрик, земли, равномерное распространение всех продуктов и т.д., ит.д. вот в чем заключаются требования толпы. Мало склонные к теоретическим рассуждениям, массы зато очень склонны кдействию. Благодаря своей теперешней организации, толпа получила огромнуюсилу. Догматы, только что нарождающиеся, скоро получат силу старых догматов,т.е. ту тираническую верховную силу, которая не допускает никакихобсуждений. Божественное право масс должно заменить божественное правокоролей. Писатели, пользующиеся симпатиями нашей современной буржуазии и лучшевсего умеющие выразить ее несколько узкие идеи, поверхностный скептицизм иподчас чрезмерный эгоизм, теряются при виде новой силы, растущей на ихглазах, и чтобы как-нибудь побороть "беспорядок", господствующий в умах,обращаются с отчаянными воззваниями к нравственным силам церкви, которыминекогда они так пренебрегали. Они говорят нам о банкротстве науки и,возвращаясь кающимися грешниками из Рима, призывают нас к изучению истиноткровения. Но все эти новообращенные забывают, что уже слишком поздно! Еслибы даже в самом деле милость Божия коснулась их, всетаки они не могли бытеперь иметь достаточной власти над душами, мало интересующимися темивопросами, которыми так поглощены новоиспеченные святоши. Толпа не хочеттеперь тех богов, которых они сами не хотели знать еще так недавно иниспровержению которых сами способствовали. Нет такой божественной иличеловеческой власти, которая могла бы заставить реку течь обратно к своемуисточнику! С наукой не произошло никакого банкротства, и она не при чем ни внынешней анархии умов, ни в образовании новой силы, растущей посреди этойанархии. Наука обещала нам истину или, по крайней мере, знание техотношений, которые доступны нашему уму, но она никогда не обещала нам нимира, ни счастья. Совершенно равнодушная к нашим чувствам, наука не слышитнаших жалоб. Мы должны прилаживаться к ней, потому что ничто не можетвернуть нам тех иллюзий, которые она рассеяла. Общие симптомы, заметные у всех наций, указывают нам быстрый ростмогущества масс и не допускают мысли, что это могущество скоро перестанетрасти. Что бы оно нам ни принесло с собой, мы должны будем с нимпримириться. Всякие рассуждения и речи против этого могущества пустыеслова. Конечно, возможно, что вступление на сцену толпы знаменует собой однииз последних этапов цивилизации Запада, полное возвращение к периодамсмутного переходного времени, всегда, по-видимому, предшествующего расцветукаждого нового общества. Но как же помешать этому? До сих пор самой определенной ролью масс было великое разрушениеустаревших цивилизаций. Роль эта существует не с нынешнего дня. Историяуказывает нам, что как только нравственные силы, на которых покоиласьцивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения завершаетсябессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами.Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальнойаристократии, никогда толпой. Сила толпы направлена лишь к разрушению.Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства. Цивилизацияпредполагает существование определенных правил, дисциплину, переход отинстинктивного к рациональному, предвидений будущего, более высокую степенькультуры, а это все условия, которых толпа, предоставленная сама себе,никогда не могла осуществить. Благодаря своей исключительно разрушающейсиле, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленногоорганизма или трупа. Если здание какой-нибудь цивилизации подточено, товсегда толпа вызывает его падение. Тогда-то обнаруживается ее главная роль,и на время философия численности является, по-видимому, единственнойфилософией истории. Будет ли так же и с нашей цивилизацией? Мы можем этого бояться, но ещене можем этого знать. Что бы там ни было, но мы должны покориться и пережитьцарство толпы. Эту толпу, о которой начинают так много говорить, мы знаем очень мало.Профессиональные психологи, жившие вдали от нее, всегда ее игнорировали, аесли занялись ею в последнее время, то лишь с точки зрения ее преступности.Без сомнения, есть преступная толпа, но есть также толпа добродетельная,героическая и много других. Преступления толпы составляют лишь частныйслучай ее психологии; нельзя узнать духовную организацию толпы, изучаятолько ее преступления, так же как нельзя узнать духовную организациюкакой-нибудь личности, изучая только ее пороки. Впрочем, говоря по правде,все властители мира, все основатели религий или государств, апостолы всехверований, выдающиеся государственные люди и, в сфере более скромной,простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательнымипсихологами, инстинктивно понимающими душу толпы и часто очень верно.Именно благодаря этому пониманию, они и становились властелинами толпы.Наполеон прекрасно постиг психологию масс той страны, в которой царствовал,но зачастую выказывал полное непонимание психологии толпы других народов ирас. Только потому что он не понимал этой психологии, он и мог вести войну сИспанией и Россией, нанесшую его могуществу удар, от которого оно погибло. Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнеесредство, имеющееся в руках государственного человека, не для того, чтобыуправлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не даватьим слишком много воли над собой. Только вникая глубже в психологию масс, можно понять, до какой степенисильна над ними власть внушенных идей. Толпами нельзя руководить посредствомправил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскиватьто, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее. Если, например,какой-нибудь законодатель желает учредить новый налог, то должен ли он втаком случае выбрать такой налог, который будет наиболее справедливым?Никоим образом! Самый несправедливый налог может в практическом отношенииоказаться самым лучшим для масс. Если такой налог не бросается в глаза икажется наименее тяжелым, он всего легче будет принят массами. Поэтомукосвенный налог, как бы он ни был велик, не вызовет протеста толпы, так какон не стесняет ее привычек и не производит на нее впечатления, ибо взимаетсяежедневно и уплачивается по мелочам при покупке предметов потребления. Нопопробуйте заменить этот налог пропорциональным налогом на заработок илидругие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, вы вызоветеединодушные протесты, хотя бы теоретически этот налог и был бы в десять разлегче первого. Вместо незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тутполучается сравнительно высокая сумма, и в тот день, когда ее придетсявносить, она покажется чрезмерной и потому уже произведет внушительноевпечатление. Если бы откладывать постепенно по грошу, то, конечно, она нспоказалась бы такой большой, но подобный экономический прием указывал бы напредусмотрительность, к которой вообще толпа неспособна. Указанный пример весьма прост, и справедливость его бросается в глаза.Такой психолог, как Наполеон, конечно, понимал это, но большинствозаконодателей, не знающих души толпы, не заметят этой особенности. Опыт ещенедостаточно убедил их в том, что нельзя руководить массами посредствомпредписаний только одного разума. Психология масс может иметь применение и во многих других случаях. Онабросает свет на множество исторических и экономических фактов, которые безнее были бы совершенно необъяснимы. Я буду иметь случай указать здесь, чтоесли самый замечательный из современных историков, Тэн, так плохо понимал внекоторых случаях события нашей великой революции, то это произошло лишьпотому что он никогда не думал изучать душу толпы. Он взял для себяруководством при изучении этого сложного периода описательный методнатуралистов; но ведь среди явлений, которые приходится наблюдатьнатуралистам, мы не находим нравственных сил, а между тем, эти силы исоставляют истинные пружины истории. Итак, изучение психологии толпы представляется желательным спрактической точки зрения, но если бы даже оно представляло исключительнотолько теоретический интерес, то и в таком случае заслуживало бы внимания.Распознать двигателей, управляющих действиями людей, не менее интересно,чем распознать какой-нибудь минерал или цветок. Наше исследование души толпы не может быть ничем иным как простымсинтезом, кратким изложением Наших прежних изысканий. Нельзя требовать отнашего очерка ничего другого, кроме некоторых взглядов, наводящих наразмышления. Другие углубят ту борозду, которую мы провели на поверхности досих пор еще очень мало исследованной почвы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.