Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. КАК ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛЕДНЕЮТ И ГАСНУТ



Разложение психологических видов. Как наследственныепредрасположения, требовавшие века для своего образования, могут быть быстропотеряны. Всегда нужно очень долгое время для известного народа, чтобыподняться на высокую ступень цивилизации и иногда очень короткое, чтобыупасть с нее. Главный фактор падения какого-нибудь народа понижениеего характера. Механизм разложения цивилизаций до сих пор был один и тот же длявсех народов. Симптомы упадка, представляемые некоторыми латинскиминародами. Развитие эгоизма. Ослабление инициативы и воли. Понижение характера инравственности. Современная молодежь. Точно так же, как анатомические виды, и психологические виды не вечны.Условия среды, поддерживающие постоянство их признаков, не всегдасуществуют. Если же эта среда случайно изменяется, то и элементы душевногосклада, поддерживаемые ее влиянием, в конце концов подвергаются регрессивнымизменениям, приводящим их к исчезновению. По физиологическим законам, которые наблюдаются у всех существ, дляисчезновения органа требуется бесконечно меньше времени, чем нужно для егообразования. Всякий орган, остающийся без действия, теряет скоро способностьфункционировать. Глаз рыб, живущих в пещерных озерах, под конецатрофируется, и эта атрофия в конце концов становится наследственной. Даже впределах короткой индивидуальной жизни орган, на образование которого путеммедленных приспособлений и наследственных наклонностей требовались, можетбыть, тысячи веков, очень быстро доходит до атрофии, если его перестаютприводить в действие. Душевный склад существ не может избежать этих физиологических законов.Мозговая клеточка, которая не упражняется, в свою очередь перестаетфункционировать, и психические качества, требовавшие века для своегообразования, могут быть быстро потеряны. Храбрость, инициатива, энергия, духпредприимчивости и различные качества характера, очень медленноприобретаемые, могут изгладиться довольно быстро, раз им не представляетсябольше повода упражняться. Этим объясняется тот факт, что какому-нибудьнароду всегда нужно очень долгое время, чтобы подняться на высокую ступенькультуры, и иногда очень короткое время, чтобы упасть в пропасть вырождения. Когда исследуешь причины, постепенно приводившие к гибели все различныенародности, о которых нам рассказывает история, будут ли это персы, римляне,или какойлибо другой народ, то видишь, что основным фактором их падения былавсегда перемена в их душевном складе, вытекавшая из понижения их характера.Я не знаю ни одного народа, который бы исчез вследствие понижения своихумственных способностей. Для всех прошедших цивилизаций механизм разложения был одинаков ипритом до такой степени, что остается только спросить себя, как это сделалодин поэт, не состоит ли в сущности история, занимающая столько книг, всегоиз одной страницы? После того, как какой-нибудь народ достиг той ступеницивилизации и могущества, когда он, уверенный в своей безопасности, начинаетнаслаждаться благодеяниями мира и благосостояния, доставляемыми емубогатством, его военные доблести постепенно теряются, излишество цивилизацииразвивает в нем новые потребности, растет эгоизм. Гоняясь только залихорадочным наслаждением быстро приобретенными благами, гражданепредоставляют ведение общественных дел государству и скоро теряют всекачества, некогда создавшие их величие. Тогда соседние варвары иполуварвары, имея очень малые потребности и очень интенсивный идеал,совершают нашествие на слишком цивилизованный народ, уничтожают его и наразвалинах разрушенной цивилизации образуют новую. Таким-то образом,несмотря на страшную военную организацию римлян и персов, варвары уничтожилиимперию первых и арабы империю вторых. Впрочем, не умственного развитиянедоставало подвергшимся нашествию народам. С этой точки зрения невозможнобыло никакое сравнение между победителями и побежденными. Именно когда Римуже носил в себе зародыши близкого упадка, т.е. при первых императорах, оннасчитывал больше всего художников, литераторов и ученых. Почти всепроизведения, создавшие его величие, восходят к этой эпохе его истории. Ноон потерял тот основной элемент, которого никакое умственное развитие неможет заменить: характер. "Нравы были испорчены, семья разлагалась,характеры были изнежены. Под рукой абсолютной власти выродившийся человексъеживался. Было столько ужасных притеснений, но никогда ни малейшегопротеста". Римляне древних веков имели очень слабые потребности и оченьсильный идеал. Этот идеал величие Рима абсолютно господствовал надвсеми душами, и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своейсемьей, своим состоянием и своей жизнью. Когда Рим сделался центромвселенной, самым богатым в мире городом, он наводнился иностранцами,пришедшими со всех стран, и которым в конце концов даны были правагражданства. Требуя для себя только наслаждения роскошью, они очень малоинтересовались своей славой. Великий город сделался громадным постоялымдвором, но это не был уже больше Рим. Он казался еще живущим, когда варварыявились у его ворот, но душа его уже была мертва давно. Аналогичные причины упадка угрожают нашим утонченным цивилизациям, но кним присоединяются еще другие, обязанные эволюции, произведенной в умахсовременными научными открытиями. Наука обновила наши идеи и отняла всякийавторитет у наших религиозных и социальных понятий. Она показала человекуничтожное место, какое он занимает во вселенной, и полное равнодушие природык нему. Он увидел, что то, что считалось им свободой, было только незнаниемпричин, которым он покоряется, и что в системе необходимостей, которые имруководят, естественное положение всех существ таково, чтобы быть впорабощении. Он заметил, что природа не знает того, что мы называемсостраданием, и что весь завоеванный прогресс достигнут был только путембезжалостного подбора, ведущего беспрестанно к подавлению слабых в пользусильных. Все эти ледяные и холодные понятия, столь противоречащие всему тому,что говорили старые верования, очаровывавшие наших отцов, вызвали тревожныесомнения в душах современных поколений. В посредственных головах онипроизвели то анархическое состояние идей, которое кажется наиболеехарактерным для современного человека. У молодого поколения художников иобразованных людей эти внутренние противоречия привели к своего родамрачному равнодушию, убийственному для всякой воли, к замечательнойнеспособности воодушевляться каким-нибудь делом и к исключительному культунепосредственных и личных интересов. Комментируя очень верную мысль де Вогюэ, что "чувство относительногогосподствует над современной мыслью", министр народного просвещенияпровозгласил с явным удовольствием в недавней речи, что "заменаотносительных идей абстрактными понятиями во всех областях человеческогознания составляет величайшее завоевание науки". Новая объявленная победа вдействительности очень стара. Уже много веков тому назад совершила ееиндусская философия. Мы не можем особенно радоваться тому, что она стремитсяи теперь распространится. Настоящая опасность для современной цивилизациизаключается как раз в том, что люди потеряли всякую веру в абсолютнуюценность принципов, на которых она держится. Я не знаю, можно ли назвать отначала мира хоть одну цивилизацию, одно учреждение, одно верование, которыесумели сохраниться, опираясь на принципы, рассматриваемые, как имеющиетолько относительную ценность. И если будущее, по-видимому, принадлежитсоциалистическим доктринам, то именно потому что только их апостолы говорятво имя истин, которые они провозглашают абсолютными. Массы всегда обратятсяк тем, которые ему будут говорить об абсолютных истинах и вполнеосновательно отвернутся от других. Чтобы быть государственным человеком,нужно уметь проникать в душу толпы, понять ее мечты и оставить для неефилософские абстракции. Вещи сами по себе не меняются. Одни только идеи,которые составляются о них, могут сильно изменяться. На эти-то идеи и нужноуметь действовать. Конечно, мы из действительного мира можем узнать только явления,простые состояния сознания, ценность которых очевидно относительна. Но когдамы себя ставим на общественную точку зрения, то можем сказать, что дляданного века и для данного общества существуют условия существования,моральные законы, учреждения, имеющие абсолютную ценность, так как этообщество без них не могло бы существовать. С тех пор, как стала оспариватьсяценность их и распространяться в умах сомнение, общество осуждено на скоруюсмерть. Вот истины, которые можно смело провозглашать, ибо они не из тех,которые могла бы оспаривать какая-нибудь наука. Противоположная доктринаможет производить только самые гибельные последствия. Современныегосударственные люди слишком много верят в значение учреждений и слишкоммало в значение идей. Наука показывает им, однако, что первые всегда детивторых и не могут существовать, не опираясь на них. Идеи представляют собой невидимыепружины вещей. Когда они исчезли, то и скрытые подпорки учреждений ицивилизаций поломаны. Для народа всегда был страшным часом тот, когда егостарые идеи спускались в темные подземелья, где почивают мертвые боги. Оставляя теперь в стороне причины, чтобы изучить результаты, мы должныпризнать, что большинству великих европейских наций серьезно угрожает явноевырождение, в особенности так называемым латинским и тем, которыепринадлежат к ним если не по крови, то, по крайней мере, по традициям и повоспитанию. Они теряют с каждым днем свою инициативу, свою энергию, своюволю и свою способность действовать. Удовлетворение постоянно растущихматериальных потребностей стремится стать единственным их идеалом. Семьяразлагается, социальные пружины ослабляются. Недовольство и беспокойствораспространяются во всех классах, как самых богатых, так и самых бедных.Подобно кораблю, потерявшему свой компас и блуждающему наудачу по произволуветров, современный человек блуждает по произволу случая в пространствах,которые некогда населяли боги и которые трезвое знание сделало пустынными. Став очень впечатлительными и крайне переменчивыми, массы, неудерживаемые уже никакими преградами, по-видимому, осуждены беспрестанноколебаться между самой бешенной анархией и самым грубым деспотизмом. Ониочень легко поднимаются по одному слову, и их однодневные божества скоростановятся их жертвами. Кажется, что массы жадно добиваются свободы; вдействительности же они ее всегда отталкивают и беспрестанно требуют отгосударства, чтобы оно ковало для них цепи. Они слепо повинуются самымтемным сектантам и самым ограниченным деспотам. Краснобаи, желающиеруководить массами и чаще всего следующие за ними, возбуждают нетерпение инервозность, заставляя беспрестанно менять повелителей с настоящим духомнезависимости, отучая таким образом от повиновения какому бы то ни былоповелителю. Государство, каков бы ни был его номинальный режим, являетсябожеством, к которому обращаются все партии. От него требуют с каждым днемвсе более тяжелой регламентации и покровительства, облекающих малейшие актыжизни в самые тиранические формальности. Молодежь все более и болееотказывается от карьер, требующих понимания, инициативы, энергии, личныхусилий и воли; малейшая ответственность ее пугает. Ограниченная сферафункций, за которые получается жалованье от государства, ее вполнеудовлетворяет. Энергия и деятельность заменены у государственных людей страшнобесплодными личными препирательствами, у масс восторгами и злобами дня, уобразованных каким-то плаксивым, бессильным и неопределеннымсентиментализмом и бледными рассуждениями о горестях жизни. Безграничныйэгоизм развивается всюду. Каждый в конце концов стал заниматься толькособой. Совесть становится покладистой, общая нравственность понижается ипостепенно гаснет. Человек теряет всякую власть над собой. Он не умеетбольше владеть собой; а тот, кто не умеет владеть собой, осужден скороподпасть под власть других. Это понижение нравственности становится очень серьезным, когда ононаблюдается в таких областях, как суд и нотариат, у которых некогдачестность была так же обычна, как храбрость у военных. Что касаетсянотариата, то нравственность его в настоящее время упала до очень низкогоуровня. Те же симптомы глубокой деморализации наблюдаются, к несчастью, увсех латинских народов. Скандал итальянских государственных банков, гдеворовство практиковалось в широких размерах наиболее высокопоставленнымиполитическими деятелями, несостоятельность Португалии, жалкое финансовоеположение Испании, финансы которой не лучше финансов Италии, глубокоепадение латинских республик Америки доказывают, что характер инравственность известных народов страдает неизлечимой болезнью и что их рольв мире близится к концу. Переменить все это было бы трудным делом. Нужно было бы прежде всегопеременить наше плачевное воспитание. Оно отнимает всякую инициативу ивсякую энергию даже у тех, кто получил их по наследственности. Оно тушитвсякий проблеск интеллектуальной самостоятельности, давая молодежи какединственный идеал ненавистные конкурсы, которые, не требуя ничего кромеусилий памяти, приводят к тому, что умственное развитие начинает считатьсявыше всего; но именно рабская привычка к подражанию делает ее совершеннонеспособной к проявлению индивидуальности и к личным усилиям. "Я стараюсьвлить железо в душу детей", сказал английский педагог министру Гизо,посетившему школы Великобритании. Где у латинских народов педагоги ипрограммы, которые могли бы осуществить подобную мечту? Это общему понижению характера, этой неспособности граждан управлятьсамими собой и их эгоистическому равнодушию обязана, главным образом, татрудность, какую испытывают большинство европейских народов, жить подлиберальными законами, одинаково далекими как от деспотизма, так и отанархии. Что подобные законы мало симпатичны массам, это легко понять, ибоцезаризм обещает им если не свободу, о которой они очень мало заботятся, то,по крайней мере, очень большое равенство в рабстве. Напротив, то, чтореспубликанские учреждения могут быть очень охотно приняты просвещеннымиклассами, не трудно будет понять, если оценить надлежащим образом силувлияний предков. Не благодаря ли этим учреждениям имели больше всеговозможностей проявиться всякие превосходства, и в особенности умственные?Можно даже сказать, что единственный действительный недостаток этихучреждений для мечтателей об абсолютном равенстве заключается в том, что ониспособствуют образованию могущественных умственных аристократий. Напротив,самым притеснительным режимом как для характера, так и для ума является цезаризм в его различных формах. Он может только легко привести кравенству в низости, к покорности в рабстве. Он очень приспособлен к низкимпотребностям вырождающихся народов, и поэтому, лишь только им представляетсявозможность, они возвращаются к нему. Первый попавшийся султан какого-нибудьгенерала приводит их к нему. Когда какой-нибудь народ дошел до этого, то часего пришел и время его завершилось. Он, этот цезаризм старых веков, появление которого история всегдавидела во всех цивилизациях при самом первом их возникновении и при крайнемих упадке, теперь претерпевает явную эволюцию...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.