Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава третья. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ РАС



Психологическая классификация основывается, подобно анатомической классификации, на констатировании небольшого числа неизменных и основных черт * Психологическая классификация человеческих рас * Первобытные расы * Низшие расы * Средние расы * Высшие расы * Психологические элементы, группировка которых допускает эту классификацию * Элементы, имеющие наибольшую важность * Характер * Нравственность * Умственные качества могут изменяться воспитанием * Качества характера постоянны и составляют неизменный элемент каждого народа * Их роль в истории * Почему различные расы не могут понимать и влиять друг на друга * Причины невозможности заставить низший народ принять высшую цивилизацию. Когда в области естествознания приходится устанавливать основания для классификации видов, то труд этот облегчается тем, что неизменные и, следовательно, основные признаки, по которым определяется каждый вид, очень немногочисленны. Их перечисление всегда занимает несколько строчек. Это потому, что в действительности натуралист занимается только неизменными признаками, не обращая никакого внимания на временные. Впрочем, эти основные признаки влекут за собой неизбежно целый ряд других. То же самое с психологическими признаками рас. Если входить в подробности, то между одним народом и другим, между одним индивидуумом и другим можно заметить бесчисленные и тонкие различия; но если обращать внимание только на основные признаки, то придется признать, что для каждого народа они немногочисленны. Только на примерах (мы скоро представим очень характерные) можно ясно показать влияние этого небольшого числа основных признаков на жизнь народов. Основания психологической классификации рас могут быть изложены лишьпосле детального изучения психологии различных народов. Это труд, длякоторого потребовались бы тома; мы же ограничимся тем, что набросаем ихпсихологию крупными штрихами. Рассматривая только главные психологическиепризнаки человеческих рас, мы можем разделить их на следующие четыре группы:первобытные расы, низшие, средние и высшие. Первобытные расы те, у которых не находят ни малейшего следакультуры, и которые остановились на той эпохе первобытной животности, какуюпереживали наши предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы иавстралийцы. Кроме первобытных рас существуют еще низшие расы, главнымипредставителями которых являются негры. Они способны к зачаткам цивилизации,но только к зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенноварварских форм цивилизации, хотя случай делал их (например, негровСан-Доминго) наследниками высших цивилизаций. К средним расам мы относим китайцев, японцев, монголов и семитическиенароды. Через ассирийцев, монголов, китайцев, арабов они создали высокиетипы цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскиминародами. Среди высших рас могут занимать место только индоевропейские народы.Как в древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время, однитолько они оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, наукии промышленности. Только им мы обязаны тем высоким уровнем, какого достигланыне цивилизация. Пар и электричество вышли из их рук. Наименее развитые изэтих высших рас, например, индусы, возвысились в области искусства,литературы и философии до такого уровня, какого никогда не могли достигнутьмонголы, китайцы и семиты. Между четырьмя большими группами, которые мы только что перечислили, невозможно никакого слияния; отделяющая их умственная пропасть очевидна.Трудности начинаются только тогда, когда хотят подразделить эти группы.Англичанин, испанец, русский относятся к группе высших народов; однако мыхорошо знаем, что между ними существуют очень большие различия. Чтобыопределить эти различия, нужно брать каждый народ в отдельности и описатьего характер. Это мы скоро сделаем для двух из них с тем, чтобы датьприменение нашему методу и показать важность его результатов. Пока же мыобрисуем только в самых общих чертах природу главных психологическихэлементов, по которым можно различать расы. У первобытных и низших рас (нет надобности их отыскивать срединастоящих дикарей, так как низшие слои европейских обществ подобныпервобытным существам) можно всегда констатировать большую или меньшуюнеспособность рассуждать, т.е. ассоциировать в мозгу идеи, чтобы ихсравнивать и замечать их сходства и различия, идеи, вызванные прошедшимиощущениями, или слова, служащие их знаками, с идеями, произведенныминастоящими ощущениями. Из этой неспособности рассуждать проистекает большоелегковерие и полное отсутствие критической мысли. У высшего существа,напротив, способность ассоциировать идеи и делать из них умозаключения оченьвелика, критическая мысль и способность к точному мышлению высоко развиты. У людей низших рас можно еще констатировать очень слабую степеньвнимания и соображения, очень большой подражательный ум, привычку делать изчастных случаев общие неточные выводы, слабую способность наблюдать ивыводить из своих наблюдений полезные результаты, чрезвычайную изменчивостьхарактера и очень большую непредусмотрительность. Инстинкт момента единственный их путеводитель. Подобно Исаву типу первобытного человека они охотно продали бы свое будущее право первородства за настоящуючечевичную похлебку. Когда человек умеет противопоставлять ближайшемуинтересу будущий, ставить себе цель и с настойчивостью преследовать ее, тоон уже осуществил большой прогресс. Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков исклонность не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений,осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постояннооставаться в очень низком состоянии. Только по мере того, как народыприучаются владеть своими инстинктами, т.е. по мере того, как ониприобретают волю и, следовательно, власть над собой, они начинают пониматьважность порядка, необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься доцивилизации. Если бы нужно было оценить одним мерилом социальный уровеньнародов в истории, то я охотно принял бы за масштаб степень способностивладеть своими инстинктами. Римляне в древности и англо-американцы внастоящее время представляют собой народы, обладающие этим качеством ввысшей степени. Оно сильно содействовало сохранению их величия. Общей группировкой и относительным развитием различных психологическихэлементов образуются типы психических организаций, по которым можноустановить классификацию индивидуумов и рас. Из этих психологическихэлементов одни имеют отношение к характеру, другие к уму. Высшие расы отличаются от низших как характером, так и умом; но высшиенароды между собой отличаются главным образом характером. Так как этот пунктимеет огромное общественное значение, то его следует изложить ясно. Характеробразуется сочетанием в различной пропорции различных элементов, которыепсихологи обозначают ныне именем чувств. Из тех, которые играют наиболее важную роль, следует главным образомотметить: настойчивость, энергию, способность владеть собой, способности,проистекающие из воли. Мы упомянем также среди основных элементов характеранравственность, хотя она синтез довольно сложных чувств. Это последнееслово мы берем в смысле наследственного уважения к правилам, на которыхпокоится существование общества. Иметь нравственность для народа значитиметь известные твердые правила поведения и не отступать от них. Так как этиправила разнообразятся по времени и странам, то нравственность вследствиеэтого кажется вещью очень изменчивой, и она в действительности такова; нодля данного народа, для данного момента нравственность должна бытьсовершенно неизменной. Дочь характера, но ничуть не ума, она может считатьсяпрочно установленной только тогда, когда стала наследственной и,следовательно, бессознательной. Вообще можно сказать, что величие народовзависит главным образом от уровня их нравственности. Умственные качества могут легко изменяться под влиянием воспитания;качества характера почти совершенно ускользают от его действия. Есливоспитание действует на них, то это бывает только у натур безразличных, неимеющих почти никакой воли и, следовательно, легко склоняющихся в тусторону, куда их толкают. Эти безразличные натуры встречаются у отдельныхиндивидов, но крайне редко у целого народа, и если их можно встречать внем, то только в моменты крайнего упадка. Открытия ума передаются легко от одного народа к другому. Качествахарактера не могут передаваться. Это те неизменные основные элементы,которые позволяют различать психический склад высших народов. Открытия,обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества илинедостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Это неизменный утес, в который волна должна бить изо дня в день в течениевеков, чтобы обточить только его контуры; он соответствует специфическомупризнаку вида, плавнику рыбы, клюву птицы, зубу плотоядного. Характернарода, но не его ум, определяет его развитие в истории. Влияние характераможно всегда отыскать в видимых капризах совершенно бессильного случая иочень могущественной судьбы, которая, по различным вероучениям, руководитпоступками людей. Влияние характера самый могущественный фактор в жизни народов, междутем как влияние ума в действительности очень слабо. Римляне времен упадкаимели более утонченный ум, чем ум их грубых предков, но они потеряли прежниекачества своего характера: настойчивость, энергию, непобедимое упорство,способность жертвовать собой для идеала, ненарушимое уважение к законам,которые создали величие их предков. Только благодаря характеру 60 тысячангличан держат под своей властью 250 миллионов индусов, из которых многиепо крайней мере равны им по уму, а некоторые неизмеримо превосходят ихэстетическим вкусом и глубиной философских воззрений. Только благодаряхарактеру, они стоят во главе гигантской колониальной империи, какуюкогда-либо знала история. На характере, но не на уме основываются общества,религии и империи. Характер даст народам возможность чувствовать идействовать. Они никогда не выигрывали много от того, что желали слишкоммного рассуждать и слишком много мыслить. Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожныйпрактический интерес зависят главным образом от того, что они посвящают себяисключительно изучению ума и оставляют почти совершенно в стороне изучениехарактера. Я знаю только одного Рибо, который на нескольких страницах, кнесчастью слишком кратких, показал значение характера и признал, что онобразует истинный фундамент душевного развития. "Ум, пишет совершенноосновательно ученый профессор "College de France", лишь побочная формапсихической эволюции. Основной тип ее есть характер. Ум, когда он слишкомразвит, скорее ведет к его разрушению". Я постараюсь здесь доказать, что если желают ознакомиться сосравнительной психологией народов, то следует прежде всего приступить кизучению характера. Тот факт, что столь важная наука (так как из неевытекают история и политика) никогда не являлась предметом исследования,остался бы совершенно непонятным, если бы нам не было известно, что подобнаянаука не приобретается ни в лабораториях, ни в книгах, но толькопродолжительными путешествиями. Ничто, впрочем, не дает повода предсказать,что к ней скоро приступят профессиональные психологи. Они оставляют внастоящее время все более и более то, что было некогда их областью, чтобыпосвятить себя анатомическим и физиологическим исследованиям. Анатомироватьмозги, исследовать под микроскопом клетки, определять законы, связывающиевозбуждение и реакцию, все это относится к общей физиологии, касаясьодинаково лягушки и человека, но остается без всякого близкого илиотдаленного применения к познанию психологического склада различных типовнашего вида. Поэтому нельзя не поощрять такие сочинения, как только чтовышедшее в свет интересное исследование Поллака "Les caracteres". Хотя размеры нашего труда очень ограничены, они все-таки позволят нампоказать на нескольких совершенно ясных примерах, в какой степени характернародов определяет их судьбу. Я также покажу на других примерах, что вопрекивсем историческим видимостям, психический склад рас, когда он ужеобразовался, обладает почти столь же устойчивыми признаками, каканатомические признаки видов. Из психического склада рас вытекает их понятие о мире и жизни, аследовательно, их поведение и, наконец, их история. Воспринимая известнымобразом впечатления от внешних вещей, каждый индивид чувствует, мыслит ипоступает совершенно иначе, чем будут чувствовать, мыслить и поступать те,которые обладают совершенно отличным психическим складом. Отсюда следует,что психические организации, построенные по совершенно различным типам, немогут достигнуть полного слияния. Вековые столкновения рас имеют главным своим основанием непримиримостьих характеров. Ничего нельзя понять в истории, если не имеешь постоянно в виду, чторазличные расы не могут ни чувствовать, ни мыслить, ни поступать одинаковымобразом, ни, следовательно, понимать друг друга. Без сомнения, различныенароды имеют в своих языках общие слова, которые они считают синонимами, ноэти общие слова будят у тех, которые их слушают, совершенно несходныечувства, идеи, способы мышления. Нужно пожить с народами, психический складкоторых чувствительно отличается от нашего, даже выбирая между ними тольколиц, говорящих на нашем языке и получивших наше воспитание, чтобы понятьглубину пропасти, существующей между психическим складом различных народов. Можно и без далеких путешествий составить себе об этом некотороепредставление, констатируя глубокое психическое различие, существующее междуцивилизованным мужчиной и женщиной, даже в том случае, когда последняя оченьобразована. Они могут иметь общие интересы, общие чувства, но никогда одинаковых ассоциаций идей. Они разговаривают между собой в течение веков,не понимая друг друга, потому что их духовные организмы построены по слишкомразличным типам, чтобы они могли воспринимать одинаковым образом внешниевещи. Уже одна разница в их логике была бы достаточна для того, чтобысоздать между ними непроходимую пропасть. Эта пропасть между психическим складом различных рас и объясняет нам,почему высшим народам никогда не удавалось заставить низшие принять ихцивилизацию. Столь еще распространенное мнение, что образование можетосуществить подобное дело, одна из печальнейших иллюзий, какую когда-либосоздали теоретики чистого разума. Без сомнения, образование позволяет,благодаря памяти, которой обладают самые низкие существа, и которая несоставляет, впрочем, исключительной привилегии человека, дать индивиду,стоящему довольно низко на человеческой лестнице, совокупность познаний,какими обладает европеец. Можно легко сделать бакалавра или адвоката изнегра или из японца; но этим ему дают чисто внешний лоск, без всякоговоздействия на его психическую природу, из которой он не может извлекатьникакой пользы. То, чего ему не может дать никакое образование (потому чтоих создает одна только наследственность) это формы мышления, логика, и,главным образом, характер западных людей. Этот негр или этот японец могутполучать сколько угодно дипломов, но никогда им не подняться до уровняобыкновенного европейца. За десять лет ему можно легко дать образованиеочень просвещенного англичанина. Но чтобы сделать из него настоящегоангличанина, т.е. человека, действующего, как англичанин, в различныхобстоятельствах жизни, в какие он будет поставлен, для этого едва достаточнобыло бы тысячи лет. Только на внешний взгляд народ круто переменяет свойязык, свой государственный строй, свои верования и свое искусство. Для того,чтобы произвести подобные перемены в действительности, нужно изменить егодушу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.