Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние состояния оператора на его ошибки



Одним из факторов, провоцирующих ошибки оператора, является его состояние здоровья. Имеются в виду некоторые хронические за­болевания, когда оператор признается трудоспособным, но его функ­циональные возможности снижены. К ним относятся в первую очередь сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные заболевания, диабет. Эти болезни порождают недомогание, слабость, быструю утомляемость, по­вышенную раздражительность. Чтобы в таком состоянии работать без ошибок, требуется повышенное внимание, вызывающее напряженность и прогрессирующее утомление, которое приходится компенсировать еще большей концентрацией внимания. При этом, естественно, создается почва для возникновения ошибок. Однако не только сами заболевания, но и средства их лечения могут являться побудительными причинами со­вершения операторами различных ошибок с неблагоприятными исхода­ми. Имеются в виду лекарственные препараты, которые по назначению врача принимают водители транспортных средств.

Одна из опасностей для оператора — монотония — состояние, вы­званное однообразием восприятия действий. В психологии принято различать два вида монотонии:

• развивающуюся в результате многократного повторения одних и тех же движений и поступления в одни и те же нервные центры большого ко-личества одинаковых сигналов (например, при работе на конвейере);

• вызываемую ограниченным числом и однообразием поступающих сигналов, когда приходится действовать в условиях одной и той же, мало изменяющейся информации; недостаток информации порождает у опера­тора состояние так называемого сенсорного голода — от езды в условиях однообразной малоинтересной местности, длительного наблюдения за экраном радиолокатора или приборным пультом в ожидании редкого, но важного сигнала.


Монотония сопровождается изменениями в различных сферах: - физиологической — в организме возникают сдвиги, типичные для - «и тинияутомления;

• психической — рассеивается внимание, затрудняется мышление, п«» шикает нервозность;

• поведенческой — растет вариативность в точности и скорости вы­пи л пения действий, увеличивается число ошибок.

М oi ютонность труда существенно увеличивает время реакции операто-I ».i (например, при езде по монотонной дороге оно возрастает на 30 %).

('уществует ряд чисто психологических рекомендаций для снижения ни шействия монотонии. Поскольку это состояние возникает на спо-i пи пых участках пути, машинисту целесообразно искать отвлекающие флморы (например, думать о чем-то постороннем, но волнующем его);

•ниц,шее внимание обращать на окружающую природу. Японские уче­ные, кстати, рекомендуют для борьбы с этим состоянием использовать i ui.nельную резинку, включать радио. Как физиологическое средство

•нижения воздействия дорожной монотонии можно использовать ло-

•мhi,нос термоэлектрическое охлаждение участков кожи лба.

Ьорьба с монотонией актуальна и для машинистов локомотивов, р.шоипощих на удлиненных тяговых плечах. В отличие от автомоби-н и, па локомотивах имеется техническое устройство, периодически iin/i.noiuee звуковой сигнал, на который машинист должен реагиро-iMi I. нажатием кнопки безопасности (но это не всегда эффективно, ни. кольку некоторые и в состоянии дремоты нажимают эту кнопку); мпшда используют сигнализаторы, связанные с веками глаз маши-iiiii ia (при относительно длительном времени закрытия глаз они

• и чючают сирену). Засыпание машиниста пытаются фиксировать по
, ришпо кожно-гальванического рефлекса, снимаемого с его руки; при
ни шикповении этого состояния включается пробуждающий сигнал.
< >/и i.iко датчик на руке мешает работе.

I п 1С одной категорией опасных для оператора состояний является и метение внутренних биологических ритмов, в частности, нарушение I- i ими сна. Человеческий организм физиологически и психологически и i и u i и к\-Сливается к изменению своей работоспособности по 24-часовому 1-м i м v, I не периоды активной деятельности и расхода энергии сменяют-

•«I триодами отдыха. Соответственно этим периодам изменяются как Фи шомошческие показатели (кровяное давление, пульс, температура и 11,1'ю электропроводность, эластичность кожи и т.п.), так и психоло-

•in. ( к и г (уровень внимания, скорость реагирования и пр.). На безопас­на, i и | >аСн угы оператора сказывается также ломка стереотипа чередования


фаз труда и отдыха в связи с необходимостью работать в разные смены. Физиологические системы организма не успевают подстраиваться под изменения режима труда, что вызывает снижение функциональных воз­можностей человека и увеличение риска ошибок. Особенно много оши­бок, как показали исследования, оператор допускает в ночное время — с 1 до 5 ч, в дневное время несколько меньший пик ошибок приходится на период с 12 до 16 ч.

Эмоциональное состояние оператора также оказывает влияние на эффективность его работы. Влияние эмоций на процесс и результаты деятельности оператора чаще трактуется с позиции теории стресса, вы­двинутой канадским физиологом Г. Селье. Стресс — эмоциональное состояние, вызванное трудностями и опасностями значимой (тревожной) для человека задачи. Давая общую оценку стрессу, следует отметить, что если дело не доходит до эмоционального истощения, стресс — полезная вегетативная реакция организма на возникающие трудности или опас­ности, на резкое увеличение физической или психической нагрузки. Стресс диагностируется по росту биоэлектрической активности мозга, повышению частоты сердцебиения, росту систолического давления кро­ви, изменению ее состава. И все эти сдвиги в организме способствуют повышению его энергетических возможностей. Поэтому стресс сам по себе служит целесообразной защитной реакцией организма и одновре­менно механизмом, содействующим успеху в трудовой деятельности и условиях помех, трудностей и опасностей. Возможны различные про­явления стресса — аустресс и дистресс.

Аустресс — это реакция, ограниченная в основном мобилизацией ресурсов организма и его противодействием негативным влияниям путем использования адаптационных резервов организма.

Дистресс возникает, когда противодействие к негативному влиянию в организме развивается как сильная активация, которая вызывает его гипермобилизацию. Реакция операторов на стрессовые ситуации быва­ет разной. Люди с более сильной нервной системой под воздействием стрессоров и вызванной ими активации обычно улучшают результаты деятельности и не склонны к дистрессу. Те же, у кого слабая нервная система, даже на простые задачи реагируют высокой активацией и легко впадают в состояние дистресса.

Однако и аустресс, если он возникает часто или является длительным, может оказаться вредным для здоровья. Немецкий ученый В. Дибшлаг считает, что нормальная готовность к труду обеспечивается тогда, когда человек работает в основном с затратой 40—60 % своих возможностей. В особых случаях, при возникновении трудностей, опасностей, т.е.


11 i грессовых ситуациях, он может использовать 80 % возможностей < »pi анизма. Оставшиеся 20 % позволительно расходовать лишь при воз­ни к i ювении угрозы жизни.

) Сказано, что неудовлетворенность своим трудом делает людей более i и)/I иерженными стрессу и, таким образом, совершению ошибок. Причем мчи мужчин более сильными стрессорами обычно оказываются физио-чогические факторы, а для женщин —психологические.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.