Научные знания, информация, открытия предопределяют эффективность производства, его конкурентоспособность, обусловливают динамику экономического роста предприятий и отраслей. Возрастающая значимость результата инновационного процесса определяет необходимость его исследования, изучения его сущности, методов коммерциализации.
Поскольку инновационный процесс по своей структуре состоит из двух стадий, то в качестве инновационного продукта могут выступать:
- информация, содержащая новое знание;
- конечный продукт инновационного процесса – нововведение или наукоёмкая продукция.
Наукоёмкая продукция как результат производственной деятельности не представляет особого интереса с точки зрения инновационного менеджмента. Она достаточно подробно описана в производственном менеджменте и маркетинге, имеет товарный вид и реализуется на товарных рынках.
Признаками наукоёмкости продукции являются:
- наличие расходов на НИОКР в составе себестоимости (доля инновационных затрат в себестоимости продукции в развитых странах достигает в среднем 15 – 18%, в России – менее 3 %);
- патентоспособность;
- высокая фондовооружённость труда;
- высокий профессиональный уровень специалистов;
- техническая сложность продукции;
- наличие технологических инноваций при изготовлении продукции;
- новизна и прогрессивность применяемых материалов;
- организационная сложность производства.
К определению новой продукции сложились следующие подходы:
- новой может считаться продукция, соответствующая по своим параметрам лучшим мировым образцам или превосходящая их;
- новизна продукции может определяться применением качественно новых технологий, используемых для получения данного продукта;
- продукт является новым до тех пор, пока в процессе его реализации производитель получает избыточную прибыль, называемую научно-технической рентой за монополию на знания;
- пороговым критерием новизны продукции в американской практике называют момент максимума продаж (до этого порога продукция считается новой);
- продукт является новым, если таковым его считают потребители, учитывая информационный аспект, опыт и длительность присутствия товара на рынке.
Множество подходов объясняется наличием разных видов новизны продукции.
Абсолютная новизна продукции фиксируется при отсутствии её аналогов.
Относительная новизна связана с совершенствованием отдельных характеристик продукции, имеет несколько разновидностей:
- частная (отдельные конструктивные элементы продукции усовершенствованы);
- условная (новое сочетание известных элементов);
- стоимостная (затраты на освоение и использование оборудования, отнесённые к объёму полезной работы, ниже, чем у заменяемого оборудования);
- целесообразная(лучшие характеристики назначения продукции).
Рыночная новизна продукции означает расширение круга потенциальных потребителей, а также увеличение числа функций, выполняемых изделием.
Гораздо больший интерес в качестве инновационного продукта вызывает информация, содержащая новое знание, абстрагируемое от формы материального носителя этой информации. Выделим важнейшие особенности информации как инновационного продукта [23]. Принципиальной особенностью информации является возможность её присвоения без отчуждения (в отличие от материально вещественных форм инновационного продукта, которые отчуждаются от экономического субъекта, реализовавшего их). Информация может одновременно использоваться в нескольких процессах производства и потребления, протекающих в разных местах, тогда как конкретный материальный продукт может использоваться лишь один раз. Одна и та же информация может быть продана несколько раз, при этом может быть сохранено право собственности на неё у создателя.
Специфика инновационного продукта состоит и в том, что предложение, как правило, является ведущим, спрос следует за ним. Часто инновационный продукт производится в условиях естественной монополии. Следовательно, инновационные продукты персонифицированы.
Изначально инновационному продукту присущ коллективный характер. Он должен иметь общественную полезность, а на начальной стадии своего создания «впитывает» в себя информацию – чужие идеи, знания, секреты, открытия, накопленные наукой. По мере использования знания (информация) не убывают.
Информация, содержащая новое знание, имеет товарный характер и, следовательно, предлагается к обмену. При этом огромное значение имеет её потребительская стоимость, т.е. ценность с точки зрения потребителя. Качество информационного обмена между участниками инновационного процесса определяет рыночные позиции инновационного товара. Отсутствие информационных связей между рынком и субъектом инновационной деятельности не позволяет получить доход от реализации инновационного продукта. И наоборот, информация, способствующая переносу новых знаний в производство, создаёт возможность появления нового товара. Таким образом, в ходе инновационного процесса происходит превращение информационных потоков в денежные.
Структура затрат на инновационный продукт отличается от структуры затрат на большинство товаров и услуг. Большая часть издержек приходится на подготовительный период, из-за чего себестоимость изготовления опытного образца или первого экземпляра нового изделия непропорционально велика по отношению к себестоимости последующих. Ёмкость рынка инновационной продукции определяется платежеспособным спросом потенциальных покупателей, а предложение зависит от количества и потенциала инновационных организаций. На инновационном рынке действует закон стоимости, устанавливающий цены в зависимости от полезности продукта. В зависимости от количества инновационных организаций рынок инновационной продукции может быть монопольным или с совершенной конкуренцией. Ситуация превышения предложения над спросом свидетельствует не о его затоваривании, а о наличии конкуренции инновационных проектов, обеспечивающей рост конкурентоспособности инновационного продукта.
Трансфер инноваций
Итак, информация о новом знании представляет собой инновационный товар особого рода, основными особенностями которого являются неисчерпаемость и неуничтожимость. Возможность хищения информации (передача из рук в руки, тиражирование с помощью компьютера, копирование продукции) требует формирования определённых условий её передачи.
Для надёжной защиты своих прав создатели инновации стремятся запатентовать её в странах – основных конкурентах и в индустриально развитых странах, что позволяет на 5 – 10 лет сохранить монополию на новшество. Это связано с тем, что в фазе выхода на рынок, которая является критической в жизненном цикле инновации, появляется большое количество организаций-имитаторов.
Собственники инновации заинтересованы в максимально быстрой её материализации для увеличения коммерческой выгоды. Поэтому на начальных этапах жизненного цикла инновации предпочтение отдаётся её продаже в материализованном виде. При этом наглядно видны её преимущества. В последующем к обычной продаже присоединяют прямые инвестиции (франчайзинг, лизинг, кредит). Это открывает для продавца инновации новые рынки, даёт экономию издержек, позволяет увеличить прибыль. После этого продавец инновации отдаёт предпочтение продаже прав собственности на запатентованную инновацию (продажа патентов и лицензий).
Передача инновации может осуществляться в различных формах, разными способами, по разным каналам. Некоммерческие формы трансфера инноваций связаны чаще всего с фундаментальными исследованиями, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации. Коммерческие формы передачи инноваций оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-техническом содружестве, о совместном производстве, о купле-продаже).
Коммерческие формы передачи технологии подразделяются на сопутствующие соглашения («под ключ», «под готовую продукцию», «рынок в руки») и самостоятельные формы (лицензионные соглашения, безлицензионные формы передачи технологии и кооперационные соглашения).
Из сопутствующих форм передачи технологии чаще всего встречаются соглашения «под ключ». Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Позволяя заинтересованным сторонам приступить к выпуску высокотехнологичной продукции, не имея для этого соответствующего научно-технического задела, соглашения «под ключ» обеспечивают возможность приобретения не только определенных технических, но и управленческих знаний и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ. Однако злоупотреблять выдачей заказов с исполнением «под ключ» не рекомендуется, так как возможно возникновение и углубление технологической зависимости заказчика от подрядчика. Отмечается, что строительство заводов «под ключ», закупка комплектного оборудования, отдельных объектов техники и другие торговые операции, по которым «ноу-хау» не передается, позволяют только временно, в пределах морального старения, эксплуатировать закупленную новую технику, но не дают возможности ее воспроизвести, создать более совершенную, а следовательно, ликвидировать наметившееся или сложившееся отставание. Платежи по проектам «под ключ» обычно осуществляются поэтапно, по мере выполнения работ. Общепринятой является следующая разбивка платежей: первоначальный платеж составляет 10 – 25 % от стоимости контракта, 50 – 65 % выплачивается в ходе выполнения работ, а окончательный расчет проводится после сдачи объекта в эксплуатацию. Определенные трудности, как показывает практика, возникают на этапе окончательного расчета за сданный объект. Эти трудности связаны с инфляционным обесценением денег за период строительства объекта или чрезмерными претензиями заказчика. Поэтому при заключении контракта этим обстоятельствам уделяется обычно особое внимание, чтобы избежать конфликтов в будущем.
Соглашение под готовую продукцию является более совершенной и сложной формой приобретения технологии. Она отличается тем, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только после начала производства продукции.
Лицензионные соглашения являются основной формой передачи технологии. Они предусматривают передачу на определенный срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в области науки и техники.
К кооперационным соглашениям относятся соглашения, предметом которых являются: осуществление специализированного производства узлов и деталей по технологии одного из партнеров; взаимное предоставление технологии с последующим обменом и сборкой; совместная разработка изделий, включая проектирование, изготовление и сборку.
Выделяются следующие виды производственной кооперации:
- подрядное кооперирование. Стороны заключают договор на изготовление определенного изделия из материала заказчика или поставщика. На коммерческой основе часто передаются ноу-хау и техническая документация. При осуществлении работ по заказу нередко имеет место долгосрочная аренда машин и оборудования заказчика, за которым сохраняется право собственности на них. Во всех случаях подрядного кооперирования, помимо представления «ноу-хау», документации и оказания технической помощи, проводится также совместное проектирование. Его цель – соответствие продукции техническим требованиям и стандартам заказчика;
- совместное производство. Здесь можно выделить два типа соглашений: кооперирование на основе лицензии, предоставляемой одной из сторон, и кооперирование на основе взаимного обмена лицензиями. Возможно и совместное проектирование с использованием экспериментальных и производственных баз партнеров;
- комбинирование разных форм кооперации в зависимости от потребностей партнеров.
Кроме указанных, можно классифицировать трансфер инноваций по каналам или направлению передачи. Вертикальная передача предполагает межорганизационный трансфер по этапам инновационного процесса. Горизонтальная передача направлена на трансфер новшества из одной научной области в другую.
Коммерческий трансфер инноваций требует определения цены инновации. Особенности инновационного продукта как товара определили и специфику его цены:
- эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при применении его в производстве;
- срок использования новшества обусловлен его моральным износом;
- эффект от использования новшества со временем уменьшается;
- эффект от новшества не может быть полностью присвоен разработчикам, так как это делает бессмысленным его покупку и использование в производстве;
- научный продукт может продаваться неоднократно (если это не ограничено первым покупателем).