Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы развития инновационного менеджмента



М. Портер [35] выделяет 4 стадии (источника) конкурентного развития страны:

- развитие на основе факторов производства (ресурсов),

- развитие на основе инвестиций,

- развитие на основе накопленного в ходе исторического развития богатства и

- развитие на основе инновационной деятельности.

На основе этих источников формируются стратегии

обеспечения конкурентоспособности различных стран мира.

Стратегия, ориентированная на рациональное использование природных и климатических ресурсов, характерна для таких стран, как Кувейт, Канада, Венгрия, Австралия и т.д.
Стратегия, основанная на богатствах, характерна для ряда фирм стран Европы, имевших колонии в других частях света.
Инвестиционная стратегия характерна для азиатских стран, где упор делается на привлечение инвестиций, использование дешевой рабочей силы, льготное налогообложение.
Инновационная стратегия характерна для США, Японии, Германии, многие фирмы которых являются лидерами в технологии производства продукции и формируют “стандарты” деятельности других стран.

Таким образом, конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников развития. Приоритет должен быть отдан развитию на основе активной инновационной деятельности в области базовых наукоёмких отраслей народного хозяйства. В этом случае факторы производства и инвестиции являются средствами достижения инновационных целей. Промышленно развитые страны, сделавшие инновации приоритетным источником развития, занимают передовые позиции в мире по всем показателям развития экономики. Доля инновационно активных предприятий в развитых странах достигла 80 %, в то время как в России – 5 – 6 %.

Выделяются 4 относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента:

I. Факторный подход.

Базовые концепции.

1. Наука и техника рассматривались как один из важнейших факторов развития экономического потенциала общества.

2. Выделялся научно-технический потенциал субъекта (кадры, материально-техническую базу, информационные ресурсы, финансы), который оценивался с помощью специально разработанных критериев.

3. Инновационное развитие определялось приростом научно-технического потенциала. Инновационный менеджмент был направлен увеличением прироста.

Применяемые методы.

1. Статистические факторные модели на основе корреляционных и регрессивных зависимостей.

2. Нормативные методы планирования.

Оценка системы менеджмента.

Менеджмент нацеливал на преимущественно экстенсивное развитие, большее внимание уделялось ресурсам, затратам, а не результату. Снижение затрат оценивалось в качестве результата.

II. Функциональный подход.

Базовые концепции.

1. Инновационный менеджмент рассматривается как совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация.

2. Опора – на рациональное разделение труда в управлении инновациями и оптимизацию принимаемых решений.

3. Роль координирующих и контролирующих функций.

Применяемые методы.

1. Регламентирование процедурных аспектов управления (положения об отраслях и службах, должностные инструкции).

2. Экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления.

3. Оптимизационные модели формирования тематического плана и организационной структуры.

4. Календарное планирование работ, сетевые методы.

Оценка системы менеджмента.

Менеджмент не носил системного характера, нацеливал на принятие оптимальных решений для отдельных функций управления инновациями.

III. Системный подход.

Базовые концепции.

1. Инновационный процесс – сложная система, ориентированная на достижение целей развития с учётом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

2. Анализ внешней и внутренней среды системы.

3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы.

4. Учёт прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.

5. Функциональное единство всех элементов.

Применяемые методы.

1. Адаптация параметров системы к факторам внешней среды.

2. Оценка качества «входа» и «выхода» и «процесса» в системе.

3. Экономико-математическое моделирование (вероятные модели).

4. Проектный менеджмент

Оценка системы менеджмента.

Менеджмент не учитывает прерывного (дискретного) характера инновационных процессов, роста значимости внешней среды и возрастающего уровня риска.

IV. Ситуационный подход.

Базовые концепции.

1. Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

2. Опора на альтернативность достижения одной и той же цели и учёт непредвиденных обстоятельств.

3. Деятельность менеджера требует высокого творчества, глубокой профессиональной подготовки и интуиции, что делает её сходной с искусством.

Применяемые методы.

1. Разработка сценариев развития.

2. Анализ внешних и внутренних факторов успеха инноваций.

3. Творческое использование менеджером любого известного инструментария в зависимости от ситуации.

4. Методы управления конфликтами.

5. Теория ожиданий.

6. Методы креативного менеджмента.

Оценка системы менеджмента.

Усиление значимости инновационного менеджмента, рост ответственности менеджера за выбор приёмов управления, адекватных ситуации. Рост требований к личности инновационного менеджера.

Современный этап развития инновационного менеджмента свидетельствует о резком возрастании роли менеджера. Его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия управленческого решения. Возрастает значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента (коммуникации, мотивация, делегирование полномочий). Среди способов организации преобладают неформальные виды. Изменяется соотношение между различными видами контроля в пользу стратегического контроля, самоконтроля. Делегирование полномочий ведёт к росту инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала.

Инновационный процесс

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.