Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов - как внутреннего характера, так и внешнего окружения, а значит, современное управление требует не только эффективного использования ресурсов, но и учета рыночной конъюнктуры и сложившихся пропорций на рынке. Поэтому способность предприятий к совершенствованию приобретает в условиях конкурентной борьбы решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.
Можно выделить две группы факторов, которые обеспечивают успех организации в конкурентной борьбе. Первая группа связана с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п. Вторая группа связана с “преимуществами в умении”, т.е. способностями менеджмента (здесь менеджмент понимается как группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции) рационально использовать имеющиеся ресурсы. Поэтому главная цель менеджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и превращать их в конкретные преимущества. Именно знания многие авторы называют “неосязаемыми активами”, которые являются важным фактором развития и адаптации организаций к внешней среде.
Влияние знаний на успех организации общепризнанно, но важен не сам процесс накопления знаний, а использование последних в новых процессах, услугах, новых технологиях, способах производства, т.е. знания в настоящее время рассматриваются как один из ресурсов организации, которыми необходимо управлять. С этой целью особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой всевозрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта, технологии и т.п., называют инновационной.
Таким образом, расширение сферы применения традиционного менеджмента (управление требуется не только на уровне организации, но и в отдельных сферах деятельности внутри нее) с одной стороны, и включение в круг своего рассмотрения различных аспектов деятельности и прежде всего знаний с другой, как одного из ресурсов, которыми располагает организация, и привели к выделению в менеджменте одного из направлений - инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и персоналом.
Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
- собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
- товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
- инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
- соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
Среди таких проблем можно выделить следующие:
- управление процессом создания новых знаний;
- управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний;
- управление освоением нововведений;
- управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п.
Появление в конце XX столетия в традиционном менеджменте нового направления “инновационный менеджмент” обусловлено распространением стратегии обеспечения конкурентных преимуществ стран и предприятий для планирования и осуществления процессов изменений (методов управления, продуктов, рынков и т.п.).
Предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях. Тем самым инновационный менеджмент способствует формированию современного образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами управления изменениями, характерным для самых различных сфер деятельности.
Задачами изучения учебной дисциплины являются:
- формирование представления об инновациях и их типологии;
- уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленческих решений;
- выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию нововведений.
Решение этих задач позволит:
- понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке инновационных процессов;
- выявить особенности реализации инновационных процессов в управлении и научно-технической сфере;
- обеспечить соответствующие информационное, кадровое и коммерческое сопровождение инновационной деятельности.
Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трёх аспектах:
- как наука и искусство управления инновациями инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента;
- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях;
- как аппарат управления инновациями инновационный менеджмент предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.
Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и общепрофессиональных дисциплин: Теория принятия решений, Анализ хозяйственной деятельности, маркетинг, Исследование систем управления, Управление проектами.
К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующие:
1. Предвидение. Внимание менеджера должно быть постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризует позицию не только менеджера, но и всего персонала.
2. Постановка сложных неординарных целей, требующих новых подходов и решений.
3. Стратегический характер инновационного менеджмента.
4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних стадиях созревания идеи трудно отличить глупость от гениальности.
5. Ресурсная поддержка инноваций.
6. Разделение традиционного и инновационного управления. Традиционное предполагает движение от существующего положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.
7. Преодоление психологического сопротивления инновациям, которое объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами инновационной деятельности.
8. Вариантность управленческих решений, определяемая множеством и неопределённостью путей достижения инновационных целей.
9. Постепенность, поэтапность инновационных преобразований, предварительная их подготовка.
10. Отказ от фундаментального представления о равновесном состоянии управляемой системы в пользу её не равновесности.
Непрерывные изменения, происходящие в инновационной системе, дезорганизуют структурированную систему управления вплоть до возникновения хаоса. Возможна лишь временная упорядоченность. Это наиболее важный принцип инновационного менеджмента, характеризующий его специфику. В умении упорядочить и заставить действовать изменяющуюся систему проявляется эффективность инновационного менеджмента. Сущность этой эффективности выражается согласованностью оценок процессов и событий, аддитивностью усилий субъектов, устойчивостью к дезорганизующему воздействию, стремлением к экономической целесообразности, ресурсосбережению и социальности [22].
Итак, наряду с традиционным следует признать феномен инновационного менеджмента как основу предпринимательства в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику, как особую организационно-управленческую деятельность, направленную на достижение высокой конкурентоспособности субъекта хозяйствования путём использования инноваций для обеспечения его устойчивости и развития в динамичной рыночной среде.