Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет и задачи инновационного менеджмента



Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов - как внутреннего характера, так и внешнего окружения, а значит, современное управление требует не только эффективного использования ресурсов, но и учета рыночной конъюнктуры и сложившихся пропорций на рынке. Поэтому способность предприятий к совершенствованию приобретает в условиях конкурентной борьбы решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.

Можно выделить две группы факторов, которые обеспечивают успех организации в конкурентной борьбе.
Первая группа связана с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п.
Вторая группа связана с “преимуществами в умении”, т.е. способностями менеджмента (здесь менеджмент понимается как группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции) рационально использовать имеющиеся ресурсы. Поэтому главная цель менеджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и превращать их в конкретные преимущества. Именно знания многие авторы называют “неосязаемыми активами”, которые являются важным фактором развития и адаптации организаций к внешней среде.

Влияние знаний на успех организации общепризнанно, но важен не сам процесс накопления знаний, а использование последних в новых процессах, услугах, новых технологиях, способах производства, т.е. знания в настоящее время рассматриваются как один из ресурсов организации, которыми необходимо управлять. С этой целью особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой всевозрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта, технологии и т.п., называют инновационной.

Таким образом, расширение сферы применения традиционного менеджмента (управление требуется не только на уровне организации, но и в отдельных сферах деятельности внутри нее) с одной стороны, и включение в круг своего рассмотрения различных аспектов деятельности и прежде всего знаний с другой, как одного из ресурсов, которыми располагает организация, и привели к выделению в менеджменте одного из направлений - инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и персоналом.

Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Основные элементы инновационной среды:

- собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

- товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

- инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

- соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Среди таких проблем можно выделить следующие:

- управление процессом создания новых знаний;

- управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний;

- управление освоением нововведений;

- управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п.

Появление в конце XX столетия в традиционном менеджменте нового направления “инновационный менеджмент” обусловлено распространением стратегии обеспечения конкурентных преимуществ стран и предприятий для планирования и осуществления процессов изменений (методов управления, продуктов, рынков и т.п.).

Предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.
Тем самым инновационный менеджмент способствует формированию современного образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами управления изменениями, характерным для самых различных сфер деятельности.

Задачами изучения учебной дисциплины являются:

- формирование представления об инновациях и их типологии;

- уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленческих решений;

- выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию нововведений.

Решение этих задач позволит:

- понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке инновационных процессов;

 

- выявить особенности реализации инновационных процессов в управлении и научно-технической сфере;

- обеспечить соответствующие информационное, кадровое и коммерческое сопровождение инновационной деятельности.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трёх аспектах:

- как наука и искусство управления инновациями инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях;

- как аппарат управления инновациями инновационный менеджмент предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и общепрофессиональных дисциплин: Теория принятия решений, Анализ хозяйственной деятельности, маркетинг, Исследование систем управления, Управление проектами.

К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующие:

1. Предвидение. Внимание менеджера должно быть постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризует позицию не только менеджера, но и всего персонала.

2. Постановка сложных неординарных целей, требующих новых подходов и решений.

3. Стратегический характер инновационного менеджмента.

4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних стадиях созревания идеи трудно отличить глупость от гениальности.

5. Ресурсная поддержка инноваций.

6. Разделение традиционного и инновационного управления. Традиционное предполагает движение от существующего положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.

7. Преодоление психологического сопротивления инновациям, которое объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами инновационной деятельности.

8. Вариантность управленческих решений, определяемая множеством и неопределённостью путей достижения инновационных целей.

9. Постепенность, поэтапность инновационных преобразований, предварительная их подготовка.

10. Отказ от фундаментального представления о равновесном состоянии управляемой системы в пользу её не равновесности.

Непрерывные изменения, происходящие в инновационной системе, дезорганизуют структурированную систему управления вплоть до возникновения хаоса. Возможна лишь временная упорядоченность. Это наиболее важный принцип инновационного менеджмента, характеризующий его специфику. В умении упорядочить и заставить действовать изменяющуюся систему проявляется эффективность инновационного менеджмента. Сущность этой эффективности выражается согласованностью оценок процессов и событий, аддитивностью усилий субъектов, устойчивостью к дезорганизующему воздействию, стремлением к экономической целесообразности, ресурсосбережению и социальности [22].

Итак, наряду с традиционным следует признать феномен инновационного менеджмента как основу предпринимательства в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику, как особую организационно-управленческую деятельность, направленную на достижение высокой конкурентоспособности субъекта хозяйствования путём использования инноваций для обеспечения его устойчивости и развития в динамичной рыночной среде.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.