Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды инноваций и их классификация



 

Управление инновационной деятельностью может быть успеш­ным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего нужно различать: инно­вации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, т.е. цвет и т.п.); незна­чительные технические или внешние изменения в продуктах, остав­ляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость из­делия, а также входящих в него материалов и компонентов; значитель­ное расширение номенклатуры продукции за счет освоения производ­ства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже из­вестных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Понятие инновации применяется в разных сферах деятельности, распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Это объясняет множественность её видов и, следовательно, обуславливает необходимость классификации.

Типология нововведений позволяет:

- обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможных ограничений;

- обеспечить взаимосвязь между видом нововведения и инновационной стратегией;

- обеспечить программное (проектное) планирование и системное управление нововведением на всех этапах его жизненного цикла;

- разработать организационно-экономический механизм реализации нововведений и замены его новым для решения стратегических задач организации;

- выработать соответствующий механизм компетенции (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий более успешно продвигать инновацию.

Научно обоснованная классификация, как известно, должна отвечать на три вопроса:

1. Какова цель инновации?

2. Какова форма реализации инновации?

3. Каково место применения инновации?

Исходя из этого, система классификационных признаков включает:

1. Целевой признак.

2. Внешний признак (форма).

3. Структурный признак.

Цель представляет собой заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак даёт ответ на вопрос: что является целью инноваций – решение немедленной (текущей) задачи или задачи будущего времени (стратегической)?
Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса и необходимостью его преодоления путём нововведений, которые называются кризисными или реактивными.
Стратегическая потребность в инновациях вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например, прогнозами потерь конкурентоспособности предприятия. Такие инновации называются инновациями развития.
Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации: продукт, операция.
Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли или сферы экономических отношений предназначена данная инновация: производственно-торговая, социально-экономическая, финансовая, управленческая.

Важнейшим классификационным признаком является степень новизны, по которому выделяются:

- радикальные (базовые) инновации, включающие создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов управления. Потенциальным результатом такого нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и существенное усиление рыночных позиций;

- улучшающие (модифицирующие) инновации, приводящие к улучшению, дополнению исходных конструкций, параметров, форм;

- комбинаторные инновации, связанные с новым сочетанием известных элементов и обусловливающие рыночную новизну товара;

- имитирующие инновации, направленные на распространение новшеств и их применение в новых сферах, в новых организациях.

Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих инноваций представлена в таблице.

 

Сравнительная характеристика радикальных и

улучшающих инноваций

 

Параметры Радикальные инновации Улучшающие инновации
1 Риски и трудности:    
1.1 Неудача при проектировании. очень вероятна маловероятна
1.2 Провал на рынке. очень вероятен средняя степень вероятности
Продолжение таблицы
1.3 Планирование бюджета проекта. затруднено легко осуществимо
1.4 Определение временных характеристик проекта. затруднено легко осуществимо
2. Организация работы:    
2.1. Форма исследовательского коллектива. команда с сильным лидером демократически управляемая команда
2.2. Тип руководителя. предприниматель, первопроходец специалист
2.3. Куратор проекта.   высший руководитель менеджер среднего звена
2.4. Сопротивление инновации. очень сильное умеренное
3. Результаты:    
3.1. Степень новизны товара. очень высокая, может не иметь аналога от малой до средней
3.2. Изменение рыночных позиций. кардинальное от малого до среднего  
3.3. Конкурентные преимущества долгосрочные, обеспечивают лидерство по качеству кратковременные, обеспечивают низкие издержки

Создание радикальных нововведений связано с огромными затратами ресурсов, высоким уровнем рисков и неопределённости. Однако при этом они являются источником последующих улучшений, модернизации, распространением в других отраслях, созданием новых потребностей и новых рынков сбыта. Эта группа нововведений не является распространённой и многочисленной, но отдача от них непропорционально значительна.

Улучшающие инновации создаются в результате наблюдения и анализа как в сфере потребления товара, так и в процессе его производства. Эти улучшения обещают безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек. Кроме того, улучшающие инновации являются следствием стремления к дифференциации продукции. Особое значение имеют подобные инновации в условиях массового и крупносерийного производства на крупных предприятиях, в результате чего создаются сбалансированные по всем параметрам товары, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций. Данный признак классификации инноваций особенно важен с точки зрения выбора его субъекта. Как правило, радикальные новшества – продукт малых фирм. Присущее им сочетание одержимости идеей, финансовой ответственности за конечный результат с полной самостоятельностью обеспечивает исключительную эффективность пионерских разработок. Кроме того, небольшие размеры фирмы, её невовлечённость в текущее производство обеспечивают организационные предпосылки успеха. Роль крупных организаций проявляется на этапе массового производства за счёт обеспечения приемлемого уровня качества и низких издержек.

Не меньшее значение имеет классификация инноваций по масштабам её влияния (воздействия), в соответствии с которой выделяют:

- точечные (единичные) инновации, оказывающие влияние на отдельный параметр продукта и встраиваемые как новые элементы в известную технологическую систему;

- комплексные инновации, приводящие к реорганизации всей технологической системы (взаимосвязанные новшества и их комплексы образуют новую технологию, с использованием которой удается получить новые продукты, что, в свою очередь, изменяет структуру организации производства и систему управления).

Точечные инновации по содержанию делятся на продуктовые, процессные и социальные инновации.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, получение новых продуктов (товаров).

Процессные инновация связаны с использованием новых технологий, способов производства, оборудования, оснастки, а также с созданием новых орга­низационных структур в составе предприятия (фирмы).

Социальные новшества определяются совершенствованием форм и методов организации производства, труда и управления.

Если продуктовые и процессные инновации общепризнанны, их описания включены в международные стандарты («Руководство Фраскати», 1993), то социальные инновации, в том числе управленческие зачастую недооценивают. Управленческие нововведения бывают намного выгоднее, дешевле, чем продуктовые и процессные. Но вместе с тем их реализация гораздо труднее, так как связана с изменением поведения, привычек, представлений, деловой культуры. Они рискованнее, так как затрагивают интересы людей, вызывают конфликты, менее предсказуемы, могут привести к инверсии (прямо противоположному поставленной цели результату). Поэтому социальные нововведения необходимо тщательно изучать и анализировать.

Кроме того, методически полезно деление нововведений на непрерывные и скачкообразные, или прерывистые. Эта классификация базируется на понятии «продуктовая платформа». Продуктовая платформа – набор элементов, подсистем, формирующих базовую структуру, позволяющую эффективно разрабатывать и выпускать поток производственных продуктов. Следовательно, продуктовая платформа есть не что иное, как базовый набор потребительских свойств, который возможно дифференцировать путём сочетания стандартных и изменяемых элементов продукции и услуг. Настольный персональный компьютер и ноутбук – две продуктовые платформы. Первоначально данный подход к классификации нововведений зародился в автомобилестроении. Так, компания «Крайслер» организует нововведения вокруг пяти продуктовых платформ: мини-автомобилей, крупных автомобилей, микроавтобусов, джипов и грузовиков и специальных проектов. Инновации в рамках одной продуктовой платформы рассматриваются как непрерывные, создание новой продуктовой платформы и выпуск её на рынок – как прерывистые. И те и другие инновации относятся к эволюционным. Революционной инновацией в автомобилестроении может стать использование нового двигателя (водородного, электрического).

Очень интересным является подход к делению инноваций на восходящиеи нисходящие [36].Первые тесно связаны с научными исследованиями, вторые – с процессом коммерциализации. Этот подход пока не утвердился окончательно в научной литературе. В процессе восходящих нововведений идеи трансформируются в технологические возможности. После создания технологической базы это знание, взаимодействуя с исследованиями рынка, в ходе нисходящих инноваций превращается в коммерческую продукцию или услуги. По исследованиям учёных, на восходящем этапе только 1 из 3 000 идей приносит коммерческий успех, в то время как на нисходящем – 1 из 4.

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, то можно выделить:

- инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и ис­пользовании сырья, материалов, машин и оборудования, ин­формации и др.);

- инновации на выходе из предприятия (изделия, услуги, техно­логии, информация и др.);

- инновации системной структуры предприятия (управленчес­кой, производственной, технологической).

Перечисленные выше виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

В Российском научно-исследователь­ском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности [19]:

- технологические инновации;

- производственные инновации;

- экономические инновации;

- торговые инновации;

- социальные инновации;

- инновации в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин [19]:

1. По распространенности:

- единичные;

- диффузные.

2. По месту в производственном цикле:

- сырьевые;

- обеспечивающие (связывающие);

- продуктовые.

3. По преемственности:

- замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;

- отменяющие, которые исключают выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен;

- возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям;

- открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников;

- ретровведения, которые предполагают новые способы использования ранее известных продуктов.

4. По охвату:

- локальные;

- системные;

- стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные;

- комбинаторные;

- совершенствующие.

Два последних направления классификации, учиты­вающие масштаб и новизну, а также интенсивность инновационно­го изменения, в наибольшей степени выражают количественные и каче­ственные характеристики инноваций и имеют особое значение для эко­номической оценки их последствий и обоснования управленческих ре­шений.

Таким образом, управление нововведениями основывается на признании многообразия их видов. Знание отличительных особенностей каждого их них позволит выработать и обеспечить условия их успешной реализации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.