Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и сущность инноваций



В начале ХХ века зародилась новая область научных знаний – инноватика, изучающая особенности и закономерности инновационного предпринимательства. Предметом современной инноватики является создание, освоение, распространение и использование новшеств (новых технических решений). Этот процесс получил название инновационного процесса. Результатом инновационного процесса выступает инновация.

Термин «инновация» впервые использован в ХIХ веке в исследованиях культурологов и означает проникновение некоторых элементов одной культуры в другую.

В литературе насчитываются сотни определений "инновации". Например, по признаку содержания или внутренней структуры выде­ляют инновации технические, экономические, организационные, управ­ленческие и др.

При этом выделяются такие признаки как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и под стадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Методология системного описания инноваций в условиях ры­ночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати (“Предлагаемая стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок”). Этот документ носит название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.
Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; из состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название “Руководство Осло”.

В соответствии с этими стандартами, инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

В нынешнем понимании инновация (от англ. innovation) по смыслу идентична понятию «нововведение» и подразумевает под собой объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования, сделанного научного открытия, качественно отличный по своим параметрам от предыдущих аналогов, либо не имеющий аналогов, приносящий существенную экономическую выгоду. В этом значении данный термин был введён в теорию инноватики одним из её основоположников Й. Шумпетером (1883 – 1950), который утверждал, что инновация – новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.

Непременными свойствами (признаками) инновации, таким образом, выступают научно-техническая новизна, производственная применимость и экономическая полезность.
Инновации выступают объектом изучения многих наук (социологии, психологии, философии, менеджмента, конфликтологии и др.).

В связи с этим неоднозначны подходы к определению этого понятия. Анализ этих определений позволяет выделить как минимум два подхода. Согласно первой точке зрения, нововведение – это идея, продукт, объект, результат, открытие, изобретение и т.п., воспринимаемые как новое, т.е. это результат деятельности по обновлению или преобразованию. В этом случае уместнее использовать термин «новшество».
Согласно второй точке зрения, нововведение – это процесс, включающий генерирование, принятие и внедрение новых идей, способов, продуктов, услуг, характеризующий переход системы из одного состояния в другое.
Исходя из этого, новшество, задействованное в динамике, развившееся до определённой степени, становится инновацией (нововведением).

Инновации могут различаться по различным характеристикам:

а) приоритетность, характеризуемая новизной, практической полезностью;

б) универсальность, означающая возможность использования в различных предпринимательских сферах;

в) коммерциализуемость, определяемая величиной инвестиционного спроса на новшество, его потенциальной прибыльностью с учётом возможных рисков;

г) безопасность, связанная с экологическими последствиями использования новшества, гарантиями безвредности для людей и надёжности техники в производстве;

д) технологичность, характеризующая способность новшества включаться в технологическую систему с улучшением её характеристик;

е) социальность, связанная с получением социального эффекта от использования новшества.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими кри­териями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффектив­ность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определен­ной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического при­менения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материа­лизацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммер­ческой реализации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей.

НТИ характеризуют конечный результат научно-производст­венного цикла, который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных по­требностей.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды про­мышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и ор­ганизации производства и на "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. Научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производите­лю.

Перечень параметров для оценки конкурентоспособности инноваций может быть расширен за счёт введения таких характеристик, как финансовая обеспеченность, патентная защищённость, ресурсная обеспеченность и т.п.
В целом инновация необходима тогда, когда она характеризуется более высоким уровнем конкурентоспособности в сравнении с функционирующей системой.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.