Процесс переноса новшества в сферу применения характеризует нововведение. Эта часть инновационного процесса в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл (стадия) нововведения включает следующие этапы:
- возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование новшества у его владельца);
Осознав потребность в новшестве, потребитель может:
а) заказать его инноватору (организации-разработчику),
б) создать его собственными силами (при наличии необходимого потенциала) или
в) приобрести право на использование уже имеющегося, созданного ранее новшества.
Далее следует этап освоения новшества в производстве. Новшество внедряется в новую для него среду, изменяя в ней технико-технологические и социальные факторы. Инвазия нововведения требует новых технологических режимов, нового типа оборудования, передислокации и повышения квалификации персонала, новых организационных структур и т.п. Часто в производственном освоении новой продукции участвуют и разработчики, оказывающие техническую помощь и осуществляющие авторский контроль.
Одновременно с перестройкой производства необходимо подготовить и конечного потребителя инновационного продукта. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации. Осуществляется первый выход на рынок небольшой пробной партии.
Продвижение инновации – комплекс мер, направленный на реализацию инноваций, включающий передачу информации, организацию процесса торговли и послепродажного обслуживания.
Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей, изменяются качественные характеристики инновации. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Исследователи всегда отводили диффузии инноваций особое место. Дело в том, что первичный инновационный акт, безусловно, представляет собой творческую и новаторскую ценность. Однако с позиций коммерциализации и рыночного успеха инновации её судьба решается именно на стадии диффузии. Диффузия инноваций начинается с началом опытного производства и мелкосерийного освоения продукции. При этом распространение новых товаров и технологий происходит согласно механизму диффузии [29].
Вслед за стадией диффузии наступает период максимального объёма производства или стадия рутинизации. Затем новшество устаревает, спрос на него падает, переключаясь на новые товары.
Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Нововведение как процесс не может считаться полностью завершённым, если оно остановилось на одном из промежуточных этапов. В свою очередь жизненный цикл новшества может остановиться на стадии освоения, если не сомкнётся с нововведением.
Чтобы эффективнее направлять разработку и продвижение инноваций, Шведский институт инноваций предложил учитывать специфику каждой стадии и подбирать соответствующий тип руководителя. На этапах генерирования знаний и разработки новшеств, где осуществляются замысел инновации, генерация идеи, размышления, обсуждения, аккумуляция знаний, наиболее предпочтителен в качестве руководителя творческий инноватор. На этапе внедрения новшества в производство очень ценным для руководителя – антрепренёра (делового предпринимателя) являются такие его качества, как активность, готовность идти на риск, способность действовать, способность интуитивно почувствовать результат. На этапах диффузии и рутинизации предпочтение отдают руководителю-администратору, способному координировать усилия, соблюдать дисциплину, законность, порядок, не отходить от намеченных планов, строго следить за объёмом, поступлением и расходованием средств.
Инновационный процесс – это не разовая акция, а непрерывный циклический процесс развития, качественного совершенствования в какой-либо области техники, производства, носящий эволюционно-революционный характер.