Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.



Магазин, его торговый зал представляют для покупателя совокупность внешних факторов, которые активизируют безусловные и условные рефлексы потребителя. По мере продвижения по торговому залу и в зависимости от частоты посещения, наступает процесс адаптации м/у средой магазина и поведением потребителя. В результате побеждает запланированное решение о покупке. Задача организаторов торгового зала состоит в том, чтобы направить покупателя в нужном направлении для увеличения принимаемых решений по средствам различных раздражителей, способствующих увеличению количества импульсивных покупок. Для решения этой задачи нужно след:

1.правильно подобрать помещение или строительство.

2.конфигурация торгового зала.

3.размещение входа и выхода.

4.система освещения.

5.система установки оборудования и размещение узла расчета.

6.последовательность размещения отдельных секций и отделов.

7.способы выкладки Т на торговом оборудовании.

8.предполагаемые методы обслуживания:

-метод продажи через прилавок

-метод самообслуживания

-метод по образцам

-метод по предварительным заказам.

9.специфические особенности контингента покупателей.

10.факторы, связанные с психологическими особенностями человека.

(1) Согласно схеме при всех прочих равных условиях Т, размещенные в правой части зала, имеют преимущества над Т, размещенными в левой части зала. Не всегда имеется возможность использовать прямоугольную форму магазина. При использовании для торгового зала, который имеет углы, возникают места, которые называются «холодная зона» и «горячая зона» (2). Чаще всего покупатель не хочет изменять свое движение. Необходимо: 1)изменить направление движения покупательского потока по средствам создания барьера из торгового оборудования. 2)повлиять на направление движения путем уменьшения освящения. 3)разместить в холодной зоне Т, пользующиеся постоянным спросом. Причины возникновения холодной зоны м/б связаны с конфигурацией оборудования ( при стенах и островных прилавков). (3) Период времени, в течение которого покупатель концентрирует свое внимание, небольшой. С увеличением прямой линии прилавка сокращается внимание потребителя. Поэтому для регулярной концентрации внимания удобно использовать прилавки со сложной конфигурацией, которые воспринимаются потребителем не как единое целое, а как набор нескольких. Для небольших магазинов, кроме указанных холодных зон возникают такие зоны, связанные с месторасположением входа, направлением открывания дверей и расположения касс. (4) Распределение торгового зала на зоны (секции, отделы) адекватно поведению потребителей. В стремлении увеличить число импульсивных покупок, часто при планировке торгового зала используют следующие принципы:

1.Каждому Т выделяют место в соответствии с ожидаемым объемом продаж.

2.В зависимости от участия Т данной группы формирование прибыли п/п.

3.В зависимости от величины товарных запасов на территории торгового зала.

4.С целью поддержания желаемого направления движения покупательского потока.

Учет поведения потребителей внутри торгового зала позволяет его использовать при разработке планировки:

1.Подобрать и классифицировать все Т, предназначенные для выкладки с учетом поведения потребителей.

2.Распределить отделы в торговом зале так, чтобы покупатели посещали их равномерно. Последовательность размещения секций д/способствовать одинаковому вниманию потребителей.

3.Проводить анализ выбранной последовательности отделов для меньшего числа холодных зон.

Классифицируя Т для размещения их в зале м/использовать следующие признаки:

1)Товарная специализация или комплексное обслуживание покупателей.

2)Основываясь на типе организации.

3)особенности Т, их потребительские свойства.

4)Роль и статус Т в удовлетворении потребностей покупателей.

 

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ

Формирование секций по фирменным знакам производителей продукции ставит одни марки в более привлекательные условия по сравнению с другими. Такое размещение не только неблагоприятно для марок некоторых производи­телей, но и снижает объем розничного товарооборота и другие показатели, ха­рактеризующие эффективность работы магазина.

Наиболее приемлемыми для внедрения мерчендайзинга являются классификация товаров и размещение отделов, опирающиеся на особенности поведения покупателей внутри магазина. Посетители замечают отделы с разной активно­стью внимания, следовательно, продавцам необходимо приспосабливаться к этой особенности и использовать ее для получения дополнительных доходов.

Посетители, зайдя в помещение магазина, не сразу проявляют активность и совершают покупки, так как, с одной стороны, еще не полностью освободились от приобретенных на улице впечатлений, а с другой — оказались под воздействием новых и неожиданных раздражителей, т. е. внимание пока рассеянно и имеет низкие показатели концентрации и устойчивости. Чем больше раздражителей (товаров, рекламных посланий и т. п.), вызывающих ориентировочный рефлекс, тем сложнее и дольше адаптируется человек. Следовательно, специалисты торго­вого зала должны стремиться к тому, чтобы сократить число незнакомых покупателю товаров и других раздражителей, требующих напряженного внима­ния и препятствующих быстрому привыканию к новым условиям внешней среды.

Достижение этого прежде всего зависит от того, насколько специалистам тор­гового зала удалось создать ситуацию (атмосферу), адекватную данному состоянию посетителя и его адаптивным характеристикам, для предупреждения адаптивного синдрома. Знание основ адаптационных характеристик позволит определить раз­мер "зоны адаптации".

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его клеточных систем и органов к условиям окружающей среды.

Адаптация человека может подразделяться на биологическую и психологическую. Адаптация первого вида предполагает приспособление организма к устой­чивым и изменяющимся условиям среды: температуре, влажности, свету, холо­ду, жаре и другим физическим факторам; второго вида — приспособление че­ловека как индивида, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом индивидуальных качеств личности, особенностей ее психики в целях адаптации к внешним условиям. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом.

Адаптация сенсорная — адаптивная трансформация чувствительности к интенсивности действующего на органы чувств раздражителя, которая дос­тигается за счет уменьшения абсолютной чувствительности. Ее измеряют ин­дексами изменения чувствительности, скоростью самого процесса, селективно­стью изменений относительно адаптирующего воздействия. Сенсорная адапта­ция, в свою очередь, подразделяется на слуховую и визуальную.Визуальная адаптация — приспособление чувствительности глаза к различным условиям освещения (к темноте, сумраку, яркому свету, нормальной иллюминации), которая может длиться в течение одной или нескольких минут или более длитель­ное время.Слуховая адаптация — трансформация в модальности восприятия звуков во время и после действия акустического раздражителя; зави­сит прежде всего от интенсивности, длительности и частоты воздействующего тона, а также от временных рамок, прошедших после начала или прекращения действия самого звука, набора акустических стимулов-сигналов. Увеличение времени воздействия акустических раздражителей приводит к слуховому переутомлению, характеризующемуся временным снижением самих порогов слуха и длительными периодами восстановления нормативного функционирова­ния слуховых анализаторов. Социальная адаптация — константный процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды.

Американский психолог X. Хелсон на основе анализа зависимости адаптивных реакций человека от различных раздражителей (интенсивности света, на­сыщенности цвета, блеска и т. п.) установил, что существуют основной, а также фоновый и остаточный стимулы. В процессе восприятия индивид обучается ассоциировать набор стимулов с некоторой базисной точкой, называемой "уровнем _адаптации". Внимание возникает тогда, когда имеется заметное от­клонение параметров объекта от этого уровня. Эта концепция предполагает, что те раздражители, которые значительно отличаются от уровня адаптации посетителей и их ожиданий, привлекают внимание. Посетитель, попадая в сре­ду магазина, будет воспринимать его в сравнении с ситуацией (базисной точ­кой, уровнем адаптации) на улице. При этом результат восприятия может не соответствовать действительности из-за наличия элементов искажений. Сле­довательно, в "зону адаптации" желательно разместить товары, у которых:

• потребительские характеристики хорошо известны посетителю;

• объективность восприятия не требует большой концентрации внимания;

• возможные искажения не имеют отношения к потребительским свойст­вам, посредством которых продавец не только позиционирует товар, но и за­интересован в их объективном восприятии покупателем.

При формировании атмосферы в магазине в целом или в каждой секции (от­деле) необходимо учитывать влияние определенных стимулов формирования поведения посетителя до входа в магазин. Адаптация посетителя к среде мага­зина и его последующее поведение формируются под воздействием различных факторов атмосферы магазина. Розничные торговцы должны создавать такую атмосферу магазина, которая позволяет наиболее полно использовать весь по­тенциал познавательных ресурсов посетителя.

Атмосфера магазина — это совокупность внешних факторов (элементов) торгового зала, оказывающих определенное влияние на сенсорные рецепторы и формирующих психологическое состояние посетителя.

Многие специалисты розничной торговли убеждены в определенных спо­собностях отдельных элементов атмосферы магазина создавать комфорт и формировать предпочтительное поведение посетителя на подсознательном уровне и соответственно в необходимости их использования. Но задача заключается в том чтобы атмосфера магазина соответствовала целям и содействовала увеличению продаж. При формировании атмосферы магазина специалисты исходят из того, что посетители концентрируют свое внимание в нужном направлении. В результате увеличивается вероятность совершения покупок тех товаров, которые без их вмешательства не могут привлечь внимание и заинте­ресовать потенциальных покупателей настолько, чтобы они их приобрели.

Особое внимание розничных продавцов к формированию определенной ат­мосферы магазина связано с тем, что:

1. покупатели относят ее к одному из важных факторов привлекательности торгового предприятия для посещения;

2. ее воздействие на покупателя происходит в магазине в непосредственной близости от товара;

3. усилия розничных торговцев достигают цели с наименьшими потеря­ми, поскольку в магазине ограничиваются возможности помех, соз­даваемых конкурентами при использовании внемагазинных коммуни­каций и стимулов,

4. положительные эмоции и ощущения, вызываемые атмосферой, могут задержать посетителя в магазине больше запланированного им вре­мени и соответственно способствовать большему числу покупок. Для формирования атмосферы магазина используют архитектуру, планиров­ку, визуальные компоненты, освещение, цвета, музыку, запахи, температуру и другие элементы, способные формировать предсказуемое эмоциональное состоя­ние, раскрытие стимулирующих адаптивных способностей, положительное вос­приятие товаров покупателями, а также создающие в сознании покупателей опре­деленный образ торгового предприятия и подчеркивающие его индивидуальность.

Рассмотрим некоторые особенности применения названных составляющих атмосферы магазина, которые необходимо учитывать специалистам по мерчендайзингу.

В зависимости от воздействия на человека все элементы атмосферы магазина подразделяются на органолептические, психологические и организационные. К органолептическим относятся:

• визуальные (информационные надписи, знаки, рисунки, цвет, световые эффекты);

• звуковые (музыка);

• обонятельные (запахи).

1. Визуальные элементыатмосферы магазина используются в качестве до­полнительных источников информации, облегчения восприятия и поиска нужных товаров. Они помогают посетителям магазина экономить время на поиски нужных отделов. Данные компоненты вносят элемент персонального "обращения" товара к покупателю, создают ощущение красоты, романтики и т. п.

Информационные надписи включая указатели, могут выступать в качестве связующего звена между товарами и посетителями. При этом расцветка и тон указателей выполняют функцию дополнительной информации. Цвет, идущий вразрез с основной темой презентации, становится источником неблагоприятных впечатлений и отталкивает покупателей от представляемого товара. Цветовые комбинации должны выделять определенные товары: простейшие цвета — для детей, яркие и насыщенные — для подростков; умеренные — для взрослых; пас­тельные — для нижнего белья и т. д.

Рисунки делают товар более наглядным и желанным. Например, крупные фото панели, размещенные в зоне адаптации, на которых изображены товар в по­вседневной обстановке или иные его характеристики, упрощают восприятие то­вара при минимальной концентрации внимания.

Информационные знаки (плоские и фигурные) используются для привлечения внимания потребителей и донесения до них определенной информации в бо­лее доступной и наглядной форме. Они упрощают задачу объединения различных товаров и их представление. Использование различных, но совместимых между собой шрифтов создает эффект разнообразия. Однако от знаков, сопро­вождаемых длинными текстами из замысловатых шрифтов, посетители утом­ляются быстрее, в "зоне адаптации" они вообще не воспринимаются по назна­чению. Поэтому на них надо размещать информацию так, чтобы она усваивалась посетителями магазина с первого взгляда, на ходу, и соответствовала адаптив­ному состоянию посетителя.

Слоганы девизы, знаки и рисунки должны быть привязаны к демонстрируемым товарам и меняться по мере их реализации и смены позиций. Они также должны обновляться по мере морального или физического старения, чтобы не формировать у посетителей чувство чисто формального подхода. Указанная ин­формация используется для привлечения внимания потребителей и донесения до них определенной информации. Особое внимание необходимо уделить их со­держанию и учитывать, что покупатели, как правило, игнорируют надписи, со­держащие большие тексты.

Шрифт и форма представления информации, входящей в надписи и зна­ки, могут по-разному способствовать передаче одной и той же информации и вызывать разные ассоциации. Хорошо, воспринимаются совместимые шрифты, которые создают чувство разнообразия. Информация, представленная в виде цифр, например, о потребительских характеристиках или цене, облегчает сравнение показателей продукта в отличие от той же информации, представлен­ной в семантической форме.

Световые эффекты используются для выделения секций, товаров, создания определенного настроения, пробуждения чувств, соответствующих данному отде­лу (целевому рынку) или подкрепляющих имидж магазина, а также формирования дизайна магазина. Освещение совместно с другими компонентами атмосферы магазина позволяет скрывать недостатки архитектуры, которые зачастую встре­чаются в торговых залах, размещенных в неспециализированных зданиях, и уст­ранить которые другими способами невозможно. Наиболее часто световые эффекты используют для следующих целей:

выделение секции предполагает регулирование движения покупательского потока исходя из того, что покупатели предпочитают светлые места темным.

выделение товаров предполагает, что система освещения должна не только вызывать восхищение покупателей, но и обеспечивать световое разделе­ние различных товаров, ориентировать взгляд посетителя, обеспечивать объек­тивность восприятия и т. п.;

создание настроения с помощью определенной системы освещения, на­пример освещение в теплых белых тонах создает атмосферу расслабленности;

приглушение недостатков с помощью определенной системы световых эффектов, например при устранении конструктивных недостатков магазина или оборудования.

Цвет является одним из существенных факторов влияния на внимание и по­ведение человека на подсознательном уровне и адаптивные свойства посетителей. Поэтому его_зачастую используют при решении следующих задач:

улучшение имиджа магазина и выделение того, на какой сегмент рынка или группу покупателей он ориентирован. Многие фирмы привлекают покупа­телей, используя, например, красные тона, воспринимаемые покупателями как символы современных магазинов и высококачественных товаров;

создание определенного настроения персонала и посетителей. Общеизвестно, что теплые (красный, желтый) и холодные (си­ний, зеленый) цвета оказывают противоположные психологические воздействия. Большинство специалистов пришли к выводу, что теплые тона хорошо подходят для внешнего вида;

Урегулирование активности познавательных ресурсов покупателя. Например, теплые красные тона повышают кровяное давление, частоту ды­хания и другие физиологические показатели, внешне это проявляется в повышении активности внимания. Такие цвета более подходят для зон торгово­го зала, в которых желательны возбужденные покупатели ("зона возвраще­ния"), но не подходят для зон, где покупатели еще чувствуют себя неуверенно, и там, где они и без таких манипуляций достаточно активны ("зона покупки"). Напротив, холодные тона (оттенки синего и зеленого) расслабляют, умиротво­ряют, успокаивают, приятны для глаз, поэтому лучше подходят для "зоны адаптации", для секций с дорогостоящими и другими товарами, вызы­вающими настороженность и беспокойство.

2. Музыка может вносить существенный вклад в формирование атмо­сферы магазина, дифференцированной адекватно поведению посетителя на раз­личных этапах маршрута его движения, и использоваться для решения сле­дующих задач:

выделение сегмента и формирование соответствующего ситуации настроения. Специалисты высоко ценят возможности музыки гибко управлять им, выбирать ее в соответствии с характеристиками обслуживаемого сегмен­та и под настроение посетителей, которое может меняться не только в про­странстве, но и во времени;

регулирование скорости движения покупателей и осуществление покупок. Так, потребители, которые слышали громкую музыку, проводили в магазине меньше времени, однако тратили столько же денег, сколько и те, что слышали тихую музыку. А вот результаты анализа влияния музыкального ритма показали, что медленная музыка по сравнению с быстрой способствовала увеличению как времени, проводимому в магазине, так и расходов;

создание различных образов и выделение особенностей сегмента. В на­стоящее время появляются специализированные фирмы, подбирающие музыку для розничных торговых фирм в зависимости от образа жизни покупателей ос­новных сегментов, их возраста и других демографических признаков. Напри­мер, американская фирма "Mazak" исследовала влияние музыки на покупате­лей повозрастному признаку и установила, что, когда музыка соответствует де­мографическим характеристикам посетителей, они на 18% проводят больше времени и на 17% тратят денег больше, чем обычно. Поэтому она предлагает раз­ные варианты музыкального сопровождения: легкая классическая музыка, взрослая современная музыка, Топ 40(хиты), новая молодежная и др.

привлечение или направление внимания посетителей. Громкое музы­кальное сопровождение или новые мелодии заставляют посетителей концентрировать внимание на товаре, а тихие, хорошо известные мелодии, напротив, — уйти в себя.

Однако специалисты предупреждают, что, когда человеческий мозг пере­гружается звуковым сопровождением, музыка подавляет способность покупателей оценивать товар. Некоторых потребителей музыка раздражает настолько, что они уходят из магазина, а другие, наоборот, совершают больше покупок, чем они планировали, так как их сопротивление заманчивым предложениям при­обрести товар ослабевает.

3. Запахи оказывают самое сильное и быстрое влияние на эмоциональное состояние посетителя, а также позволяют оперативно формировать атмосферу. Часто используются для концентрации внимания и управления другими познава­тельными ресурсами покупателей на подсознательном уровне. Так, например, по­сетители ювелирных магазинов дольше рассматривают надушенные витрины, в отделах спортивной одежды исследователи обнаружили, что покупатели соглас­ны заплатить дороже и купить больше там, где хорошо пахнет, игроки оставляют на 35—50% денег больше в приятно пахнущих автоматах.

Однако запахи нужно применять очень осторожно, помня о том, какой ры­нок обслуживает магазин. Интенсивность запаха должна зависеть от пола покупателей (женщины более восприимчивы к запахам, чем мужчины), возраста (с воз­растом чувствительность притупляется). Установлено, что женщины предпочитают ароматы цветов, а мужчины — более острые запахи. Неприятные запахи (особенно в продовольственных магазинах) могут настораживать покупателей, создать впечатление наличия некачественных товаров и усилить эффект оборо­нительных рефлексов, а благоприятные, наоборот, воздействуют успокаивающе и ускоряют адаптацию посетителя. Для распространения запахов магазины могут использовать ароматизаторы с таймерами, совмещать ароматизацию с отоплени­ем и кондиционированием.

Психологические факторы представлены поведением обслуживающего пер­сонала магазина, наличием в торговом зале большого количества покупателей или отсутствием их.

Поведение обслуживающего персонала (приветливость, привлекательный внешний вид, профессиональные знания) может оказать потенциальное влияние на потребителей, вырабатывая у них доверие и уверенность в правильности ре­шения о покупке.

Скопление большого числа людей в магазине может привести к отказу потен­циальных потребителей от его посещения или сокращению времени пребывания в нем либо откладыванию несрочных покупок. Отсутствие покупателей вызовет сомнения в том, что этот магазин может оказывать услуги надлежащего уровня качества. Наиболее привлекательны магазины, в которых люди не только при­сутствуют, но и свободно перемещаются.

К организационным элементам относятся типы размещения оборудования и выкладка товаров в торговом зале (подробнее эти элементы рассмотрены в гл. 4). А здесь рассмотрим более подробно другие элементы атмосферы магазина, фор­мируемые организационными факторами.

Особый подход к формированию атмосферы для быстрой адаптации диктуется и тем, что клиент не останавливается, он двигается в глубь зала, следова­тельно, товары, размещенные в этой зоне, не получают достаточного внимания с его стороны. Участок зала, который соответствует такому состоянию посетителя, условно называют "зоной адаптации" (рис. 2.8). В данной зоне происхо­дит перестройка и нормализация ощущений в сторону восстановления адек­ватности контактов с предметами окружающего мира. Такие связи являются существенным механизмом отбора и переработки сигналов, поступающих при воздействии предметов внешнего мира.

Зона адаптации. Для этой зоны лучше подходят товары, стабилизирующие адекватность системы адаптивных реакций и ориентиро­вочных рефлексов, особенно тонических ориентировочных рефлексов, связан­ных со срочной активацией анализаторов в условиях внезапно изменяющейся обстановки, а также оборонительных адаптивных рефлексов, вызванных не­ожиданностью обстановки и требующих быстрейшего их сглаживания и уст­ранения.Адекватные раздражители — это раздражители, на действия кото­рых организм приспособился реагировать соответственно в естественных усло­виях.Неадекватные раздражители — это те, которые не соответствуют при­роде человека и, как правило, нежелательны. При неумеренном использовании адекватные рефлексы могут превратиться в неадекватные.

Следовательно, размещение в эту зону достаточно известных, легко и бы­стро узнаваемых товаров хорошо сочетается с этими особенностями покупа­тельских рефлексов, характеристиками внимания, показателями восприятия, поведением и т.п.

В этой зоне значительное место занимает также эмоциональная память, по­могающая прочно сохранить пережитые ранее чувства при виде знакомых товаров или получении информации о них. Действия специалистов торгового зала, адекватные данной ситуации, помогут посетителям быстрее адаптироваться к новым условиям.

По мере продвижения покупатель приспосабливается к новым условиям, т. е. восстанавливает активность внимания и свою способность концентрироваться на конкретных предметах. При этом посторонние раздражители уже не воспри­нимаются в такой мере, как в зоне адаптации, поскольку он готов к совершению запланированных покупок. Этот участок зала условно называют "зоной покупки" (рис. 2.8). В данной зоне происходит перераспределение функций ориентации в торговом зале между различными органами чувств. Посетитель не просто подда­ется впечатлениям, а активно наблюдает и так настраивает свои органы чувств, чтобы различить воздействия с максимальной точностью, а затем выбирает то, что нужно и запланировано им самим заранее.

"Зона покупки" — это зона, где восприятие побуждается непосредственным и присущим данной ситуации мотивом, который можно назвать "желанием восприятия". Здесь конкретные и непосредственные мотивы, такие, как "видеть", " слышать "видеть ясно", "слышать отчетливо", "каждый раз выяснять, что ви­дится или слышится", доминируют во взаимоотношении с окружающей средой, что свидетельствует о высокой степени его сосредоточенности на выборе запла­нированных товаров. В этой зоне подключается образная память, помогающая за­поминать воспроизводить образы предметов. При этом хорошо воспринимаются уже известные товары и изученная информация. Следовательно, специалистам по мерчендайзингу нужно действовать адекватно этому состоянию посетителя и размещать в эту зону достаточно известные и необходимые посетителю товары. Это будет соответствовать данному состоянию покупателя и природе его реф­лексов.

Отобрав нужные товары, покупатель чувствует себя "свободным", так как достиг поставленной цели. Его ничто не задерживает, и он ускоряет проход к кассе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.