Мотивация шопинга зависит от личных и соц мотивов. Личные мотивы:
-исполнение роли покупателя в семье, направлено на поддержание его самоуважения.
-разнообразие времяпрепровождения.
-самовознаграждение.
-ознакомление с новыми тенденциями.
-физическая активность.
Социальные мотивы:
-приверженность к привлекательной референтной группе,
-социальные контакты вне дома,
-поддержка статуса.
-удовольствие от торга.
По покупочной ориентациивсех потребителей м/разделить на следующие группы:
1.Неактивные потребители. Жизненный стиль и покупочные интересы ограничены, не находят удовольствия в шопинге, не важны атрибуты всего процесса шопинга.
2.Активные потребители. Высокая вовлеченность в деятельность вне дома, разносторонний жизненный стиль.
3.Сервисные потребители. Требуют высокого уровня внутримагазинного обслуживания и ожидают помощи от продавцов-консультантов.
4.Традиционные потребители. Исполняют определенную роль, не чувствительны ни к сервису, ни к цене.
5.Покупатели цены. Склонны к расширенному поиску продуктов, удовлетворяющих их ценовые требования.
Восприятие риска.Источники покупок воспринимаются покупателями, как имеющие разные степени риска. Как низкорискованные, потребитель воспринимает магазины с многолетним опытом работы и устойчивым ассортиментным профилем. Снижение воспринимаемого потребителем риска м/обеспечить следующее:
-Состояние помещения: планировка торгового зала, наличие и расположение проходов для покупателей и направление покупательных потоков, чистота торгового зала.
-Удобство достижения точки покупки (место расположения).
-Статус магазина: репутация.
-Атмосфера в магазине: физическая атмосфера (температура, влажность воздуха), атмосфера комфорта и дружелюбия со стороны персонала. Уровень привлекательности магазина, влияющий на его рыночную долю, зависит от места расположения магазина и его размера.
РД=Si/Tia : ∑ (Si/Tia)
РД – рыночная доля,
n- число аналогичных магазинов,
Si – площадь магазина,
Ti – время достижения магазина
a - фактор привлекательности для конкретной продуктовой категории, является результатом экспертной оценки и социальных опросов.
Внутримагазинные факторы покупки:
1.Экспозиция в точке покупки. 2.Атмосфера в магазине.3.Внутримагазинная реклама и снижение цены. 4.Планировка магазина. 5.Торговый персонал особенно важен в ситуации высокой вовлеченности потребителя.