ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПП В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ.
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ В МАРКЕТИНГЕ.
Потребители продуктов (У, идеи, все Т) – отдельные люди, референтные группы, орг-ции, семьи, домохозяйства, Ф. Потребление – обретение и использование П, вкл процессы, предшествующие этому и последующие после этого. ПП – дея-сть, вовлеченная в обретение, потребление и избавление от П (Бест, Кони).
Внутренние факторы отношение® Процесс принятия реш-я о покупке:
На процесс принятия реш-я о покупке влияют внешние факторы: культура и культурные ценности, демография, соц статус, референтные группы, семья и домохоз-ва. Внутренние факторы – психологические особенности, которые характерны конкретному индивидууму: восприятие, обучение, память, личность, мотивы, эмоции.
Концепция маркетинга и потребители.
В соотв-вии с этой концепцией выделяют 3 основные черты: 1) быть ориентированным на потребителя во всех процессах от разработки Т до гарантийного обслуживания и утилизации. 2) акцент на долгосрочную прибыль. 3) интеграция и координация маркетинга со всеми другими функциями, присущим Ф, орг-циям и т.д.
Взаимосвязь стратегии маркетинга и поведения потребителей.
1. Анализ внутренней и внешней среды.
2. Сегментирование рынка.
2.1. Определение потребностей на Р
2.2. Группировка потребителей по сходству потребностей
2.3. Определение целевого сегмента.
3. Разработка комплекса маркетинга
3.1. Продукт
3.2. Цена
3.3. Распространение
3.4. Продвижение
4. Процесс принятия решения о покупке
4.1. Осознание проблемы
4.2. Информационный поиск
4.3. Оценка и выбор вариантов
4.4. Приобретение, покупка
4.5. Использование, оценка
4.6. Послепокупочные процессы
5. Результаты
5.1. Удовлетворенность покупателя
- объем продаж повышается
- имидж повышается
5.2. Неудовлетворенность покупателя ® к п.1.
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПП В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ.
Культура – комплекс, включающий знания, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и все др особенности, приобретаемые человеком, как членом общества. Культура – набор ценностей, идей, предметов, которые помогают в общении и интерпретации культурных ценностей.
1. Культура приобретаема и связана с обучением.
2. Культура не предоставляет детального описания поведения, но она ограничивает рамки поведения членов этого общества.
3. Влияние культуры не осознается, ее влияние человек считает естественным и нормальным.
4. Культура адаптивна, поэтому маркетинг м/ приспосабливать ее под свои необходимые возможности.
Культурная норма – правила, которые предписывают или запрещают определенные действия в конкретных ситуациях. Культурная ценность – соц значимые цели или ориентиры поведения человека в этом обществе. По критерию направленности все культурные ценности делятся на след группы:
1. ценности, ориентированные на другого
2. ценности, ориентированные на среду
3. ценности, ориентированные на себя.
Ценности, ориентированные на другого – они отражают взгляды общества на отношение индивидуумов в группе:
1) индивидуализм или коллективизм,
2) романтическая ориентация,
3) взрослый или ребенок,
4) мускулизм или феминизм,
5) конкуренция или кооперация,
6) молодость или старость
Ценности, ориентированные на среду:
1) чистота,
2) личные достижения или статус,
3) традиции или изменения,
4) принятие риска или безопасности,
5) решение проблем или фатализм,
6) природа.
Ценности, ориентированные на себя:
1) активность или пассивность,
2) материальность или не материальность,
3) упорный труд или досуг,
4) чувственное удовлетворение или воздержанность,
5) юмор или серьезность.
Взаимосвязь м/у культурными ценностями и П м/оценить с помощью след схемы:
Культурные ценности
Атрибуты продукта Особенности потребления
1.Атрибуты П д/б отражением культурных ценностей.
2.Атрибуты П явл средствами достижения особенностей потребления.
3.Особенности потребления м/ явл средством воздействия на культурные ценности.
М/ использовать эту схему в следующих случаях:
1)В элементах сообщений, в коммуникациях необходимо уделять наибольшое внимание специфическим атрибутам П.
2)Показывая преимущества для потребителей необходимо отразить позитивные последствия использования П.
3)Точка рычага – необходимо создать ассоциацию в рекламе атрибутов П с положительными, культурными ценностями для активизации культурных ценностей.
Изучение культурных ценностей проводится с помощью след методов:
1. Описание культурных ценностей (LOV), в соотв-вии с этим выделяют:
- самореализация,
- эмоциональный подъем,
- чувство достижения,
- самоуважение,
- чувство принадлежности,
- уважение других,
- безопасность,
- веселье и удовольствие,
- теплые отношения с другими.
2. Опрос респондентов.
3. Наблюдения, полевые исследования.
4. Контентанализ – измерение культурных ценностей, которые отражены в массовой культуре, литературе.
Успех современного глобального маркетинга зависит от знания и изучения межкультурных изменений поведения потребителей. Большую роль здесь играет анализ поведения потребителя для идентификации структурных, культурных, этнических различий и сходств рынков отдельных стран, т.к. стремление покупать подвержено воздействию этих факторов. Анализ глобального Р начинается с изучения стандартных потребностей, изучения способности и желания покупать Т и тратить деньги.