Зарождение дизайна всегда связывают с индустриализацией и механизацией производства, обусловленными промышленной революцией в Британии в середине XVIII — первой трети XIX в. Промышленная революция — это прежде всего внедрение в процесс производства станков. Это замена уникальных движений ремесленника воспроизводимыми, повторяющимися движениями машины. Первыми машинами, заменившими ручные операции, были ткацкие станки на мануфактурах. В движение все эти механизмы приводились либо животными, либо водяными колесами. В начале XIX в.был изобретен механизм для автоматизации ткацкого процесса, возникли перфорированные карты, на которых информация об узоре,выполняемом на жаккардовом станке, записывалась пробивкой отверстий. Еще одна особенность промышленной революции — развитие массового производства, требовавшего механизации и упрощения технологий. В дальнейшем фабрики развивались в сторону все большей оптимизации, рационализации процессов, разделения технологических операций, применения паровых машин для приведения в действие все более совершенных обрабатывающих станков. Традиционно наиболее точными областями производства были ювелирное дело, изготовление часов, механических и оптических приборов, измерительной техники. Само появление книгопечатания и тиражирования изображений также повлияло на вычленение дизайна в самостоятельную профессиональную сферу. Уже с XVI в. известны книги и папки с листами,
на которых изображены орнаментальные мотивы. Тонко исполненные гравированные увражи были необходимы мебельщикам, ткачам, ремесленникам, занимавшимся оформлением интерьеров. Художник не задумывался о том, в каком конкретном материале, в каком изделии его рисунки будут использованы. Так проектирование, рисование образцов начинает выделяться в самостоятельную профессию.
Ниже ИЗ МЕДВЕДЕВОЙ!!!!!!!!!!!!!!!!
Причины возникновения дизайна в середине 19 века:
- упадок ремесла
- нарушение традиционных принципов
- коммерческие потребности индустриального производства
- общественное неприятие индустриальных продуктов
- социокультурные настроения по поводу наступления техники и технологий на "человеческий мир".
Поиск новых принципов формообразования обусловлен:
- материально - техничским и социокультурным изменением общественных и эстетических идеалов
- постоянным стремлением человека к созданию гармонии
Форма промышленного изделия становится:
- содержательной, информирует потребителя о свойствах вещей
- максимально удобной, эргономичной
- максимально приспособленной к условиям производства
- соответствует представлениям людей о красоте и комфорте, предмет воспринимается как часть среды
В России с конца 19 века в специальный обиход вошли термины:промышленное искусство, "техническая эстетика", как теория создания вещей, "художественное конструирование", как разработка вещей (ВНИИТЭ)
Истоки викторианского стиля
Долгое правление королевы Виктории (1837-1901) совпало с историзмом, «битвой стилей», промышленной революцией и движением «Искусства и ремесла» или эстетическим направлением в Англии. Однако в истории искусства «викторианский стиль» - это направление в английском и американском дизайне XIX в. (и параллельные течения в других европейских странах), которое характеризуется излишней декоративностью. Многие критики и специалисты в области архитектуры XX в. отрицают значение викторианского стиля, видя в нем безвкусицу, доходящую до абсурда.Однако викторианский стиль часто отличают энергия, живость и свобода, которых иногда не хватает стилям предшествующих и последующих эпох. В некоторых вариантах стиля декор сдержанный или вовсе отсутствует. Они предвосхищают дизайн XX в. Викторианский стиль как бы распадается на два направления: стиль с пышной отделкой (правительственные и административные здания, церковная архитектура) и строгий стиль (промышленность, транспорт).Свидетельства этого можно обнаружить в документах, относящихся к Всемирной выставке, прошедшей в Хрустальном дворце в 1851 г. Это знаменитое здание, которое кажется вполне современным, было построено из новых материалов, листового стекла и металла. Однако выставленные внутри экспонаты имели совершенно иной характер, каждый участник выставки, казалось, пытался превзойти остальных в кричащей безвкусице, которая сегодня выглядит нелепо. Иллюстрированный каталог выставки и великолепные цветные литографии позволяют довольно подробно изучить этот удивительный контраст.На заднем плане видна удивительно простая конструкция здания. Дамы в кринолинах и джентльмены в цилиндрах рассматривают мебель, зеркала, пианино, камины, фарфор и стекло с разнообразными орнаментами. Изредка встречаются греческие колонны и готические арки; почти каждый предмет украшен фигурами людей и животных, листьями, цветами и сложными арабесками, на первый взгляд не имеющими ничего общего с историческими стилями.Модели локомотивов, пистолеты, телескопы и различные механизмы терялись среди «художественных» вещей. Там были столы, поддерживаемые чугунными лебедями, стулья из папье-маше, декорированные, как отмечается в каталоге, «двумя крыльями», резные буфеты, колыбели, железная кровать «с элементами французского ренессанса», фабричные аксминстерские ковры, набивные ткани с цветочным рисунком.Промышленная революция упростила и, как следствие, удешевила процесс производства предметов быта, который раньше изготавливались вручную. Нужно отметить, что художественные качества (иногда не только художественные) вещей ухудшались, по сравнению с предыдущими эпохами. В доиндустриальную эпоху художники, архитекторы (часто самоучки) и ремесленники работали в рамках традиции, медленно складывавшейся в течение длительного времени. Мебельщик обучался ремеслу постепенно и знакомился со стилем своей эпохи на примерах лучших произведений искусства и архитектуры. Ткач с большим вниманием относился к материалам и узорам тканей, которые он ткал. Серебряных дел мастер, стеклодув, часовщик, резчик по дереву и штукатур работали в определенной традиции для клиентуры, которая ценила эстетическое совершенство так же, как практичность.Когда ткачество превратилось в промышленное производство, фабричные рабочие не принимали участия в разработке дизайна тканей, производимых на их предприятии. Фабричная мебель больше не создавалась мебельщиками, она собиралась из изготовленных машинным способом частей рабочими, которые не играли никакой роли в разработке дизайна. Дизайн все меньше был связан ремеслом, он перешел в ведение владельцев фабрик и управляющих, которые знали только, что покупатели хотят как можно больше украшений и что промышленное производство может удовлетворить все их пожелания легко и быстро. В викторианскую эпоху «кричащий» стиль стал нормой и распространился повсеместно.
Британия
Неоготика просуществовала вплоть до 1880-х гг. как один из стилей, которые конкурировали между собой и пользовались успехом у богатых торговцев, заводчиков, банкиров и других представителей новой буржуазии, которые жаждали иметь такие же особняки, как у знати. Дворцы эпохи Тюдоров, королевы Елизаветы, королей Якова I и Карла I и II служили образцами, иногда приобретались даже лежащие в руинах замки, в результате старина смешивалась с новоделом.
Особняки
Архитекторы, строившие дома для английских нуворишей, были хорошо знакомы с историческими стилями, которые они и воссоздавали. Викторианские особняки представляли собой большие сооружения с парадными залами, капеллами, десятками спален и служебными флигелями, в которых размещались слуги. Фахверковые дома с остроконечными крышами, башни с зубчатыми стенами и часовые башни, видимые на много миль вокруг, были излюбленными элементами. В Чешире Джон Толленмах заказал архитектору Энтони Салвину (1799-1881) построить замок Пекфортон (1844-1850), который напоминает средневековый замок. Наряду с круглой главной башней, главным залом и часовней с каменными сводами здесь была бильярдная, классная комната для детей и ванная, примыкающая к кабинету хозяина. Тинтесфилд в Сомерсете, творение Джона Нортона (1823-1904), был построен в 1863 г. Разные стили перемешаны, преобладает готический стиль, но эркеры, башенки и башни не похожи на средневековые. Интерьеры, отделанные псевдоготическими резными украшениями и разноцветной плиткой, заставлены мебелью в разных стилях, стены покрыты орнаментами, вдоль них расставлены вазы и керамические изделия из Китая и Японии. В Англии много подобных особняков, которые неискушенный зритель может принять за памятники более ранних эпох.