Американский викторианский стиль отличался большей оригинальностью, чем более сдержанный английский викторианский стиль. Хотя после войны за независимость американцы с уважением относились к демократическим идеям, в стране происходили те же процессы, что и в Британии. Фермеры покидали деревни и переезжали в город, превращаясь в менеджеров, квалифицированных рабочих и бизнесменов. Особняки становились символом материального благополучия. Увеличивался поток товаров из Европы. Американский клипер, жатвенная машина МакКормака, револьвер Кольта и часы Уолтема говорят об изобретательности и практичности янки, но архитектура отошла от чисто практических задач.
Историки часто подразделяют викторианский стиль на несколько самостоятельных стилей:
Плотницкая готика - американская неоготика. Материалом обычно служит дерево, часто в виде обшивки досками или рейками. Стрельчатые арки используются наряду с деревянными элементами, украшенными готическими орнаментами. Часто цветные стекла вставляются в свинцовые переплеты. Небольшие железнодорожные вокзалы и сельские церкви обычно строятся в этом стиле.
Итальянский стиль - стиль, для которого характерны четырехскатные вальмовые крыши, террасы, лоджии, карнизы на кронштейнах и башни. Окна и двери часто заканчиваются полуциркульными арками.
Мансардный стиль - стиль, который отличается использованием мансард. Мансарда имеет уступ и обычно покрыта шифером. Часто присутствуют орнаменты из чугуна. Мансардный стиль часто использовался для общественных зданий, судов и вокзалов. Термин «генерал Грант» часто употребляют для викторианских зданий с мансардой.
Стиль королевы Анны (или возрождение стиля королевы Анны) - поздний викторианский стиль, для которого характерны утонченный декор, асимметрия, сочетание кирпича, терракоты, гонта, часто используются барельефы и витражи.
Международная промышленно-художественная выставка 1876 г. в Филадельфии стала демонстрацией американского викторианского стиля, точно так же, как Всемирная выставка в Англии. В выставочных залах разместились экспозиции, посвященные технике, садоводству и искусству. Для различных отраслей промышленности и отдельных штатов строились небольшие павильоны в разнообразных стилях. Из Японии была доставлена настоящая пагода. Один из самых впечатляющих экспонатов - гигантский паровой двигатель, построенный «Корлисс Айрон Воркс» для городской насосной станции. Он демонстрировался в действии и вызвал восторг зрителей. Предметы для дома перегружены декором. Орган фирмы «Масон энд Хамлин» идеально подходящий для викторианских интерьеров, украшен инкрустацией, резьбой и лиственным орнаментом, но критик Вальтер Смит описал его, как «лишенный уродств в виде орнаментов, которые обезобразили многие инструменты»Стиль, в котором декорирован орган и мебель той эпохи, часто называют «истлейк», в знак уважения к английскому художнику и писателю Чарльзу Локу Истлейку (1836-1906). Его книга «Советы по устройству дома» (1868) пользовалась в Америке огромной популярностью и оказала большое влияние на американские интерьеры. Истлейк ратовал за простоту и сдержанность, но иллюстрации, сопровождающие текст, свидетельствуют о чрезмерном увлечении деталями.
Особняки
Буржуазия строила особняки, внутри и снаружи оформленные во всех возможных стилях. Дом («Армсмер») полковника Сэмюеля Кольта, изобретателя револьвера, располагался по соседству с принадлежащей ему фабрикой в Хартфорде, штат Коннектикут, и был построен в нескольких стилях он отдаленно напоминал итальянские палаццо с мавританскими куполами. Фредерик Э. Чёрч, пейзажист, воплотил в жизнь свои мечты, построив на реке Гудзон дом, который он назвал «Олан». Художник оформил его в стиле, который, по его мнению, был «персидским», ему помогал профессиональный архитектор и ландшафтный дизайнер Калверт Бокс (1824-1895).Бокс родился в Англии, но прославился в Америке (работая вместе с Фредериком Ло Олмстедом), проектируя большие парки, в том числе Центральный парк в Нью-Йорке, парки в Риверсайде и Южный парк в Чикаго. В 1857 г. он выпустил альбом «Виллы и коттеджи», в основу которого легли архитектурные проекты, разработанные им совместно с А. Дж. Даунингом. Книга начинается с практических советов по планировке домов, и проектов санузла. Затем рассказывается о декоративных элементах, используемых как снаружи, так и внутри зданий, и, наконец, приводятся тридцать девять вариантов дизайна домов, начиная от самых скромных коттеджей и заканчивая гигантскими особняками. Проекты, которые носят названия вроде «Живописная вилла с флигелем и чердачными помещениями» и «Каменная вилла неправильной планировки с башней» (в доме двадцать девять комнат, не считая чердака и башни: цена 30 000 долл. США), отражают характерную для викторианского стиля склонность к чрезмерному украшательству.